Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 июня 2009 г. N А60-17335/2009-С6
Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 23 июня 2009 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мир детства" (далее - ООО "Мир детства") к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Свердловской области (далее - МИФНС России N 6 по Свердловской области) о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Снеткова А.С. - директор, на основании приказа от 25.03.2003;
от заинтересованного лица: Семенова В.А., представитель по доверенности N 06-27/2123 от 04.01.2008.
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.
ООО "Мир детства" просить признать незаконным постановление МИФНС России N 6 по Свердловской области N 340073 от 24.04.2009 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30000 рублей 00 копеек.
Заявитель ссылается на малозначительность правонарушения.
Налоговый орган возражает против удовлетворения заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
На основании Поручения МИФНС России N 6 по Свердловской области N 53 от 10.04.2009 уполномоченным работником отдела выездных проверок инспекции 13 апреля 2009 года проведена проверка выполнения требований Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее по тексту - Закона) в магазине "Мир детства", расположенным по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. Ленина, д. 50/2А.
В ходе проверки установлено, что юридическим лицом - ООО "Мир детства" при продаже товаров осуществлялось использование контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), исключенной из Государственного реестра и с истекшим нормативным сроком амортизации.
Заявитель установил, что обществом были реализованы товары: игрушка для детей "Малая пирамидка" по цене 80 рублей 00 копеек (кассовый чек N 31 от 13.04.2009 был пробит и выдан вместе с покупкой покупателю), футболка детская "Gloria Jeans" по цене 195 рублей 00 копеек и шорты джинсовые детские "Gloria Jeans" по цене 195 рублей 00 копеек (кассовый чек N 42 от 12.04.2009 был пробит и выдан вместе с покупкой покупателю), с применением ККТ модели ЭКР-2102Ф, заводской N 1273829, дата изготовления 29 декабря 2001 года, исключенной из Государственного реестра ККТ с 01.10.2004 года в соответствии с Протоколом ГМЭК ККМ N 1/77-2004 от 12.03.2004, нормативный срок амортизации указанной ККТ истек 29 марта 2009 года.
Результаты проверки оформлены актом проверки от N 0002434 от 13.04.2009, актом проверки наличных денежных средств кассы от 13.04.2009.
По итогам проверки в отношении ООО "Мир детства" вынесено постановление от N 340073 от 24.04.3009 о признании ООО "Мир детства" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.5 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным и необоснованным, ООО "Мир детства" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" при применении на территории РФ в обязательном порядке контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр, все организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных средств и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2007 N 39 "Об утверждении Правил ведения государственного реестр контрольно-кассовой техники, требований к его структуре и составу сведений" сведения о контрольно-кассовой технике, содержащейся в Государственном реестре считаются включенными в Государственный реестр контрольно-кассовой техники со дня вступления в силу указанного Постановления.
Приказом Федерального агентства по промышленности N 105 от 06.03.2007 и письмом Минпромэнерго РФ N БА-857/16 от 28.11.2005 утвержден Перечень ККТ, включенных в Государственный реестр, а Приказом Роспрома России от 16.06.2007 N 299 "Государственный реестр ККТ" утвержден Государственный реестр ККТ, при этом модель ККМ ЭКР-2102Ф в нем отсутствует.
Согласно п. 19 Положения о регистрации и применении ККТ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 в случае истечения нормативного срока амортизации модели контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, ее снятие с регистрации может осуществляться налоговым органом самостоятельно.
В соответствии с п. 1 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 и Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, кассовые аппараты относятся к классу "Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда", к четвертой амортизационной группе имущества со сроком полезного использования от пяти до семи лет включительно (код 14 3010000).
Пунктом 3 Протокола заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии от 12.03.2004 "1/77-2004 "О решениях Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам" с 01.10.2004 из Государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, в частности исключена модель автономной контрольно-кассовой машины ЭКР-2102Ф.
Таким образом, с 01.10.2004 контрольно-кассовая машина модели ЭКР-2102Ф может эксплуатироваться до истечения 7 лет, исчисляемых с даты ввода машины в эксплуатацию 29.03.2002 года, то есть до 30.03.2009 года.
По окончании срока применения модели контрольно-кассовой машины, указанного в Государственном реестре контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, налоговые органы снимают с учета контрольно-кассовые машины этих моделей. При этом организации о снятии с учета таких контрольно-кассовых машин уведомляются не позднее следующего дня до истечения срока их применения.
Как установлено в судебном заседании, применяемая заявителем ККТ была снята с учета в одностороннем порядке налоговым органом 30.03.2009 на основании Уведомления N 103 (per. исх. N 05-43/04075) от 30.03.2009, которое было получено 10.04.2009 ООО "Мир детства" заказным письмом с почтовым уведомлением N 04308 (согласно почтовой квитанции N 04308 от 30.03.2009) по юридическому адресу регистрации ООО "Мир детства".
Таким образом, заявитель использовал ККТ, исключенную из Государственного реестра ККТ и с истекшим нормативным сроком амортизации, снятую с учета в одностороннем порядке налоговым органом, о чем Заявитель был надлежащим образом по истечении нормативного срока амортизации ККМ и до начала проведения проверки уведомлен 10.04.2009 на основании почтового уведомления.
Согласно ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что вопрос вины ООО "Мир детства" исследован заинтересованным лицом, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
Доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов, вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения юридической обязанности исполнить требования Закона, заявитель не предоставил.
Оценив представленные документы и учитывая, что факт выявленного налоговым органом административного правонарушения подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается, порядок привлечения налоговым органом общества к административной ответственности соблюден, заявителем не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения установленных законом требований, у суда не имеется оснований для признания оспариваемого постановления незаконным.
Ссылки заявителя на необходимость применения положений о малозначительности ввиду тяжелого материального положения судом не принимаются исходя из следующего.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
В силу п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Отличительным признаком малозначительного правонарушения является то, что оно при наличии всех признаков состава правонарушения само по себе не содержит какой-либо угрозы для личности, общества или государства.
Однако объективная сторона совершенного обществом правонарушения состоит в несоблюдении порядка осуществления наличных денежных расчетов, в связи с чем правонарушение считается совершенным в момент неисполнения установленной законом обязанности, вне зависимости от наступления последствий, то есть заявителем уже нанесен ущерб объекту, охраняемому данной нормой - порядку работы с наличными денежными средствами при осуществлении расчетов с населением.
Данная позиция нашла отражение в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2004 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовых машин", из пункта 1 которого следует, что административное правонарушение в виде неприменения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов имеет формальный характер и посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" следует читать как 31 июля 2003 г.
При этом в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" отмечается, что такие обстоятельства, как, например, имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности юридического лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в соответствии с положениями части 3 статьи 4.1 КоАП РФ учтены при назначении административного наказания.
На основании изложенного в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Мир детства" о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Свердловской области N 340073 от 24.04.2009 о привлечении к административной ответственности отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 июня 2009 г. N А60-17335/2009-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника