Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 мая 2009 г. N Ф09-2971/09-С1
Дело N А07-20159/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лукьянова В.А., судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "УЗТМ Формула" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.02.2009 по делу N А07-20159/2008.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об отмене постановления Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - управление) от 12.12.2008 N 582 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - Кодекс).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 8.41 указанного Кодекса
Решением суда от 27.02.2009 (судья Хайдаров И.М.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанный судебный акт отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 1.6, 25.1, 25.4 Кодекса.
Как следует из материалов дела, в период с 09.07.2008 по 10.07.2008 управлением совместно с прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы проведена проверка общества, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Путейская, д. 2, по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки было установлено, что у общества имеются стационарные источники загрязнения атмосферы, от которых выделяются загрязняющие вещества: автостоянка, гараж, РММ, осуществляется производство технических масел, имеется участок розлива масел, семь единиц автотранспортных средств; при изготовлении технических масел обществом используются добавки, которые поступают либо по железнодорожной ветке, либо с машин цистерной откачиваются через терминал сразу в емкости, находящиеся в цехе по производству технических масел; сырье поступает от открытого акционерного общества "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" также по железнодорожной ветке и откачивается в емкости; на качество технических масел отбираются пробы лабораторией заявителя.
При этом у общества отсутствует разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, инвентаризация выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработка предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух обществом не производились, госстатотчетность по форме 2 ТП "Сведения об охране атмосферного воздуха за 2007 год" не согласована, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан, паспорта опасных отходов не разработаны и не согласованы, отсутствует лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, обществом не вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением положений ст. 14, 16, 21, 22, 30 Федерального закона от 04.05.1996 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как 4 мая 1999 г.
По итогам проверки управлением составлен акт от 09-10.07.2008 N 01-13/РО, в котором обществу предписано устранить выявленные нарушения.
На основании распоряжения от 20.11.2008 управлением проведена внеплановая проверка общества по выполнению предписаний об устранении нарушений и составлен акт от 20.11.2008 N 01-13/107-РО.
Рассмотрев материалы проверки соблюдения обществом законодательства об охране окружающей среды, исполняющий обязанности прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы по факту невнесения обществом своевременно платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленном законодательством порядке вынес постановление от 21.11.2008 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 Кодекса. Данное постановление для рассмотрения было направлено в управление.
Постановлением управления от 12.12.2008 N 582 общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 50000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из наличия состава вменяемого административного правонарушения в действиях общества и отсутствия нарушений процедуры привлечения его к административной ответственности.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Под отходами производства и потребления, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а под размещением отходов - хранение и захоронение отходов.
В силу ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 8.41 Кодекса.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности общества является производство технических масел и полиэтиленовых емкостей. От его производственной и хозяйственной деятельности образуются отходы: отработанные ртутьсодержащие лампы, твердые бытовые отходы, строительный мусор, пищевые отходы, упаковочная бумага, смет от уборки территорий, жидкие бытовые отходы. У общества также имеются стационарные источники загрязнения атмосферы, от которых выделяются загрязняющие вещества.
Вместе с тем судом установлено и обществом не оспаривается, что последним не вносится в бюджет плата за негативное воздействие на окружающую среду.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал доказанным наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Довод заявителя кассационной жалобы о ненадлежащем уведомлении его о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.11.2008 и постановления о привлечении к административной ответственности от 12.12.2008 судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку не подтверждается материалами дела.
Как правильно установлено судом первой инстанции, общество было извещено телефонограммой от 18.11.2008 о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Факт получения телефонограммы обществом не оспаривается. При этом направление уведомления о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении телефонограммой не противоречит нормам Кодекса.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество также было извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением с отметкой о вручении от 05.12.2008.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.02.2009 по делу N А07-20159/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УЗТМ Формула" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 8.41 Кодекса.
...
Как правильно установлено судом первой инстанции, общество было извещено телефонограммой от 18.11.2008 о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Факт получения телефонограммы обществом не оспаривается. При этом направление уведомления о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении телефонограммой не противоречит нормам Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 мая 2009 г. N Ф09-2971/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника