Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 июля 2009 г. N Ф09-4209/09-С1
Дело N А60-28101/2008-С9
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 ноября 2008 года N А60-14377/2008-С9
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Лукьянова В.А., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" (далее - общество, ОАО "РЖД", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.03.2009 по делу N А60-28101/2008-С9.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Корчуганов А.А.(доверенность от 30.12.2008, 66Б N 733391), Заграничнов М.Ю. (доверенность от 25.12.2008, 66Б N 733249);
Уральской оперативной таможни (далее - таможня, таможенный орган) - Яницкий Д.С. (доверенность от 04.06.2009 N 06-13/09), Матюнин П.А. (доверенность от 21.04.2009 N 06-09/09).
Общество в лице филиала "Свердловская железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения таможни от 05.06.2008 N 10507/20ю/29А, вынесенное по жалобе ОАО "РЖД" на постановление Нижнетагильской таможни от 19.02.2008 по делу об административном правонарушении N 10509000-46/2008, которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 23000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.03.2009 (судья Хомякова С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит данный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом первой инстанции норм материального права. В обоснование жалобы заявитель указывает на отсутствие в его действиях объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 Кодекса, поскольку форма отчетности для предоставления в таможню федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в установленном законом порядке не определена; требование о предоставлении отчетности обществу таможенным органом не направлялось. Общество считает, что к спорным правоотношениям не применяются положения Приказа Федеральной таможенной службы от 16.09.2004 N 50 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом" (далее - Приказ N 50), не прошедшего государственную регистрацию и не опубликованного официально, следовательно, не обладающего обязательной юридической силой. Податель жалобы также ссылается на нарушение таможней процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 19.02.2008 Нижнетагильской таможней по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление N 10509000-46/2008 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности по ст. 16.15 Кодекса за представление в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения о массе товара, находящегося в постоянной зоне таможенного контроля в период с 01.10.2007 по 31.12.2007.
Данное постановление общество обжаловало в Уральскую оперативную таможню. Решением Уральской оперативной таможни от 05.06.2008 N 10507/20ю/29А постановление Нижнетагильской таможни от 19.02.2008 по делу об административном правонарушении N 10509000-46/2008 оставлено без изменения, жалоба общества - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением Уральской оперативной таможни, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, ссылаясь на преюдициальное значение для разрешения настоящего спора вступившего в законную силу судебного акта по делу N А60-14377/2008-С9 по заявлению ОАО "РЖД" к Нижнетагильской таможне о признании незаконным и отмене постановления таможни от 19.02.2008 N 10509000-46/2008 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 16.15 Кодекса, которым оспариваемое постановление Нижнетагильской таможни признано законным, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Между тем судебный акт подлежит отмене в силу следующего.
Из материалов дела следует, что постановлением Нижнетагильской таможни от 19.02.2008 N 10509000-46/2008, оставленным в силе решением Уральской оперативной таможни от 05.06.2008 N 10507/20ю/29А, общество привлечено к административной ответственности на основании ст. 16.15 Кодекса за представление в таможню отчетности о товарах, содержащей недостоверные сведения о массе товара. При этом таможенные органы исходили из того, что соответствующая форма отчетности и периодичность ее представления установлены Приказом N 50, и, разработанной на его основе Технологической схемой взаимодействия Нижнетагильской таможни и Нижнетагильского отделения Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Статьей 16.15 Кодекса предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, определенных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Статьей 97 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее -Таможенный кодекс) определено, что таможенные перевозчики обязаны вести учет перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров в соответствии со ст. 364 Таможенного кодекса.
Статьей 364 Таможенного кодекса в редакции, действовавшей на момент представления обществом отчета в таможню, предусматривалась обязанность таможенных перевозчиков представлять отчетность о хранящихся товарах по требованию таможенных органов по формам, определяемым федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.
Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации формы указанной отчетности определены не были.
Образец отчета о товарах, которые хранились в зоне таможенного контроля, приведен в приложении N 2 к Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы от 16.09.2004 N 50.
Вместе с тем согласно подп. 1 п. 3 ст. 6 Таможенного кодекса нормативный правовой акт в области таможенного дела признается не соответствующим Кодексу, если этот акт издан органом, не имеющим на основании Кодекса права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов.
Исходя из ст. 364 Таможенного кодекса Федеральная таможенная служба России не была наделена полномочиями определять формы отчетности таможенных перевозчиков о хранящихся товарах для представления в таможенные органы.
Приказ N 50 принят с нарушением порядка издания, поскольку как нормативный правовой акт подлежал государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, однако не был зарегистрирован и опубликован в установленном порядке.
Таким образом, Приказ Федеральной таможенной службы от 16.09.2004 N 50 нельзя рассматривать как акт, устанавливающий для таможенных перевозчиков форму отчетности о хранящихся товарах.
Кроме того, согласно ст. 364 Таможенного кодекса таможенные перевозчики представляют отчетность о хранящихся товарах по требованию таможенных органов.
Как следует из материалов административного дела N 10509000-46/2008, Нижнетагильская таможня ссылается на то, что такое требование выражено в Приказе N 50 и в приложении N 2 к Технологической схеме взаимодействия таможни и отделения железной дороги при таможенном оформлении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации железнодорожным транспортом (далее - технологическая схема).
Между тем Приказ Федеральной таможенной службы от 16.09.2004 N 50 и принятая на его основе технологическая схема не могут рассматриваться как нормативные акты, устанавливающие порядок предоставления названной отчетности, поскольку Приказ N 50 издан с нарушением требований, предъявляемых к нормативным правовым актам.
Следовательно, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 Кодекса, в связи с чем заявленные обществом требования о признании незаконным и отмене решения Уральской оперативной таможни от 05.06.2008 N 10507/20ю/29А, вынесенного по жалобе ОАО "РЖД" на постановление Нижнетагильской таможни от 19.02.2008 по делу об административном правонарушении N 10509000-46/2008, подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.03.2009 по делу N А60-28101/2008-С9 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Уральской оперативной таможни от 05.06.2008 N 10507/20ю/29А на постановление Нижнетагильской таможни от 19.02.2008 N 10509000-46/2008 о привлечении перевозчика к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов административного дела N 10509000-46/2008, Нижнетагильская таможня ссылается на то, что такое требование выражено в Приказе N 50 и в приложении N 2 к Технологической схеме взаимодействия таможни и отделения железной дороги при таможенном оформлении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации железнодорожным транспортом (далее - технологическая схема).
Между тем Приказ Федеральной таможенной службы от 16.09.2004 N 50 и принятая на его основе технологическая схема не могут рассматриваться как нормативные акты, устанавливающие порядок предоставления названной отчетности, поскольку Приказ N 50 издан с нарушением требований, предъявляемых к нормативным правовым актам.
Следовательно, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 Кодекса, в связи с чем заявленные обществом требования о признании незаконным и отмене решения Уральской оперативной таможни от 05.06.2008 N 10507/20ю/29А, вынесенного по жалобе ОАО "РЖД" на постановление Нижнетагильской таможни от 19.02.2008 по делу об административном правонарушении N 10509000-46/2008, подлежат удовлетворению."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 июля 2009 г. N Ф09-4209/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника