Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 июня 2009 г. N Ф09-3744/09-С5
Дело N А34-2647/2008-Г37
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 февраля 2010 г. N Ф09-3744/09-С5 по делу N А34-2647/2008
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2009 г. N 18АП-4372/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сирота Е.Г., судей Гайдука А.А., Вербенко Т.Л.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Энергосбыт" (далее - общество "Энергосбыт") на решение Арбитражного суда Курганской области от 19.12.2008 по делу N А34-2647/2008-Г37 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Энергосбыт" - Бабушкина О.А. (доверенность от 01.01.2009 N 106-09);
закрытого акционерного общества "Шумихинская межрайонная энергосбытовая компания" - Архипов В.Н. (доверенность от 01.12.2008 N 12).
Закрытое акционерное общество "Шумихинская межрайонная энергосбытовая компания" (далее - общество "ШМЭК") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к обществу "Энергосбыт" о понуждении к заключению договора энергоснабжения на условиях истца.
Решением суда от 19.12.2008 (судья Радаева О.В.) заявленные требования удовлетворены. Суд обязал общество "Энергосбыт" заключить с обществом "ШМЭК" договор поставки электрической энергии на условиях проекта договора, представленного обществом "ШМЭК", за исключением п. 4.2.4.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 (судьи Карпусенко С.А., Логиновских Л.Л., Махрова Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Энергосбыт" просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, истец не является субъектом розничного рынка электрической энергии. Выводы судов о наличии технологического присоединения потребителей, которым истец намерен поставлять электрическую энергию к электрическим сетям, о надлежащем техническом состоянии энергопринимающих устройств потребителей, являются ошибочными. По мнению общества "Энергосбыт" условия о цене договора не соответствуют требованиям действующего законодательства. Кроме того, заявитель указывает, что истцом не представлены доказательства внесения Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области общества "ШМЭК" в Реестр энергоснабжающих и прочих организаций Курганской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок к ним, а также установления последнему тарифа на электрическую энергию, поступающую от гарантирующего поставщика.
Общество "ШМЭК" в отзыве указало, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласно, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 13.10.2006 N 17-2 обществу "Энергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика.
В зону деятельности общества "Энергосбыт" как гарантирующего поставщика включена, в числе прочих, зона деятельности, определенная границами балансовой принадлежности электрических сетей открытого акционерного общества "Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети" (Постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 23.08.2007 N 14-4).
25.04.2008 истцом в адрес общества "Энергосбыт" направлена заявка на заключение договора энергоснабжения от 04.05.2008 N 1 с приложением его проекта.
Ответчик письмом от 26.05.2008 уведомил истца об отказе заключить предложенный истцом договор, ссылаясь на то, что истец не является потребителем электрической энергии, заявка на заключение договора и проект договора не соответствуют действующему законодательству.
Отказ ответчика от подписания проекта договора, предложенного истцом, явился основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Принимая судебные акты об удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что общество "Энергосбыт" и общество "ШМЭК" являются субъектами розничного рынка электроэнергии, выступающими в качестве соответственно гарантирующего поставщика электрической энергии и энергосбытовой организации, представленный истцом проект договора энергоснабжения соответствует требованиям законодательства, истцом представлены необходимые для заключения такого рода договоров документы, поэтому оснований для уклонения ответчика от заключения договора не имелось.
Между тем, данные выводы судов не соответствуют материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Согласно статье 3 Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
В соответствии с п. 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) гарантирующий поставщик обязан заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности. Этим же пунктом определены обстоятельства, при наличии которых гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора купли-продажи электрической энергии с заявителем: отсутствие технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям и нахождение точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Исходя из указанных норм, гарантирующий поставщик обязан заключить договор купли-продажи (поставки) электрической энергии со сбытовой организацией, действующей от имени и в интересах потребителей электрической энергии, при одновременном наличии следующих условий: технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям; нахождение точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, в зоне деятельности гарантирующего поставщика; наличие доказательств, подтверждающих, что заявитель действует от имени и в интересах потребителей электрической энергии, которыми, в частности, могут являться заключенные в установленном порядке договоры купли-продажи электрической энергии с потребителями.
В материалы дела представлен перечень потребителей, в отношении которых общество "ШМЭК" имеет намерение заключить договор купли-продажи электрической энергии, а также Плановый реестр договоров на поставку электроэнергии потребителям ЗАО "ШМЭК". Однако сами договоры, заключенные обществом "ШМЭК" с потребителями, в материалах дела отсутствуют. Из письма Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 31.03.2009 N 03/630 также усматривается информация об отсутствии у истца договоров с потребителями, заключенных в установленном законом порядке.
Более того, как следует из кассационной жалобы и пояснений ответчика, данных в ходе судебного заседания, в перечень потенциальных (планируемых) потребителей, представленных обществом "ШМЭК", включены потребители, которые уже заключили договоры купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком - обществом "Энергосбыт".
При таких обстоятельствах арбитражному суду следует установить факт наличия (отсутствия) договоров купли-продажи электрической энергии, заключенных истцом с потребителями, расположенными на территории зоны деятельности гарантирующего поставщика - общества "Энергосбыт", и, в зависимости от этого, определить наличие условий для понуждения гарантирующего поставщика к заключению договора купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Принимая решение об обязании ответчика заключить с истцом договор поставки электрической энергии на условиях проекта договора, представленного обществом "ШМЭК", суд определил условие договора об оплате принятой электрической энергии (п.п. 6.1, 6.2 договора), согласно которому исполнение договора в части оплаты потребленной электрической энергии осуществляется по регулируемым ценам (тарифам). Оплата потребленной электрической энергии, полученной потребителем мощности от гарантирующего поставщика, производится по тарифу, установленному Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
Данный вывод суда обоснован намерением истца приобретать электрическую энергию для оказания коммунальных услуг и обеспечения граждан - потребителей электрической энергией.
Между тем, суд не принял во внимание, что согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307), под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом потребителем коммунальных услуг признается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В материалах дела истцом представлен перечень потребителей, среди которых указаны юридические лица. Согласно "Перечню договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии), заключенных с юридическими и физическими лицами, не относящимися к бытовым потребителям" и "Плановому реестру договоров на поставку электроэнергии потребителям ЗАО "ШМЭК" (Приложение N 1 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии N 2 от 10.04.2007 года, заключенному между обществом "ШМЭК" и ОАО "Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети") абонентами являются: предприятия - 362, население - 9597.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что общество "ШМЭК" намерено приобретать электрическую энергию для оказания коммунальных услуг и обеспечения граждан-потребителей электрической энергией, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В силу п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), установлено, что в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены. К свободным (нерегулируемым) ценам на электрическую энергию (мощность) относятся цены, определяемые по результатам конкурентного отбора ценовых заявок или по соглашению сторон на оптовом и розничных рынках.
В соответствии со ст. ст. 2, 6 Федерального закона от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
В силу п. 106 Правил N 530 на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, а также по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном пунктами 108-111 Правил N 530.
Согласно п. 108 Правил N 530 поставка электрической энергии (мощности) гражданам-потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления, а исполнителям коммунальной услуги по электроснабжению - в объемах электрической энергии (мощности), определяемых в соответствии с пунктом 89 Правил, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам). Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках (п. 109 Правил N 530).
Пунктом 50 Правил функционирования оптового рынка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643, (далее - Правила N 643) установлено, что торговля электрической энергией на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в рамках объемов, соответствующих предельным (минимальному и максимальному) объемам продажи электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам). Предельные (минимальный и максимальный) объемы продажи электрической энергии на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам) определяются устанавливаемыми долями от объема производства (потребления) электрической энергии, определенного для участника оптового рынка в прогнозном балансе с учетом положений пункта 52 указанных Правил. При этом учитываются предусмотренные данными Правилами особенности формирования объемов электрической энергии для поставки населению. С 1 января 2007 г. по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке электрическая энергия поставляется в следующих долях от объема производства (потребления) электрической энергии, определенного для участника оптового рынка в утвержденном в установленном порядке в 2006 году прогнозном балансе на 2007 год с учетом положений пункта 52 Правил N 643 (далее - базовый прогнозный объем электрической энергии) и предусмотренных Правилами особенностей формирования объемов электрической энергии для поставки населению:
с 1 января по 30 июня 2007 г. - от 90 до 95 процентов;
с 1 июля по 31 декабря 2007 г. - от 85 до 90 процентов;
с 1 января по 30 июня 2008 г. - от 80 до 85 процентов;
с 1 июля по 31 декабря 2008 г. - от 70 до 75 процентов;
с 1 января по 30 июня 2009 г. - от 65 до 70 процентов;
с 1 июля по 31 декабря 2009 г. - от 45 до 50 процентов;
с 1 января по 30 июня 2010 г. - от 35 до 40 процентов;
с 1 июля по 31 декабря 2010 г. - от 15 до 20 процентов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643
С 1 января 2011 г. электрическая энергия в полном объеме (за исключением объемов электрической энергии для поставки населению) поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам.
При определении максимальных объемов продажи электрической энергии (мощности) на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам) учитываются объемы потребления населением электрической энергии (мощности) в текущем периоде регулирования, включенные в прогнозный баланс на основании данных, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Таким образом, определение судом условия договора об оплате принятой электрической энергии (п.п. 6.1, 6.2 договора) в редакции истца, согласно которой: "Исполнение договора в части оплаты потребленной электрической энергии, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам). Оплата потребленной электрической энергии, полученной потребителем мощности от гарантирующего поставщика, производится по тарифу, установленному Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области", не соответствует действующему законодательству и нормативным правовым актам.
Поскольку решение и постановление приняты с нарушением норм материального и процессуального права, содержащиеся в них выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам (ст. 288 АПК РФ), судебные акты подлежат отмене, а дело -направлению на новое рассмотрение по существу.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, дать надлежащую правовую оценку доводам истца и ответчика, имеющимся в деле доказательствам и принять судебный акт в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно ч. 3 ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 19.12.2008 по делу А34-2647/2008-Г37 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курганской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 50 Правил функционирования оптового рынка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643, (далее - Правила N 643) установлено, что торговля электрической энергией на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в рамках объемов, соответствующих предельным (минимальному и максимальному) объемам продажи электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам). Предельные (минимальный и максимальный) объемы продажи электрической энергии на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам) определяются устанавливаемыми долями от объема производства (потребления) электрической энергии, определенного для участника оптового рынка в прогнозном балансе с учетом положений пункта 52 указанных Правил. При этом учитываются предусмотренные данными Правилами особенности формирования объемов электрической энергии для поставки населению. С 1 января 2007 г. по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке электрическая энергия поставляется в следующих долях от объема производства (потребления) электрической энергии, определенного для участника оптового рынка в утвержденном в установленном порядке в 2006 году прогнозном балансе на 2007 год с учетом положений пункта 52 Правил N 643 (далее - базовый прогнозный объем электрической энергии) и предусмотренных Правилами особенностей формирования объемов электрической энергии для поставки населению:"
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2009 г. N Ф09-3744/09-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника