Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 июля 2009 г. N Ф09-4534/09-С6
Дело N А71-11956/2008-А5
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 октября 2010 г. N Ф09-8174/10-С6 по делу N А71-13524/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Мындря Д.И., судей Купреенкова В.А., Маликовой Э.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.02.2009 по делу N А71-11956/2008-А5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общественная организация "Сарапульское районное общество охотников и рвболовов" (далее - Сарапульское общество охотников и рыболовов) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Удмуртской Республики, выразившегося в уклонении от принятия решения по заявке о предоставлении территории для осуществления пользования объектами животного мира, и обязании Правительства Удмуртской Республики принять решение о предоставлении в пользование Сарапульскому обществу охотников и рыболовов спорной территории согласно поданной заявке.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление охраны фауны Удмуртской Республики (далее - управление охраны фауны), общество с ограниченной ответственностью "Сокол" (далее - общество "Сокол").
Решением суда от 06.02.2009 (судья Симонов В.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 (судьи Мещерякова Т.И., Щеклеина Л.Ю., Осипова С.П.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены. Бездействие Правительства Удмуртской Республики, выразившееся в уклонении от принятия решения по заявке Сарапульского общества охотников и рыболовов о предоставлении территории для осуществления пользования объектами животного мира, признано незаконным. На Правительство Удмуртской Республики возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с нормами действующего законодательства.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Правительство Удмуртской Республики просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции изменить, исключив из мотивировочной части указание на обязанность Правительства Удмуртской Республики провести конкурс, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 37 Федерального закона 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон "О животном мире"), п. 3 Положения о проведении конкурсов на получение права пользования территорией, акваторией, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного приказом начальника управления охраны фауны от 30.05.2008 N 01-03/22, применение не подлежащей применению ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель считает, что поскольку в период рассмотрения заявки Сарапульского общества охотников и рыболовов была подана заявка обществом "Сокол", решение о предоставлении территории для осуществления пользования объектами животного мира должно приниматься на основании конкурса, в связи с чем незаконного бездействия Правительства Удмуртской Республики не имеется. Заявитель указывает, что письмом от 23.09.2009 N 4-124-1150 подтверждается, что Правительство Удмуртской Республики совершило все необходимые действия по рассмотрению заявки Сарапульского общества охотников и рыболовов до момента подачи иска в суд. По мнению Правительства Удмуртской Республики, имеются основания для отказа в удовлетворении заявленных требований также в связи с пропуском срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, заявитель полагает, что при предоставлении спорной территории обязательно проведение экологической экспертизы.
В отзыве на кассационную жалобу управление поддерживает доводы Правительства Удмуртской Республики.
В отзыве на кассационную жалобу Сарапульское общество охотников и рыболовов просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сарапульское общество охотников и рыболовов 27.03.2008 подало в Правительство Удмуртской Республики заявку на получение в пользование объектов животного мира на территории Камбарского района площадью 5,3 тыс. га.
Управлением охраны фауны Сарапульскому обществу охотников и рыболовов выдано заключение от 26.05.2008 N 01-20/414 о возможности выдачи указанному обществу долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на территории Камбарского района общей площадью 5390 га.
Данное заключение с подготовленным проектом распоряжения о предоставлении Сарапульскому обществу охотников и рыболовов территории Камбарского района, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, направлено управлением охраны фауны Правительству Удмуртской Республики.
Письмами от 0L08.2008 и от 04.09.2008 Сарапульское общество охотников и рыболовов в связи с отсутствием результатов рассмотрения заявки повторно обратилось в Правительство Удмуртской Республики с просьбой принять решение о предоставлении ему территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Письмом от 12.09.2008 N 0123/734 управление охраны фауны сообщило Сарапульскому обществу охотников и рыболовов, что ввиду наличия нескольких претендентов на заявленную территорию решение о предоставлении такой территории будет принято на основании конкурса. Правительство Удмуртской Республики направило заявителю письмо аналогичного содержания от 23.09.2008 N 1-124-1150.
Сарапульское общество охотников и рыболовов, полагая, что бездействие Правительства Удмуртской Республики, выразившееся в непринятии решения по заявке данного общества, является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что с марта 2008 года и к моменту рассмотрения Правительством Удмуртской Республики заявки Сарапульского общества охотников и рыболовов на территорию, необходимую для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, имелось два претендента. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что Правительство Удмуртской Республики не вправе было принимать решение о предоставлении спорной территории в пользование Сарапульскому обществу охотников и рыболовов, а обязано провести конкурс; незаконное бездействие Правительством Курганской области не допущено.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение и удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом указанной нормы и положений ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом действий (бездействия) государственного органа незаконным необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) государственного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что специально уполномоченный орган - управление охраны фауны, рассмотрел заявку Сарапульского общества охотников и рыболовов от 27.03.2008, вынес положительное экспертное заключение и передал необходимые документы Правительству Удмуртской Республики.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в течение длительного времени, с марта 2008 года, Правительство Удмуртской Республики не принимало какого-либо решения по заявке Сарапульского общества охотников и рыболовов. При этом наличие предусмотренных законом оснований для нерассмотрения заявки указанного общества Правительством Удмуртской Республики не доказано (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, доказательств, свидетельствующих о том, что на момент получения Сарапульским обществом охотников и рыболовов положительного заключения управления охраны фауны в Правительстве Удмуртской Республики имелись и иные надлежащим образом оформленные заявки на территорию Камбарского района, в настоящем деле не имеется.
Судом апелляционной инстанции дана оценка доказательствам, представленным в подтверждение наличия заявки другого претендента на получение территории Камбарского района площадью 5,4 тыс. га - общества "Сокол". Суд принял во внимание, что из заявки указанного общества от 27.02.2008 не усматривается, что она была оформлена надлежащим образом и имелась в Правительстве Удмуртской Республики на момент получения Сарапульским обществом охотников и рыболовов положительного экспертного заключения; заявка от 30.07.2008 возвращена как не соответствующая предъявляемым требованиям; по заявке от 05.12.2008 положительное заключение получено только в период рассмотрения настоящего спора в суде.
Кроме того, в материалах дела не имеется и сведений о принятии решения о проведении конкурса.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 33, 36, 37 Закона "О животном мире", пришел к обоснованному выводу о незаконности бездействия Правительства Удмуртской Республики, выразившегося в непринятии решения по заявке Сарапульского общества охотников и рыболовов о предоставлении территории в пользование, нарушении прав указанного лица, правомерно удовлетворил заявленные требования и обязал Правительство Удмуртской Республики устранить допущенные нарушения в соответствии с действующим законодательством.
Ссылки заявителя на применение апелляционным судом не подлежащей применению ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" отклоняются. Нормы названного Закона приняты во внимание апелляционным судом исходя из того, что Законом "О животном мире" не установлен срок, в течение которого орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен принять соответствующее решение (ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кроме того, обязанность доказать законность оспариваемых действий (бездействия) возлагается на лицо (орган), их совершившее. Правительством Удмуртской Республики в настоящем деле не доказана правомерность непринятия решения по заявке Сарапульского общества охотников и рыболов в течение столь длительного периода времени.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 по делу N А71-11956/2008-А5 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Удмуртской
Республики - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции дана оценка доказательствам, представленным в подтверждение наличия заявки другого претендента на получение территории Камбарского района площадью 5,4 тыс. га - общества "Сокол". Суд принял во внимание, что из заявки указанного общества от 27.02.2008 не усматривается, что она была оформлена надлежащим образом и имелась в Правительстве Удмуртской Республики на момент получения Сарапульским обществом охотников и рыболовов положительного экспертного заключения; заявка от 30.07.2008 возвращена как не соответствующая предъявляемым требованиям; по заявке от 05.12.2008 положительное заключение получено только в период рассмотрения настоящего спора в суде.
Кроме того, в материалах дела не имеется и сведений о принятии решения о проведении конкурса.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 33, 36, 37 Закона "О животном мире", пришел к обоснованному выводу о незаконности бездействия Правительства Удмуртской Республики, выразившегося в непринятии решения по заявке Сарапульского общества охотников и рыболовов о предоставлении территории в пользование, нарушении прав указанного лица, правомерно удовлетворил заявленные требования и обязал Правительство Удмуртской Республики устранить допущенные нарушения в соответствии с действующим законодательством."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 июля 2009 г. N Ф09-4534/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника