Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 августа 2009 г. N Ф09-5764/09-С2
Дело N А07-8765/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2011 г. N Ф09-8255/06 по делу N А07-42735/2005
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 сентября 2009 г. N Ф09-7142/09-С3
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 сентября 2009 г. N Ф09-7132/09-С3
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 сентября 2009 г. N Ф09-7112/09-С3
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 сентября 2009 г. N Ф09-6643/09-С3
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 декабря 2008 г. N Ф09-9055/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сухановой Н.Н., судей Беликова М.Б., Артемьевой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2009 по делу N А07-8765/2009.
Представители лиц, участвующих в деле, в том числе третьего лица - Государственного унитарного дочернего предприятия "Стерлитамакский завод по ремонту и изготовлению запасных частей" Государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" (далее - предприятие, налогоплательщик) надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Прокуратура Республики Башкортостан (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 24.02.2009 N 71893 о приостановлении операций по счетам предприятия в банке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.11.2005 по делу N А07-42735/05-Г-ФЛЕ предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Определением суда от 09.12.2008 конкурсное производство продлено.
В связи с неисполнением обществом требования от 27.01.2009 N 198721 об уплате налога инспекцией принято оспариваемое решение.
Решением суда от 27.05.2009 (судья Боброва С.А.) заявленные требования удовлетворены. Суд, применив положения ст. 126, 142 Закона о банкротстве, п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", пришел к выводу о недействительности оспариваемого решения инспекции, ограничивающего предприятие, в отношении которого открыто конкурсное производство, в распоряжении денежными средствами.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права (ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве), Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ).
По мнению инспекции, осуществление принудительного исполнения требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения допускается при любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения. Кроме того, инспекция полагает, что Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ из ст. 142 Закона о банкротстве исключены положения, которые являлись основанием для вынесения судебных решений о неправомерности применения налоговыми органами мер принудительного взыскания задолженности по текущим платежам в конкурсном производстве.
Отзывы на кассационную жалобу прокуратурой и предприятием не представлены.
Проверив законность судебного акта по доводам жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Приостановление операций по счетам в банке является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что сумма задолженности, взыскиваемая инспекцией, возникла после признания предприятия несостоятельным (банкротом) и открытия в отношении него конкурсного производства.
Последствия открытия конкурсного производства предусмотрены ст. 126 Закона о банкротстве.
Одним из последствий является снятие ранее наложенных арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения его имуществом. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника с даты признания его банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства не допускается (п. 1 указанной статьи Закона о банкротстве).
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке.
Таким образом, данная мера представляет собой ограничение должника в распоряжении денежными средствами, находящимися не его счете в банке. В отношении денежных средств должника, признанного несостоятельным (банкротом) и находящегося в стадии конкурсного производства, такое ограничение не допускается.
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности. Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди (п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25).
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку противоречат положениям закона.
При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2009 по делу N А07-8765/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке.
Таким образом, данная мера представляет собой ограничение должника в распоряжении денежными средствами, находящимися не его счете в банке. В отношении денежных средств должника, признанного несостоятельным (банкротом) и находящегося в стадии конкурсного производства, такое ограничение не допускается.
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности. Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди (п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 августа 2009 г. N Ф09-5764/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника