Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 июня 2009 г. N Ф09-3966/09-С3
Дело N А07-19350/2008-А-КРФ
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 ноября 2010 г. N Ф09-8619/10-С2 по делу N А07-2047/2010
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 апреля 2009 г. N Ф09-1663/09-С4
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2008 г. N 18АП-7345/2008
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 марта 2007 г. N Ф09-5484/06-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Глазыриной Т.Ю., судей Токмаковой А.Н., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.02.2009 по делу N А07-19350/2008-А-КРФ.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Башкирское медицинское стекло" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 13.11.2008 N 30606, от 20.11.2008 N 32279 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, решений инспекции от 13.11.2008 N 39631, от 20.11.2008 N 41389 о взыскании налога, пени за счет денежных средств, инкассовых поручений от 13.11.2008 N 22679, от 20.11.2008 N 23619.
Решением суда от 11.02.2009 (судья Кулаев Р.Ф.) требования общества удовлетворены. Признаны недействительными решения инспекции от 13.11.2008 N 30606, от 20.11.2008 N 32279 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, решения инспекции от 13.11.2008 N 39631, от 20.11.2008 N 41389 о взыскании налога, пени за счет денежных средств, инкассовые поручения от 13.11.2008 N 22679, от 20.11.2008 N 23619.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), ст. 5, 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ). По мнению налогового органа, вынесение решений о взыскании, направление в банк инкассовых поручений на перечисление налога по текущим платежам допускается в любой процедуре банкротства и не является мерой, ограничивающей право налогоплательщика по распоряжению своим имуществом.
Отзыв на кассационную жалобу обществом в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не представлен.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.10.2008 по делу N А07-3937/2008-Г-ФЛЕ общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Инспекцией выставлены обществу требования от 20.10.2008 N 132039 об уплате пеней по налогу на прибыль в сумме 39737 руб. 02 коп. со сроком уплаты 12.11.2008, от 25.10.2008 N 80817 об уплате единого социального налога в сумме 4077 руб. 44 коп. со сроком уплаты 17.11.2008.
В связи с неисполнением обществом указанных требований инспекцией вынесены решения от 13.11.2008 N 39631, от 20.11.2008 N 41389 о взыскании налога, пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
В обеспечение исполнения данного решения налоговым органом вынесены решения от 13.11.2008 N 30606, от 20.11.2008 N 32279 о приостановлении всех расходных операций по счетам налогоплательщика, открытым в открытом акционерном обществе "Инвестиционный капитал", за исключением исполнения обязанностей по уплате налоговых платежей в бюджет и платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Инспекцией в банк направлены инкассовые поручения от 13.11.2008 N 22679 на сумму 38737 руб. 02 коп., от 20.11.2008 N 23619 на сумму 2908 руб. 44 коп.
Считая, что принятие инспекцией решений от 13.11.2008 N 30606, от 20.11.2008 N 32279 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, решений от 13.11.2008 N 39631, от 20.11.2008 N 41389 о взыскании налога, пени за счет денежных средств, направление инкассовых поручений от 13.11.2008 N 22679, от 20.11.2008 N 23619 незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что законодательство о банкротстве не допускает возможности применения каких-либо мер бесспорного взыскания задолженности, ограничений в распоряжении денежными средствами должника, в отношении которого открыто конкурсное производство.
Согласно ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога налогоплательщик должен исполнить самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.
Мерами принудительного характера, предусмотренными Кодексом и направленными на исполнение налогоплательщиком обязанностей, установленных налоговым законодательством, являются направление ему требования об уплате налогов, принятие налоговым органом решений о взыскании неуплаченных сумм за счет денежных средств на счетах в банках, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном ст. 46, 47 Кодекса.
В соответствии со ст. 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно ст. 76 Кодекса приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено п. 3 данной статьи.
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи.
Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
В силу п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 данного Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства, снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника.
Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ), однако в силу специального указания п. 4 ст. 142 названного Закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Согласно п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правоотношения в деле о банкротстве" требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что оспариваемые решения приняты инспекцией в связи с неисполнением обществом требований от 20.10.2008 N 132039, от 25.10.2008 N 80817. Данная задолженность является текущей, что не оспаривается сторонами.
Так как оспариваемые решения вынесены инспекцией после принятия судом решения о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства, суд обоснованно удовлетворил требования налогоплательщика.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, не выявлено.
Доводы инспекции основаны на неправильном применении ст. 134,п. 4 ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, в связи с чем подлежат отклонению.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.02.2009 по делу N А07-19350/2008-А-КРФ оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ), однако в силу специального указания п. 4 ст. 142 названного Закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Согласно п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правоотношения в деле о банкротстве" требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
...
Доводы инспекции основаны на неправильном применении ст. 134,п. 4 ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, в связи с чем подлежат отклонению."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 июня 2009 г. N Ф09-3966/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника