Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 июня 2009 г. N А60-13601/2009-С9
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 августа 2009 г. N Ф09-5944/09-С1 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 10 июня 2009 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи, судей, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканализационная служба" к Администрации Артемовского городского округа, Думе Артемовского городского округа, Главе Артемовского городского округа
третьи лица: закрытое акционерное общество "Комэнергоресурс", Региональная энергетическая комиссия по Свердловской области
о признании нормативного правого акта недействующим
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Браун Г.В., представитель по доверенности от 18.05.09, Юнусова Г.А., представитель по доверенности от 18.05.09
от заинтересованного лица: Коваль Л.Г., представитель по доверенности от 02.04.09,
От администрации: Ланцева И.А, представитель по доверенности от 27.11.08
От Главы Артемовского городского округа: Ланцева И.А., представитель по доверенности от 27.11.08
от третьего лица: 1. ЗАО "Комэнергоресурс": Гостинина Е.Р, представитель по доверенности от 19.05.09
2.РЭК: Соболь М.Б., представитель по доверенности от 11.01.09
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права, (в том числе право на отвод) и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
По ходатайству заявителя к материалам дела приобщены дополнительные документы.
По ходатайству заинтересованного лица к материалам дела приобщены отзыв, документы в обоснование изложенной позиции.
Администрацией Артемовского городского округа представлены отзыв, дополнительные документы, которые по ходатайству приобщены к материалам дела.
РЭК Свердловской области представлен отзыв по рассматриваемому спору, указанный документ приобщен к материалам дела.
С согласия заявителя к участию в деле привлечено заинтересованное лицо Глава Артемовского городского округа.
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканализационная служба" (далее по тексту - Общество, заявитель, ООО "ВСК") обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Администрации Артемовского городского округа, Думе Артемовского городского округа, (далее по тексту - заинтересованное лицо, Дума), Главе Артемовского городского округа далее по тексту - Глава) о признании недействующим решения Думы Артемовского городского округа N 541 от 26.02.2009 "Об утверждении тарифов обществу с ограниченной ответственностью "Водоканализационная служба" в части установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения. Мотивируя заявленные требования, Общество ссылается на то, что данный нормативный правовой акт не соответствует части 1 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Кроме того, заявитель указывает на то, что оспариваемые тарифы не обеспечивают Обществу возмещение понесенных затрат, связанных с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению и влекут возникновение существенных убытков.
Заинтересованные лица требования заявителя не признают, считая, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленных полномочий, соответствует закону и не нарушает прав заявителя.
Представители третьих лиц поддержали позицию заявителя.
Представитель РЭК Свердловской области пояснил, что считает оспариваемое решение Думы в части установления тарифов в отношении ООО Водоканализационная служба" незаконным, принятым с нарушением Федерального закона от 30.12.2004 N 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:
Как следует из материалов дела, ООО "Водоканализационная служба" является организацией коммунального комплекса и оказывает услуги водоснабжения потребителям городского округа город Артемовский.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" при изложенных обстоятельствах тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения подлежат регулированию органами регулирования муниципальных образований, в соответствии с предельными индексами изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленными органом регулирования субъекта Российской Федерации, для соответствующих муниципальных образований.
Руководствуясь ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и п. 3, 8 Правил регулирования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г. N 520, организация коммунального комплекса (ООО "ВКС"), чья деятельность ранее не подлежала государственному регулированию, в срок, определенный соответствующим органом регулирования, обращается в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифов, к которому прилагает материалы.
В случае если срок подачи документов организациями, образованными в течение текущего финансового года, регулирующим органом не определен - обращение может состояться в любой момент, как только данная организация коммунального комплекса сочтет для себя это возможным.
28 декабря 2007 года ООО "Водоканализационная служба" обратилось к Главе Администрации Артемовского округа с заявлением об установлении тарифов на услуги водоотведения на 2008 год с приложением расчета тарифа на полный комплекс услуг водоотведения, в которых на основании производственной программы проектируемый тариф составил 15 руб. 92 коп. за куб.м.
30 января 2008 года Общество обратилось к Главе Администрации Артемовского округа с заявлением об установлении тарифов на услуги водоснабжения на 2008 год с приложением расчета тарифа на полный комплекс услуг водоснабжения, в которых на основании производственной программы проектируемый тариф составил 27 руб. 28 коп. за куб.м
Думой Артемовского городского округа от 26 февраля 2009 года принято решение N 541 "Об утверждении тарифов обществу с ограниченной ответственностью "Водоканализационная служба", обеспечивающего оказание услуг в сфере водоснабжения и водоотведения"
В соответствии с указанным решением ООО "ВСК" утверждены и введены в действие с 1 апреля 2009 года по 31 марта 2010 года фиксированный тариф на полный комплекс услуг водоснабжения питьевой водой обществу с ограниченной ответственностью "Водоканализационная служба" в размере 16,93 руб. за один кубический метр, а также утвержден и введен в действие с 1 апреля 2009 года по 31 марта 2010 года фиксированный тариф на полный комплекс услуг водоотведения обществу с ограниченной ответственностью "Водоканализационная служба" в размере 13,44 руб. за один кубический метр на период действия производственной программы.
Кроме того решением признано утратившим силу с 1 апреля 2009 года п.п. 2, 3, 5 решения Думы Артемовского городского округа от 25.12.2008 N 495 "Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса Артемовского городского округа".
Не согласившись с установленными Думой Артемовского городского округа тарифами, полагая, что указанный нормативный акт не соответствует статье 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" общество с ограниченной ответственностью "Водоканализационная служба" обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим решения Думы Артемовского городского округа от 26.02.2009 N 541 "Об утверждении тарифов обществу с ограниченной ответственностью "Водоканализационная служба".
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 52 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или в арбитражный суд в определенном законом порядке.
Таким образом, указанными нормами установлено, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы организаций или граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение Думы Артемовского городского округа N 541 от 26.02.2009 "Об утверждении тарифов обществу с ограниченной ответственностью "Водоканализационная служба", обеспечивающего оказание услуг в сфере водоснабжения и водоотведения" является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, данный спор подведомственен арбитражному суду.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом "Ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон) тарифы на данные услуги подлежат регулированию:
1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
2) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;
3) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
4) надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона к полномочиям Правительства Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с данным Федеральным законом отнесены утверждение основ ценообразования и правил регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования. По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (ч. 2, 3, 7 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса").
В случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, орган регулирования вправе дать предложения этой организации по изменению ее производственной программы и вернуть указанную программу для устранения выявленных несоответствий либо согласовать производственную программу и установить соответствующие этой программе тарифы на услуги организации коммунального комплекса.
В соответствии с Постановлением Правительства от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований до 1 марта текущего года утверждают критерии доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса для потребителей.
Организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
В случае представления организацией коммунального комплекса всех необходимых для утверждения тарифов документов, орган регулирования регистрирует эти документы и открывает соответственно дело об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) дело об установлении надбавок к тарифам и тарифов на подключение. Орган регулирования в течение 10 рабочих дней с даты регистрации поступивших документов направляет организации коммунального комплекса извещение о принятии указанных документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела. Органы регулирования в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, вправе направить организации коммунального комплекса мотивированный запрос о представлении дополнительно документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, и обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной программы с указанием формы представления документов. Организация коммунального комплекса обязана представить указанные документы в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса.
Процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной программы, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей.
По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.
Таким образом, законодательством предусмотрена четкая процедура установления тарифов на услуги организаций коммунального комплекса с учетом производственной программы. Орган регулирования вправе принести замечания по производственной программе и вернуть ее организации коммунального комплекса для их устранения и приведения в соответствие, в противном случае обязан установить тарифы на услуги организации коммунального комплекса у учетом утвержденной производственной программы.
В данном случае орган регулирования Артемовского городского округа установил тарифы на услуги ООО "ВКС", которые не соответствуют производственным программам.
Как следует из материалов дела, ООО "ВСК" утверждены и введены в действие с 1 апреля 2009 года по 31 марта 2010 года фиксированный тариф на полный комплекс услуг водоснабжения питьевой водой обществу с ограниченной ответственностью "Водоканализационная служба" в размере 16,93 руб. за один кубический метр, а также утвержден и введен в действие с 1 апреля 2009 года по 31 марта 2010 года фиксированный тариф на полный комплекс услуг водоотведения обществу с ограниченной ответственностью "Водоканализационная служба" в размере 13,44 руб. за один кубический метр на период действия производственной программы.
Проверки на соответствие критериям доступности, рассчитанные обществом тарифы не подвергались.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон) услуги по водоснабжению и водоотведению подлежат государственному регулированию.
Решение Думы Артемовского городского округа противоречит действующему законодательству Российской Федерации, а именно пунктам 4-6 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса"; пунктам 6, 7 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса"; пункту 6 Положения о взаимодействии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, с органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства от 22.08.2005 N 533 "Об утверждении положения о взаимодействии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса" и нарушает права и законные интересы ООО "Водоканализационная служба" в сфере предпринимательской деятельности, препятствуя осуществлению безубыточной деятельности организации коммунального комплекса.
Кроме того органом регулирования нарушен срок принятия решения об установлении тарифов, который не может превышать 12 месяцев, так как информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам (п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307), а также нарушены требования п. 20 Правил регулирования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г. N 520, о том, что решение органа регулирования муниципального образования об установлении тарифов, основные показатели производственных программ, а также результаты оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса подлежат обязательному опубликованию соответственно в официальных печатных изданиях муниципального образования, а также на официальных сайтах органов регулирования в сети Интернет в течение 10 дней с даты принятия указанного решения.
При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое решение Думы Артемовского городского округа от 26.02.2009 N 541 "Об утверждении тарифов обществу с ограниченной ответственностью "Водоканализационная служба" принято с нарушением порядка принятия, установленного статьей 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Ссылка заинтересованного лица на то, что решение принималось Думой с учетом заключения Региональной энергетической комиссии, судом не принимается, поскольку указанное заключение принято без учета производственной программы заявителя. Кроме того в данном заключении указано на необходимость проведения дополнительной проверки.
Ходатайство Администрации Артемовского городского округа о прекращении производства по делу, поскольку предусмотрен иной порядок урегулирования разногласий, судом отклонено, поскольку заявитель вправе самостоятельно выбрать способ защиты своих нарушенных прав.
Ссылка заинтересованного лица на то, что Администрация Артемовского городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу судом отклонена, поскольку в соответствии со статьей 31 Устава Артемовского городского округа именно администрация занимается разработкой тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
На основании изложенного требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Водоканализационная служба" подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с удовлетворением заявленных требований, расходы заявителя по уплате госпошлины, понесенные на основании платежного поручения N 18 от 08.04.2009, подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд решил:
1. Требования общества с ограниченной ответственностью "Водоканализационная служба" к Администрации Артемовского городского округа, Думе Артемовского городского округа Свердловской области, Главе Артемовского городского округа о признании недействующим решения Думы Артемовского городского округа от 26.02.2009 года N 541 "Об утверждении тарифов обществу с ограниченной ответственностью "Водоканализационная служба", обеспечивающего оказание услуг в сфере водоснабжения и воотведения" удовлетворить.
Признать недействующим решение Думы Артемовского городского округа от 26.02.2009 года N 541 "Об утверждении тарифов обществу с ограниченной ответственностью "Водоканализационная служба", обеспечивающего оказание услуг в сфере водоснабжения и воотведения", как несоответствующее п. 2 ч. 1 ст. 5, п. 2, 3, 7 ст. 9 Федерального закона N 210-ФЗ от 30 декабря 2004 года "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
2. Взыскать с Думы Артемовского городского округа Свердловской области, Главы Артемовского городского округа в пользу общества с ограниченной ответственностью "Водоканализационная служба расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., уплаченной платежным поручением N 18 от 08.04.2009
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия (изготовления в полном объеме).
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 июня 2009 г. N А60-13601/2009-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 августа 2009 г. N Ф09-5944/09-С1 настоящее решение оставлено без изменения