Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 января 2010 г. N Ф09-11104/09-С1 по делу N А60-23091/2009-С9
Дело N А60-23091/2009-С9
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Ященок Т.П., судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Буланашский машиностроительный завод" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.07.2009 по делу N А60-23091/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - отделение, административный орган) - Береговая О.В. (доверенность от 11.01.2010 N 3);
общества - Хацанович П.И. (доверенность от 15.01.2010 N 10/115).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отделения от 28.05.2009 N 62-09-145/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 700000 руб.
Решением суда от 29.07.2009 (судья Хомякова С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 (судьи Осипова С.П., Мещерякова Т.И., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, общество просит указанные судебные акты отменить, постановление административного органа признать незаконным и отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом положений ч. 1 ст. 1.7, 4.5, ч. 2 ст. 15.19 Кодекса. В обоснование доводов жалобы общество указывает, что отделением вменено обществу административное правонарушение, объективная сторона которого выразилась в необеспечении доступа к информации о сроках исполнения обязательств по выплате дивидендов по ценным бумагам (акциям) общества в сети Интернет. При этом, данная информация в сети Интернет обществом размещена не была. Кроме того, по мнению общества, суды необоснованно не применили ст. 2.9 Кодекса, поскольку совершенное административное правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в силу отсутствия каких-либо отрицательных последствий. Общество полагает, что при вынесении отделением постановления от 28.05.2009 N 62-09-145/пн ему не могло быть назначено наказание, в виде административного штрафа в размере семьсот тысяч рублей, предусмотренное ч. 2 ст. 15.19 Кодекса (в редакции Федерального закона от 09.02.2009 N 9-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг"; вступил в силу 13.04.2009). Поскольку на момент совершения обществом (12.01.2009) правонарушения санкцией ч. 2 ст. 15.19 Кодекса было предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от тридцати до сорока тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, отделением 21.04.2009 проведена выездная проверка соблюдения обществом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, об акционерных обществах, о защите прав и законных интересов инвесторов, о чем составлен акт от 21.04.2009.
В ходе проверки отделением установлен факт необеспечения обществом доступа на странице в сети Интернет www.ecki.ru к информации о сроках исполнения обязательства по выплате дивидендов по акциям общества, а также о начисленных и (или) выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента. Данные обстоятельства, по мнению отделения, нарушают требования п. 6.3.1, 6.3.2 Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение).
По данному факту отделением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 14.05.2009 N 62-09-345/пр-ап и вынесено постановление от 28.05.2009 N 62-09-145/пн о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 700000 руб.
Считая, что привлечение к административной ответственности является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, отсутствия нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, а также отсутствия оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу ч. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать, в частности, сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет (п. 1.6 Положения).
В силу п. 6.1.1 Положения эмитенты, которые в соответствии с Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, также обязаны осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном Положением.
Сообщениями о существенных фактах являются, в том числе, сведения о сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами ценных бумаг эмитента, о начисленных и (или) выплаченных доходах по ценным бумагам (п. 6.2.1 Положения).
Пунктом 6.3.1. Положения предусмотрено, что раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней.
При этом, текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 6 месяцев с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
В силу п. 6.2.11. Положения, в форме сообщений о существенных фактах раскрываются сведения о сроках исполнения и о просрочке исполнения обязательств эмитента перед владельцами ценных бумаг эмитента, в том числе обязательств по выплате дивидендов по акциям эмитента. Моментом наступления данного существенного факта считается дата, в которую обязательство эмитента перед владельцами ценных бумаг должно быть исполнено, а в случае, если такое обязательство должно быть исполнено эмитентом в течение определенного срока (периода времени), -дата окончания этого срока.
Согласно п. 6.2.13 Положения, в форме сообщений о существенных фактах раскрываются сведения о начисленных и (или) выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента: дивидендов (в том числе промежуточных) по акциям и доходов по облигациям.
При этом, моментом наступления данного существенного факта считается дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение о выплате (объявлении) дивидендов по акциям либо решение об определении размера процента (купона) по облигациям; дата, в которую обязательство по выплате доходов по ценным бумагам эмитента должно быть исполнено, а в случае, если такое обязательство по выплате доходов по ценным бумагам должно быть исполнено эмитентом в течение определенного срока (периода времени), - дата окончания этого срока.
Таким образом, сведения о сроке исполнения обязательств по выплате дивидендов по акциям общества, сведения о начисленных и (или) выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента должны быть опубликованы обществом на странице сети Интернет: по обыкновенным акциям - не позднее 11.01.2009, доступ к данной информации должен быть обеспечен не менее 6 месяцев с даты опубликования.
Частью 2 ст. 15.19 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.
Порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг включает в себя несколько самостоятельных требований, а именно: требование разместить в установленный срок в сети Интернет определенные ч. 1 ст. 92 Закона N 208-ФЗ, п. 6.2.1 Положения сведения и требование обеспечить доступ к данным сведениям.
Нарушение каждого из указанных требований образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 Кодекса.
Иной подход ведет к возникновению неясностей в соответствующих правоотношениях, в частности, позволяет искусственно увеличить срок давности привлечения лица к административной ответственности, поскольку правонарушение объективной стороной которого является необеспечение доступа к информации, размещенной в сети Интернет - длящееся, в отличие от правонарушения, выражающегося в неопубликовании информации в установленный срок.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, в нарушение требований вышеуказанных норм, информация о сроках исполнения обязательств по выплате дивидендов по акциям общества, и о начисленных и (или) выплаченных доходах по ценным бумагам общества, размещена на странице в сети Интернет www.ecki.ru только 25.05.2009, то есть после получения обществом предписания отделения об устранении допущенных недостатков.
Вместе с тем, административный орган, привлекая общество к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 Кодекса вменяет ему необеспечение доступа к указанной информации.
С учетом положений вышеуказанных норм, выводы судов о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, признаки объективной стороны которого описаны в постановлении отделения от 28.09.2009 N 62-09- 145/пн, являются ошибочными.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Поскольку фактические обстоятельства по делу судами установлены достаточно полно, но выводы судов основаны на неправильном применении (толковании) норм материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.07.2009 по делу N А60-23091/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 по тому же делу отменить.
Заявленные требования открытого акционерного общества "Буланашский машиностроительный завод" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе от 28.09.2009 N 62-09-145/пн о привлечении открытого акционерного общества "Буланашский машиностроительный завод" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 700000 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2010 г. N Ф09-11104/09-С1 по делу N А60-23091/2009-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника