Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 августа 2009 г. N Ф09-5566/09-С2
Дело N А60-11259/2009-С10
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Беликова М.Б., судей Меньшиковой Н.Л., Юртаевой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.05.2009 по делу N А60-11259/2009-С10.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Бражникова О.А. (доверенность от 12.01.2009 N 61);
открытого акционерного общества "Золотой Джокер" (далее - общество, налогоплательщик) - Ветлугин М.А. (доверенность от 23.01.2009 N 09-23/06).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе возвратить налогоплательщику излишне уплаченный налог на игорный бизнес за период с ноября 2005 года по июнь 2007 года в общей сумме 967 875 руб. по уточненным декларациям.
Основанием для возврата налога общество указывает на возникшую переплату в связи с неверным применением им в названных налоговых периодах ставок налога на игорный бизнес, установленных Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 36-03 "Об установлении на территории Свердловской области налога на игорный бизнес" (далее - Закон Свердловской области) с последующими изменениями. С 01.01.2005 ставка налога на игорный бизнес за 1 игровой автомат составляла 3 750 руб., с 01.01.2006 - 6 250 руб., с 01.09.2006 - 7500 руб.
При этом налогоплательщик ссылается на гарантии, установленные ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", полагая, что у него было право на использование ставки налога в течение указанных налоговых периодов в сумме 3 000 руб., установленной ст. 5 Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" и Законом Свердловской области, действовавшей на 22.06.2004, т.е. на период его государственной регистрации в качестве юридического лица.
Отказ инспекции изложен в решении от 03.12.2009 N 341, в котором налоговый орган не подтверждает наличие переплаты налога у налогоплательщика.
Возражая против заявления общества, налоговый орган указал на неправильность доводов налогоплательщика, считая, что ставки налога применены им обоснованно в связи с постановкой на налоговый учет обособленного подразделения с 10.03.2005, т.е. после вступления в силу с 01.01.2004 гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в связи с чем гарантии на него распространяться не могут.
Решением суда от 15.05.2009 (судья Шавейникова О.Э.) заявленные требования удовлетворены частично. Действия инспекции по невозврату обществу излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 967 875 руб. признаны незаконными.
Налоговый орган обязан судом осуществить возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
В порядке апелляционного производства решение суда не оспаривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебный акт отменить, полагая, что выводы судов не соответствуют материалам дела.
Проверив законность и обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции полагает, что основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
В соответствии с п. 3 ст. 12 и подп. 2 п. 1 ст. 14 Кодекса налог на игорный бизнес является региональным налогом, установленным Кодексом и вводимый в действие на территории субъектов Российской Федерации в соответствии с Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ) в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности, поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-0, от 09.07.2004 N 242-O и постановление названного суда от 19.06.2003 N 11-П).
В связи с тем, что ставка налога согласно ст. 17 Кодекса является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности предпринимателя ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, налогоплательщик вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его регистрации.
Судом с учетом ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 22 июля 2004 года. На момент государственной регистрации налогоплательщика в силу ст. 2 Закона от 27.11.2003 N 36-03 действовала налоговая ставка в размере 3 000 руб. за каждый игровой автомат.
Материалами дела подтверждено, что налог обществом с учетом ст. 9 Закона N 88-ФЗ уплачен в излишнем размере. Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, инспекцией в материалы дела не представлено.
Таким образом, судом сделан правильный вывод о том, что обществом при исчислении налога за проверяемый период по уточняющим декларациям правомерно применена ставка налога на игорный бизнес в размере 3000 руб., действовавшая на момент регистрации налогоплательщика.
Ссылка инспекции на то, что обособленное подразделение (общество) поставлено на налоговый учет в инспекцию по месту осуществления деятельности 10.03.2005, после вступления в силу гл. 29 Кодекса, правомерно отклонена судом исходя из содержания Закона N 88-ФЗ, поскольку льгота распространяется на само юридическое лицо как субъект малого предпринимательства, а не на его обособленные подразделения.
С учетом того, что все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, судом установлены правильно, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которым судом дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.05.2009 по делу N А60-11259/2009-С10 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом с учетом ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 22 июля 2004 года. На момент государственной регистрации налогоплательщика в силу ст. 2 Закона от 27.11.2003 N 36-03 действовала налоговая ставка в размере 3 000 руб. за каждый игровой автомат.
Материалами дела подтверждено, что налог обществом с учетом ст. 9 Закона N 88-ФЗ уплачен в излишнем размере. Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, инспекцией в материалы дела не представлено.
...
Ссылка инспекции на то, что обособленное подразделение (общество) поставлено на налоговый учет в инспекцию по месту осуществления деятельности 10.03.2005, после вступления в силу гл. 29 Кодекса, правомерно отклонена судом исходя из содержания Закона N 88-ФЗ, поскольку льгота распространяется на само юридическое лицо как субъект малого предпринимательства, а не на его обособленные подразделения.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.05.2009 по делу N А60-11259/2009-С10 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Свердловской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 августа 2009 г. N Ф09-5566/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника