Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 августа 2009 г. N Ф09-5944/09-С1
Дело N А60-13601/2009-С9
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лимонова И.В., судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобы Думы Артемовского городского округа (далее - Дума) и администрации Артемовского городского округа (далее - глава администрации) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2009 по делу N А60-13601/2009-С9.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Ланцева И.А. (доверенность от 27.11.2008 N 2878/24);
глава администрации Артемовского городского округа (далее - глава администрации) - Ланцева И.А. (доверенность от 27.11.2008 N 2878/24);
общества с ограниченной ответственностью "Водоканализационная служба" (далее - общество) - Браун Г.В. (доверенность от 18.05.2009 N 1-185), Юнусова Г.А. (доверенность от 18.05.2009 N 1-184).
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим решения Думы от 26.02.2009 N 541 "Об утверждении тарифов обществу с ограниченной ответственностью "Водоканализационная служба" (далее - решение N 541) в части установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.
Заинтересованные лица: администрация, глава администрации.
Третьи лица: закрытое акционерное общество "Комэнергоресурс", Региональная энергетическая комиссия по Свердловской области (далее - РЭК по Свердловской области).
Решением суда от 10.06.2009 (судьи Плюснина С.В., Ефимов Д.В., Морозова Г.В.) заявленное требование удовлетворено. Решение Думы признано недействующим как несоответствующее п. 2 ч. 1 ст. 5, п. 2, 3, 7 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
В жалобах, поданных в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Дума и администрация просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение судом положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее -Федеральный закон N 210-ФЗ), а также на ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, общество является организацией коммунального комплекса и оказывает услуги водоснабжения потребителям городского округа "Город Артемовский".
Общество 28.12.2008 обратилось к главе администрации с заявлением об установлении тарифов на услуги водоотведения на 2008 г. с приложением расчета тарифа на полный комплекс услуг водоотведения, в которых на основании производственной программы проектируемый тариф составил 15 руб. 92 коп. за куб.м.
Также 30.01.2008 общество обратилось к главе администрации с заявлением об установлении тарифов на услуги водоснабжения на 2008 г. с приложением расчета тарифа на полный комплекс услуг водоснабжения, в которых на основании производственной программы проектируемый тариф составил 27 руб. 28 коп. за куб.м.
Думой принято решение N 541, в соответствии с которым обществу утвержден и введен в действие с 01.04.2009 по 31.03.2010 фиксированный тариф на полный комплекс услуг водоснабжения питьевой водой в размере 16 руб. 93 коп. за куб.м, а также утвержден и введен в действие с 01.04.2009 по 31.03.2010 фиксированный тариф на полный комплекс услуг водоотведения в размере 13 руб. 44 коп. за куб.м на период действия производственной программы.
Кроме того, решением Думы признано утратившим силу с 01.04.2009 п. 2, 3, 5 решения Думы Артемовского городского округа от 25.12.2008 N 495 "Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса Артемовского городского округа".
Не согласившись с установленными Думой тарифами, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения N 541 недействующим.
Удовлетворяя заявленное требование, суд исходил из того, что решение Думы противоречит Федеральному закону N 210-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее -постановление Правительства РФ N 520).
Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В силу ст. 191, 192 Арбитражного процессуального,кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 194 указанного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Установленный оспариваемым решением Думы тариф затрагивает интересы не только общества, но и неопределенного круга потребителей, рассчитан на неоднократное применение, то есть действует в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Решение N 541 принято уполномоченным органом, в установленной законом форме и опубликовано (обнародовано).
Таким образом, оспариваемый акт органа местного самоуправления является нормативным актом, сфера действия которого - государственное регулирование тарифов - относится к сфере экономической деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона N 210-ФЗ органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Из ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 210-ФЗ об основах регулирования тарифов следует, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования. По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (ч. 2, 3, 7 ст. 9 Федерального закона N 210-ФЗ).
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, по смыслу названного Федерального закона, представляют собой ценовые ставки, по которым осуществляются непосредственные расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары и услуги, в то время как предельные индексы являются показателями предельного роста ценовых ставок и устанавливаются в силу ст. 2 Федерального закона N 210-ФЗ об основах регулирования тарифов на основании инвестиционной программы, определяемой органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса.
Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона N 210-ФЗ в случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий.
В соответствии с п. 2, 3, 6, 7, 14, 17 постановления Правительства РФ N 520 органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований до 1 марта текущего года утверждают критерии доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса для потребителей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520
Организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
В случае представления организацией коммунального комйлекса всех необходимых для утверждения тарифов документов, орган регулирования регистрирует эти документы и открывает соответственно дело об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) дело об установлении надбавок к тарифам и тарифов на подключение. Орган регулирования в течение 10 рабочих дней с даты регистрации поступивших документов направляет организации коммунального комплекса извещение о принятии указанных документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела.
Органы регулирования в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, вправе направить организации коммунального комплекса мотивированный запрос о представлении дополнительно документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, и обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной программы с указанием формы представления документов. Организация коммунального комплекса обязана представить указанные документы в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса.
Процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной программы, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей.
По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.
Как правильно указал суд, из приведенных норм права следует, что законодательством предусмотрена четкая процедура установления тарифов на услуги организаций коммунального комплекса с учетом производственной программы. Орган регулирования вправе принести замечания по производственной программе и вернуть ее организации коммунального комплекса для их устранения и приведения в соответствие, в противном случае обязан установить тарифы на услуги организации коммунального комплекса с учетом утвержденной производственной программы.
Судом на основании материалов дела установлено, что орган регулирования Артемовского городского округа установил тарифы на услуги общества, которые не соответствуют его производственным программам. При этом администрация надлежащим образом не доказала экономической необоснованности производственных программ общества, несоответствия рассчитанных им тарифов его финансовым потребностям, а также того, что рассчитанные тарифы исключают обеспечение доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса.
Кроме того, как правильно установил суд, органом регулирования нарушен срок принятия решения об установлении тарифов, который не может превышать 12 месяцев, так как информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам (п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307), а также нарушены требования п. 20 Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства РФ N 520, о том, что решение органа регулирования муниципального образования об установлении тарифов, основные показатели производственных программ, а также результаты оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса подлежат обязательному опубликованию соответственно в официальных печатных изданиях муниципального образования, а также на официальных сайтах органов регулирования в сети Интернет в течение 10 дней с даты принятия указанного решения.
Таким образом, суд обоснованно признал недействующим решение Думы, как несоответствующее п. 2 ч. 1 ст. 5, п. 2, 3, 7 ст. 9 Федерального закона N 210-ФЗ и постановлению Правительства РФ N 520.
Доводы Думы и администрации, приведенные в кассационных жалобах, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материально и процессуального права и по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2009 по делу N А60-13601/2009-С9 оставить без изменения, кассационные жалобы Думы Артемовского городского округа и главы администрации Артемовского городского округа - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом на основании материалов дела установлено, что орган регулирования Артемовского городского округа установил тарифы на услуги общества, которые не соответствуют его производственным программам. При этом администрация надлежащим образом не доказала экономической необоснованности производственных программ общества, несоответствия рассчитанных им тарифов его финансовым потребностям, а также того, что рассчитанные тарифы исключают обеспечение доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса.
Кроме того, как правильно установил суд, органом регулирования нарушен срок принятия решения об установлении тарифов, который не может превышать 12 месяцев, так как информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам (п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307), а также нарушены требования п. 20 Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства РФ N 520, о том, что решение органа регулирования муниципального образования об установлении тарифов, основные показатели производственных программ, а также результаты оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса подлежат обязательному опубликованию соответственно в официальных печатных изданиях муниципального образования, а также на официальных сайтах органов регулирования в сети Интернет в течение 10 дней с даты принятия указанного решения.
Таким образом, суд обоснованно признал недействующим решение Думы, как несоответствующее п. 2 ч. 1 ст. 5, п. 2, 3, 7 ст. 9 Федерального закона N 210-ФЗ и постановлению Правительства РФ N 520.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2009 по делу N А60-13601/2009-С9 оставить без изменения, кассационные жалобы Думы Артемовского городского округа и главы администрации Артемовского городского округа - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 августа 2009 г. N Ф09-5944/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника