Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 июля 2009 г. N А60-23091/2009-С9
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2010 г. N Ф09-11104/09-С1 по делу N А60-23091/2009-С9 настоящее решение отменено
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2009 г. N 17АП-8259/09 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2009 года
Полный текст решения изготовлен 29 июля 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел дело N А60-23091/2009-С9 по заявлению открытого акционерного общества "Буланашский машиностроительный завод" (ИНН 6602002221, ОГРН 10266005792) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: М.В. Нефедова, представитель по доверенности N 186 от 17.06.2009 г., паспорт 50 04 321108; С.В. Епишенков, представитель по доверенности от 12.02.2009 г., паспорт 65 03 950945;
от заинтересованного лица: О.В. Береговая, ведущий специалист, по доверенности N 11 от 27.02.2009 г., удостоверение N 129; Е.А. Хромец, заместитель начальника юридического отдела, по доверенности N 109 от 11.11.2009 г., удостоверение N 60.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Для представления дополнительных материалов, приложенных к отзыву, объявлялся перерыв до 16 часов 30 минут 28.07.2009 г. После перерыва судебное заседание продолжено с прежним составом участников.
ОАО "Буланашский машиностроительный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - РО ФСФР России в УрФО) от 28.05.2009 г. N 62-09-145/пн о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). При этом заявитель ссылается на отсутствие события правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, поскольку обеспечение доступа к информации эмитента на странице в сети Интернет обществом предоставлено в течение 6 месяцев со дня составления акта и протокола, в соответствии с предписанием административного органа. Кроме того, заявитель считает, что обществом совершено только неделящееся правонарушение, срок привлечении к ответственности по которому составляет два месяца с момента совершения, а именно, нераскрытые информации эмитента на странице в сети Интернет в срок до 11.01.2009 г., однако привлечение к ответственности по нему невозможно, поскольку истек строк давности привлечения к ответственности, а также привлечение по которому возможно только по старой редакции ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, ссылаясь на наличие события административного правонарушения, вину заявителя в его совершении, а также на отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил:
В ходе проведения РО ФСФР России в УрФО выездной проверки деятельности общества по соблюдению законодательства РФ о ценных бумагах, об акционерных обществах, о защите прав и законных интересов инвесторов обнаружен факт не обеспечения доступа на страннице в сети Интернет www.ecki.ru к информации о сроках исполнения обязательства по выплате дивидендов по акциям общества, и о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента, в нарушение п.6.3.1 и п.6.3.2 Положения "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 г. N 06-117/пз-н.
Результаты проверки оформлены актом от 21.04.2009 г.
По данному факту в отношении общества составлен протокол от 14.05.2009 г. N 62-345/пр-ап об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ. Поскольку заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте составления протокола, не явился на составление протокола, копия протокола направлена 19.05.2009 г. в адрес общества с сопроводительным письмом от 18.05.2009 г. N 65-09-ск/03 4865.
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, вызове лиц, участвующих в производстве по делу N 62-09-359/АП-2.19 от 15.05.2009 г., высланным в адрес общества по факсимильной связи 19.05.2009 г., а также по почте 18.05.2009 г. по двум адресам: г. Екатеринбург, ул. Кирова, 34-43, и Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, и полученным обществом 02.06.2009 г. и 20.05.2009 г., соответственно, общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения материалов административного дела.
28.05.2009 г. руководителем РО ФСФР России в УрФО по результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление N 62-09-145/пн о назначении административного наказания, которым ОАО "Буланашский машиностроительный завод" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ за нарушение эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, и назначено наказание в виде штрафа в размере 700000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое общество обязано, в частности, раскрывать сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме: ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах). При этом установлено, что состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).
Согласно п.5.1 Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Из материалов дела следует, что общество создано в процессе приватизации. 02.12.1993г. во исполнение Финансовым управлением администрации Свердловской области зарегистрирован выпуск акций общества (государственный регистрационный номер выпуска - 62-1п-489). Регистрация выпуска ценных бумаг сопровождалась регистрацией плана приватизации, который является решением о выпуске акций и проспектом эмиссии этих акций. План приватизации предусматривал размещение 50% акций путем свободной продажи.
Таким образом, общество обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг.
Согласно представленному в РО ФСФР России в УрФО Ежеквартальному отчету за IV квартал 2008 г. общество использует страницу Интернет www.ecki.ru для размещения указанной информации. Указанный отчет содержит информацию об объявленных (начисленных) и о выплаченных дивидендах по акциям эмитента. Данные по выплаченным и полученным акционерами общества дивидендам представлены по состоянию на 01.10.2008 г. Дата проведения годового общего собрания акционеров, на котором принято соответствующее решение - 23.05.2008 г. Сроки, отведенные для выплаты объявленных дивидендов по обыкновенным акциям - 31.12.2008 г.
В соответствии с п.6.1.1 Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке предусмотренном данным Положением, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с данным Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
Согласно п.6.2.1 Положения сообщениями о существенных фактах в том числе признаются: сведения о сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами ценных бумаг эмитента; сведения о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам.
Статьей 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" установлено, что под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным лицам независимо от целей получения данной информации. Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с данным Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.
В соответствии с п.6.1.1 Положения открытое акционерное общество обязано раскрывать информацию в форме сообщений о существенных фактах акционерного общества. При этом на каждый существенный факт составляется отдельное сообщение.
Согласно п.6.3.1 Положения акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета обязано опубликовать информацию в форме сообщения о существенном факте следующие сроки с момента наступления существенного факта: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней.
Текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 6 месяцев с даты его опубликования в сети Интернет.
Согласно п.6.2.11 Положения, в форме сообщений о существенных фактах раскрываются сведения о сроках исполнения и о просрочке исполнения обязательств эмитента перед владельцами ценных бумаг эмитента, в том числе обязательств по выплате дивидендов по акциям эмитента.
Моментом наступления существенного факта считается дата, в которую обязательство эмитента перед владельцами ценных бумаг должно быть исполнено, а в случае, если такое обязательство должно быть исполнено эмитентом в течение определенного срока (периода времени), - дата окончания этого срока.
Согласно п.6.2.13 Положения, в форме сообщения о существенных фактах раскрываются сведения о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента: дивидендов (в том числе промежуточных) по акциям и доходов по облигациям.
Моментом наступления существенного факта считается дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством РФ для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение об определении размера процента (купона) по облигациям; дата, в которую обязательство по выплате доходов по ценным бумагам эмитента должно быть исполнено, ц в случае, если такое обязательство по выплате доходов по ценным бумагам должно быть исполнено эмитентом в течение определенного срока (периода времени), - дата окончания этого срока.
Таким образом, сведения о сроке исполнения обязательств по выплате дивидендов по акциям общества, сведения о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента должны быть опубликованы обществом на странице в сети Интернет: по обыкновенным акциям - не позднее 11.01.2009 г., доступ к данной информации должен быть обеспечен, в соответствии с п.6.3.1 Положения, в течение не менее 6 месяцев с даты опубликования.
Согласно ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Из материалов дела следует, что обществом в нарушение пунктов 6.3.1, 6.3.2 Положения на дату проведения проверки (21.04.2009 г.) не обеспечен доступ на страннице в сети Интернет www.ecki.ru к сообщениям в форме существенных актов, а именно к сведениям о сроках исполнения обязательств по выплате дивидендов по акциям Общества, и о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента.
Данная информация размещена на странице в сети Интернет www.ecki.ru только 20.05.2009 г., после получения обществом предписания административного органа об устранении допущенных недостатков.
Таким образом. факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ подтверждается материалами дела.
Срок привлечения к административной ответственности соблюден.
При этом суд не принимает во внимание довод заявителя о том, что обществом совершено только правонарушение, выразившееся в не размещении эмитентом информации на странице в сети Интернет, которое не является длящимся правонарушением, и привлечение к ответственности за которое невозможно в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из сущности правоотношений, на защиту которых направлена норма, установленная ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, нарушение порядка раскрытия информации - это не только бездействие эмитента по размещению информации на странице в сети Интернет, но и не обеспечение доступа к ней в рамках течения установленного законом срока.
Законодательством определены самостоятельные сроки для выполнения акционерным обществом обязанностей по раскрытию информации как для опубликования таковой, так и для обеспечения доступа к данной информации, следовательно, публикация информации и осуществление доступа к ней являются самостоятельными действиями, невыполнение которых влечет административную ответственность в пределах установленных сроков для привлечения к административной ответственности. В противном случае зависимость возможности привлечения к административной ответственности за необеспечение доступа к информации от ее неопубликования (которая теоретически возможна в период срока доступа к информации) не будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, неисполнение обязанности опубликовать в сети Интернет информацию к установленному сроку не является длящимся правонарушением, поскольку момент его совершения связан именно с установленным законом сроком размещения информации.
Тогда как, необеспечение доступа к указанным сведениям будет длящимся правонарушением, поскольку продолжается в течение всего периода, в течение которого доступ к сведениям должен быть обеспечен.
Общество совершило и правонарушение, выразившееся в неопубликовании информации в сети Интернет к установленному сроку 11.01.2009 г., и правонарушение, выразившееся в необеспечении доступа к данной информации в пределах установленного шестимесячного срока, с даты, когда данная информация должна быть опубликована в сети Интернет, то есть с 11.01.2009 г.
При этом общество привлечено к административной ответственности только за второе правонарушение, поскольку на момент обнаружения (21.04.2009 г.) двухмесячный срок привлечении к административной ответственности за неопубликование информации в сети Интернет истек, так как срок опубликования наступил 11.01.2009 г.
В связи с и изменениями, внесенными в Кодекс РФ об административных правонарушениях Федеральным законом от 09.02.2009 г. N 9-ФЗ, давностный срок привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг стал равен одному году со дня обнаружения длящегося административного правонарушения.
Таким образом, общество, совершившее длящееся административное правонарушение, выразившееся в необеспечение доступа на страннице в сети Интернет www.ecki.ru к сообщениям в форме существенных актов, а именно к сведениям о сроках исполнения обязательств по выплате дивидендов по акциям Общества, и о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента, моментом обнаружения которого является 21.04.2009 г., привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ с соблюдением срока привлечения к административной ответственности, с учетом изменений, внесенных в законодательство на момент привлечения к административной ответственности.
Процессуальных нарушений закона, допущенных административном органом при производстве по делу об административном правонарушении и не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела и принять правильное решение, судом не установлено.
Ссылку общества на ненадлежащее уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении суд во внимание не принимает, как не подтвержденную материалами дела.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Вина общества в нарушении требований действующего законодательства выразилась в том, что у него имелась возможность обеспечить доступ к сообщениям в форме существенных актов, а именно к сведениям о сроках исполнения обязательств по выплате дивидендов по акциям Общества, и о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента на страннице в сети Интернет www.ecki.ru, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по раскрытию информации на рынке ценных бумаг.
При таких обстоятельствах, суд считает, что привлечение ОАО "Буланашский машиностроительный завод" к административной ответственности является правомерным.
В силу ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Заинтересованным лицом при назначении наказания назначен минимальный размер штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 09.022009 г. N 9-ФЗ, вступившим в силу с 13.04.2009 г., в размере 700000 рублей.
При этом административным органом правомерно учтены в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, установленных в ходе производства по делу об административном правонарушении, действия общества, направленные на раскрытие указанной информации до вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, а также совершение правонарушения впервые и отсутствие тяжких последствий.
Суд считает, что основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, отсутствуют, при этом суд руководствуется следующим.
По смыслу ст. 2.9 Кодекса оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В силу п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
При этом обстоятельства, указанные обществом в качестве оснований для признания совершенного им правонарушения малозначительным (совершение правонарушения впервые; отсутствие претензий со стороны акционеров) суд во внимание не принимает, поскольку данные обстоятельства учтены заинтересованным лицом в качестве смягчающих ответственность обстоятельств при назначении административного наказания.
Кроме того, суд отмечает, что отсутствие нарушений прав акционеров на момент вынесения оспариваемого постановления не является основанием для применения малозначительности, поскольку последствия совершенного правонарушения могут проявиться в будущем, а также в связи с тем, что необеспечение доступа к информации, раскрываемой эмитентом, нарушает права неопределенного круга лиц, а не только акционеров эмитента.
Суд также учитывает то обстоятельство, что увеличение законодателем санкции за совершение данного административного правонарушения, говорит о его значимости, что в совокупности с изложенными обстоятельства дела, исключает применение положения о малозначительности к совершенному обществом деянию.
С учетом изложенного, суд считает, что основания для применения по данному делу положений ст. 2.9 Кодекса отсутствуют.
Таким образом, оспариваемое постановление административного органа является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 июля 2009 г. N А60-23091/2009-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2010 г. N Ф09-11104/09-С1 по делу N А60-23091/2009-С9 настоящее решение отменено
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2009 г. N 17АП-8259/09 настоящее решение оставлено без изменения