Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 августа 2009 г. N Ф09-5838/09-С4
Дело N А50-19315/2008-Г15
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Азанова П.А., судей Мальцевой Т.С., Матанцева И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Пермскому краю на решение Арбитражного суда Пермского края от 10.02.2009 по делу N А50-19315/2008-Г14 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009 по тому же делу по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Пермскому краю о признании недействительной государственной регистрации.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
В Арбитражный суд Пермского края обратилась Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Пермскому краю (далее - инспекция N 13) с заявлением о признании недействительной произведенной инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска (далее - инспекция по Октябрьскому району) государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Тобос" (далее - общество) от 10.09.2008 N 2081831120028.
Определением суда от 12.12.2008 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена инспекция по Октябрьскому району.
Решением суда от 10.02.2009 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция N 13 не согласна с принятыми судебными актами, в кассационной жалобе просит их отменить. По мнению заявителя жалобы, у инспекции по Октябрьскому району отсутствовали основания для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества, поскольку обществом регистрирующему органу были представлены не соответствующие действительности сведения.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 15.11.2005. Директором общества является Жавнерчик М.В. При создании местом нахождения общества являлась Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Максима Горького, 79, 128б.
04.09.2008 в инспекцию по Октябрьскому району обратилось общество с заявлением о государственной регистрации изменений в учредительные документы общества, касающиеся места его нахождения. К заявлению были приложены решение единственного участника общества Жавнерчика М.В. от 04.09.2008 об изменении места нахождения общества на адрес: 617830, Пермский край, Чернушинский район, г. Чернушка, ул. Юбилейная, 34;, изменения в учредительные документы; документ об уплате государственной пошлины.
10.09.2008 инспекцией по Октябрьскому району принято решение N 2876 о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества, в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись N 2081831120028. Регистрационное дело общества передано в инспекцию N 13.
15.09.2008 инспекцией N 13 проведена проверка достоверности указанных в учредительных документах общества сведений о месте его нахождения, по результатам которой установлено отсутствие общества по новому адресу.
Полагая, что недостоверность указанных в документах сведений о месте нахождения общества, представленных обществом для государственной регистрации в инспекцию по Октябрьскому району, является основанием для признания государственной регистрации изменений в учредительные документы недействительной, инспекция N 13 обратилась с заявлением в суд.
В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Отказывая в признании государственной регистрации недействительной, суд исходил из того, что обществом в надлежащий регистрирующий представлены все предусмотренные законом документы, в связи с чем у инспекции по Октябрьскому району отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества.
Данный вывод является правильным, основанным на материалах дела.
Положениями Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не установлена обязанность регистрирующего органа проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных для государственной регистрации документах. При исполнении заявителем установленных названным законом условий для государственной регистрации у регистрирующего органа отсутствуют основания для отказа в ее совершении.
Вместе с тем в силу п. 1 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" за представление регистрирующему органу недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при представлении в регистрирующий орган для государственной регистрации документов, содержащих недостоверные сведения, наступают иные правовые последствия несоблюдения требований закона, не связанные с признанием произведенной государственной регистрации недействительной.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Пермского края от 10.02.2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009 являются законными, отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 10.02.2009 по делу N А50-19315/2008-Г14 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регистрирующий орган обратился в суд, потребовав признать недействительной регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы ООО.
Требования были мотивированы тем, что при указанной регистрации ООО представило недостоверные сведения о своем месте нахождения.
Суд округа счел требование необоснованным и пояснил следующее.
Согласно Закону о госрегистрации юрлиц и предпринимателей отказ в регистрации допускается, если необходимые документы не представлены или поданы в ненадлежащий регистрирующий орган. За направление регистрирующему органу недостоверных сведений заявители, юрлица и (или) предприниматели несут ответственность, установленную законодательством.
Таким образом, при представлении для госрегистрации документов, содержащих недостоверные сведения, наступают иные правовые последствия, не связанные с признанием произведенной госрегистрации недействительной.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 августа 2009 г. N Ф09-5838/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника