Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 мая 2009 г. N Ф09-3359/09-С3
Дело N А60-22159/2008-С10
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 октября 2009 г. N Ф09-6896/09-С3
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 2009 г. N 11802/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Глазыриной Т.Ю., судей Дубровского В.И., Гусева О.Г.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.12.2008 по делу N А60-22159/2008-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" (далее - общество, налогоплательщик) - Ростоцкая Е.В. (доверенность от 09.02.2009 б/н), Иванченко Д.В. (доверенность от 11.01.2009 б/н),
инспекции - Семенова Л.А.(доверенность от 26.12.2008 N 09-07).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания инспекции от 14.08.2008 N 03 об устранении нарушений законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
Решением суда от 17.12.2008 (судья Севастьянова М.А.) требования общества удовлетворены. Признано недействительным предписание инспекции от 14.08.2008 N 03 об устранении нарушений законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 (судьи Савельева Н.М., Нилогова Т.С., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов об отсутствии у налогового органа полномочий на вынесение предписания о прекращении деятельности организатора азартных игр положениям п. 15 Инструкции о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2007 N 100н (далее - Инструкция), а также о недоказанности налоговым органом несоблюдения обществом требований, предусмотренных ч. 6 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ), поскольку долгосрочные финансовые вложения в виде простых векселей на сумму 450 млн. руб. векселедателя общества с ограниченной ответственностью "ВЕСТ" (далее - общество "ВЕСТ"), по отношению к которому общество является зависимым лицом, в силу п. 3 Порядка расчета стоимости чистых активов организатора азартных игр, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.05.2007 N 29н (далее - Порядок расчета), не могут быть включены в стоимость активов.
Отзыв на кассационную жалобу инспекции в Федеральный арбитражный суд Уральского округа обществом не представлен.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки по вопросам технического состояния игрового оборудования и соблюдения требований к организаторам азартных игр, установленных ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ за период с 01.07.2007 по 01.06.2008, оформленной актом от 17.07.2008, выявлено, что стоимость чистых активов общества составляет менее 600 млн. руб., обществом используются игровые автоматы, в которых технологически заложенный средний процент денежного выигрыша каждого игрового автомата ниже 90 процентов, деятельность по организации азартных игр в зале игровых автоматов осуществляется по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Ильича, д. Па, расположенном в объекте жилого фонда, в помещении, в котором расположено игорное заведение - казино, расположенное по адресу: Тюменская область, ХМАО, г. Урай, микрорайон 2, д. 106, осуществляется деятельность, не связанная с организацией и проведением азартных игр или оказанием сопутствующих азартным играм услуг, а именно услуги общественного питания, находится кафе, принадлежащее обществу с ограниченной ответственностью "Карат Плюс", площадь зоны обслуживания по залу игровых автоматов и казино в указанном помещении менее 800 кв.м., площадь казино 206,5 кв.м., отсутствует гардероб для посетителей игорного заведения, в служебной зоне отсутствует помещение для организации службы безопасности.
На основании изложенного, налоговым органом в отношении общества вынесено предписание от 14.08.2008 N 03 об устранении нарушений законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, согласно которому в срок до 25.08.2008 обществу предписано прекратить деятельность организатора азартных игр, не соответствующего требованиям, предусмотренным ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ и представить в инспекцию по месту регистрации объектов игорного бизнеса заявления о регистрации изменений (уменьшении) количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Считая указанное предписание незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суды исходили из того, что инспекцией не представлены доказательства несоответствия общества требованиям, предусмотренным ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, а также из отсутствия у налогового органа полномочий на вынесение оспариваемого предписания о прекращении деятельности организатора азартных игр.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007 и касаются введения новых требований, в том числе к организаторам азартных игр и игорным заведениям.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании данной деятельности.
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, п. 5.1.9 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2008 N 116), контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных ч. 1 и ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, осуществляется Федеральной налоговой службой.
В соответствии с п. 3 Инструкции в ходе контроля соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, налоговыми органами проводится проверка соблюдения организаторами азартных игр требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Согласно п. 5 Инструкции проверка проводится на основании распоряжения территориального налогового органа. В п. 6 Инструкции определены сведения, подлежащие указанию в распоряжении о проведении проверки, среди них: правовые основания проведения проверки, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки. Результаты проверки оформляются актом проверки (п. 16 Инструкции).
В случае выявления в результате проведения проверки в рамках обеспечения исполнения положения, предусмотренного п. 6 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, нарушений требований, установленных ч. 1, 2 ст. 16 закона, руководителем налогового органа по месту постановки на учет организатора азартных игр выносится предписание об устранении выявленных нарушений.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество на основании выданной ему Федеральным агентством по физической культуре и спорту лицензии N 005243 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений сроком действия с 23.08.2004 до 23.08.2009 осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в действующих игорных заведениях, расположенных в г. Полевском, г. Качканаре, г. Алапаевске, г. Первоуральске Свердловской области, в г. Лангепасе, г. Урае, г. Белоярском Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа.
Проверка общества по вопросам технического состояния игрового оборудования и соблюдения требований к организаторам азартных игр, установленных ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, проведена на основании распоряжения руководителя инспекции от 18.06.2008 N 03.
Согласно п. 15 Инструкции контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом. В случае выявления в результате проведения проверки в рамках обеспечения исполнения положения, предусмотренного ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, нарушений требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, руководителем налогового органа по месту постановки на учет организатора азартных игр выносится предписание об устранении выявленных нарушений: о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр, не соответствующих требованиям, установленным ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ; об устранении иных нарушений.
В предписании также указывается на необходимость подачи в налоговый орган (по месту регистрации объектов налогообложения игорного бизнеса) заявлений о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения.
Оспариваемым предписанием предписано обществу прекратить в срок до 25.08.2008 деятельность организатора азартных игр и представить в налоговые органы по месту регистрации объектов игорного бизнеса заявления о регистрации изменения (уменьшении) количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что предписание инспекции о прекращении деятельности организатора азартных игр не соответствует требованиям, предусмотренным п. 15 Инструкции.
В силу ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр не может быть менее 600 миллионов рублей - для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов.
Согласно п. 1 Порядка расчета стоимость чистых активов организатора азартных игр определяется путем вычитания из суммы активов организатора азартных игр, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.
Из п. 3 Порядка расчета в состав активов, принимаемых к расчету, включаются внеоборотные активы, в частности, долгосрочные финансовые вложения, за исключением векселей, а также ценных бумаг хозяйственных обществ, которые являются дочерними или зависимыми обществами организатора азартных игр, либо по отношению к которым организатор азартных игр является дочерним или зависимым обществом.
В соответствии с п. 1 ст. 106 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) хозяйственное общество имеет более двадцати процентов уставного капитала первого общества.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что при расчете стоимости чистых активов обществом в качестве долгосрочных финансовых вложений были учтены простые векселя, эмитентом которых является юридическое лицо - общество "ВЕСТ" на сумму 450 000 тыс. руб.
Обществом в бухгалтерской отчетности стоимость чистых активов отражена по состоянию на 01.07.2007 в сумме 606 989 тыс. руб., по состоянию на 01.10.2007 в сумме 606 466 тыс. руб., по состоянию на 10.01.2008 в сумме 607 880 тыс. руб., по состоянию на 01.04.2008 в сумме 623 801 тыс. руб.
Налоговый орган определил размер чистых активов в сумме 157 421 тыс. руб., 156 467 тыс. руб., 172 870 тыс. руб., 172 246 тыс. руб. соответственно указанным периодам, исключив 450 010 тыс. руб., из которых 450 000 тыс. руб. - стоимость простых векселей, приобретенных обществом у общества "ВЕСТ", на денежные средства, перечисленные его учредителями обществом с ограниченной ответственностью ПП "Снабторг" (далее - общество "Снабторг"), обществом с ограниченной ответственностью "Торгснаб", обществом с ограниченной ответственностью "Стройресурсимпекс" (далее -общество "Стройресурсимпекс") по 150 000 тыс. руб. каждый, а также 10 000 руб. - сумму, внесение которой в качестве доли закрытым акционерным обществом "Производственное объединение "РОСС" в уставный капитал налогоплательщика, по мнению инспекции, не подтверждено.
Вывод судов о том, что налоговым органом не представлены доказательства зависимости общества от общества "ВЕСТ", является верным.
Доводы налогового органа о взаимозависимости общества с обществом "ВЕСТ" в связи с тем, что учредителем и директором общества "Снабторг" является то же лицо, что и учредитель и директор общества "ВЕСТ" -Садчиков Б.В., заработная плата директору общества "Стройресурсимпекс" зачисляется на лицевой счет обществом "Снабторг", и формирование чистых активов в сумме 450 000 тыс. руб. произведено в результате формального оборота денежных средств, подлежат отклонению, поскольку условия наличия обстоятельств, свидетельствующих о зависимости обществ, определены п. 1 ст. 106 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 4 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 08.02.1998 N 14-ФЗ, и обстоятельства, предусмотренные указанными положениями права, налоговым органом в ходе проверки не выявлены.
Доводы инспекции о недобросовестности общества при формировании чистых активов, учитываемых при осуществлении деятельности по организации азартных игр, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства, имеющие значение в целях налогообложения, не предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ в качестве требований, предъявляемых к организаторам азартных игр.
Основания для переоценки доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судами, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.12.2008 по делу N А60-22159/2008-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы налогового органа о взаимозависимости общества с обществом "ВЕСТ" в связи с тем, что учредителем и директором общества "Снабторг" является то же лицо, что и учредитель и директор общества "ВЕСТ" -Садчиков Б.В., заработная плата директору общества "Стройресурсимпекс" зачисляется на лицевой счет обществом "Снабторг", и формирование чистых активов в сумме 450 000 тыс. руб. произведено в результате формального оборота денежных средств, подлежат отклонению, поскольку условия наличия обстоятельств, свидетельствующих о зависимости обществ, определены п. 1 ст. 106 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 4 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 08.02.1998 N 14-ФЗ, и обстоятельства, предусмотренные указанными положениями права, налоговым органом в ходе проверки не выявлены.
Доводы инспекции о недобросовестности общества при формировании чистых активов, учитываемых при осуществлении деятельности по организации азартных игр, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства, имеющие значение в целях налогообложения, не предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ в качестве требований, предъявляемых к организаторам азартных игр.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.12.2008 по делу N А60-22159/2008-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 мая 2009 г. N Ф09-3359/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника