Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 августа 2009 г. N Ф09-5790/09-С4
Дело N А60-33652/2008-С7
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 ноября 2009 г. N ВАС-16014/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 ноября 2009 г. N 16014/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Крюкова А.Н., судей Матанцева И.В., Дядченко Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Слободо-Туринского района (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.03.2009 по делу N А60-33652/2008-С7, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители управления - Кочурова С.С., начальник управления (приказ от 18.03.2003 N 69), Вялков О.Г. (доверенность от 17.08.2009).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с Муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" (далее - предприятие) излишне выплаченных денежных средств в сумме 688399 руб., которые истец возместил ответчику в 2007 г. в связи с предоставлением мер социальной поддержки по полному или частичному освобождению от платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.03.2009 (судья Лутфурахманова Н.Я.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 (судьи Савельева Н.М., Ясикова Е.Ю., Мещерякова Т.И.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, заявитель просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
По мнению управления, суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание доводы истца о том, что обязанность предприятия производить расчет определенным образом закреплена в Законе Свердловской области от 14.06.2005 N 46-ОЗ "О порядке предоставления мер социальной поддержки по полному или частичному освобождению от платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) от платы за коммунальные услуги, установленных законами и иными нормативными актами Свердловской области", постановлении Правительства Свердловской области от 27.10.2005 N 927-ПП "О мерах по реализации пункта 1 статьи 35, статей 36 и 37 Закона Свердловской области "Об образовании в Свердловской области", пункта 4 статьи 54 Закона Свердловской области "О здравоохранении в Свердловской области", пункта 3 статьи 13 Закона Свердловской области "О культурной деятельности на территории Свердловской области", статьи 2 Закона Свердловской области "О социальной поддержке работников государственной системы социальных служб Свердловской области", статьи 2 Закона Свердловской области "О социальной поддержке работников государственных учреждений Свердловской области, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации" и Закона Свердловской области "О порядке предоставления мер социальной поддержки по полному или частичному освобождению от платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) от платы за коммунальные услуги, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области" (далее - Постановление N 927-ПП).
Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает, что суды неправомерно сделали вывод об отсутствии причинно-следственной связи между неверным расчетом расходов, предъявленных предприятием к возмещению, и убытками, понесенными управлением.
Как следует из материалов дела, в целях реализации мер по социальной поддержке населения, предусмотренной федеральными законами и законами Свердловской области, между управлением и предприятием заключено соглашение от 01.01.2007 N 13 (далее - Соглашение).
В силу п. 2.1 и 2.1.2 Соглашения на предприятие возложена обязанность по ежемесячному представлению в управление списков по ряду категорий граждан и один раз в год по представлению копий заявлений граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, копий справок, дающих право на получение гражданам мер социальной поддержки.
В начале 2007 г. предприятие представило в управление подтверждающие документы на лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки. В течение 2007 г. предприятием ежемесячно представлялись списки, в которых кроме лиц, имеющих право на льготы, в колонке "количество льготников" указывались и члены семей льготников, не имеющие право на получение мер социальной поддержки. Полагая, что в результате представления недостоверных расчетов предприятие излишне получило от управления за счет средств областного бюджета 688399 руб., управление обратилось с иском о возмещении убытков.
Как установлено судами, управление является территориальным подразделением Министерства социальной защиты Свердловской области, а также получателем и распорядителем бюджетных средств на территории Слободо-Туринского района, следовательно, оно обязано исполнять Постановление N 927-ПП.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что управлением не доказана причинно-следственная связь между убытками управления и действиями предприятия. Кроме того, суд апелляционной инстанции указал на иной порядок компенсации излишне выплаченных сумм, установленный Соглашением. Выводы судов являются правильными.
Постановлением N 927-ПП определен порядок возмещения расходов, связанных с оказанием социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, а также по полному или частичному освобождению от платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) от платы за коммунальные услуги, установленных законами, организациям или индивидуальным предпринимателям, осуществившим расходы, связанные с предоставлением вышеуказанных мер социальной поддержки.
Согласно ст. 2 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 46-ОЗ "О порядке предоставления мер социальной поддержки по полному или частичному освобождению от платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) от платы за коммунальные услуги, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области" возмещение организациям или индивидуальным предпринимателям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится ежемесячно в порядке, предусмотренном Правительством Свердловской области, за счет средств областного бюджета.
Расчет расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится в порядке, установленном Правительством Свердловской области, и направляется соответствующей организацией или индивидуальным предпринимателем в уполномоченный территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области. Пунктами 2 и 4 Постановления N 927-ПП установлены следующие нормы расходов:
для одиноко проживающих лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки - в пределах фактических расходов и исходя из общей площади жилого помещения;
для семей, состоящих из лица, имеющего право на получение мер социальной поддержки, и совместно проживающих с ним членов семьи, не имеющих право на получение этих мер социальной поддержки, - в пределах фактических расходов, исчисленных исходя из части общей площади жилого помещения, определяемой как частное от деления общей площади жилого помещения на общее количество членов семьи.
В соответствии с постановлением N 927-ПП Министерство социальной защиты населения Свердловской области через свои территориальные органы организовывает возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки индивидуальным предпринимателям и организациям, осуществившим такие расходы, в пределах средств, предусмотренных законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В силу п. 2.3.1 Соглашения на управление возложена обязанность по принятию от предприятия ежемесячно направляемых в его адрес списков граждан; проведению проверки указанных списков в течение 5 рабочих дней с момента получения и направлению предприятию подписанного акта сверки списков, а в случае наличия расхождений - направлению протокола разногласий.
Как указано в п. 2.4.1 Соглашения, управлению предоставлено право: осуществлять проверки представленных предприятием сведений в письменном виде; запрашивать необходимые документы; по согласованию с предприятием проводить проверки с выездом на предприятие.
Судами установлено, что списки лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, представленные предприятием управлению в начале 2007 г., соответствуют действительности. При этом управление не осуществляло должного контроля за соответствием ежемесячных расчетов предприятия указанным спискам. Все акты сверки, на основании которых производилось возмещение денежных средств из областного бюджета, были составлены и подписаны управлением без каких-либо разногласий. Указанные обстоятельства подтверждают отсутствие причинно-следственной связи между действиями предприятия и убытками, понесенными управлением.
Кроме того, следует отметить, что в силу п. 2.4.1 Соглашения сторонами предусмотрен иной порядок устранения такого нарушения, как обнаружение переплаты. На основании указанного пункта в случае обнаружения несоответствия данных предприятия с информацией управления о лицах, которым предоставлены меры социальной поддержки, а также в случае необоснованного предоставления мер социальной поддержки суммы переплат засчитываются в счет возмещения расходов предприятия последующих периодов.
С учетом изложенного у судов отсутствовали правовые основания для взыскания с предприятия 688399 руб. в возмещение убытков, понесенных управлением.
Нарушений норм процессуального и материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов, которые могли бы повлечь их отмену в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции от 16.03.2009 и постановление суда апелляционной инстанции от 25.05.2009 являются законными, обоснованными и отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.03.2009 по делу N А60-33652/2008-С7 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Слободо-Туринского района - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Расчет расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится в порядке, установленном Правительством Свердловской области, и направляется соответствующей организацией или индивидуальным предпринимателем в уполномоченный территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области. Пунктами 2 и 4 Постановления N 927-ПП установлены следующие нормы расходов:
...
В соответствии с постановлением N 927-ПП Министерство социальной защиты населения Свердловской области через свои территориальные органы организовывает возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки индивидуальным предпринимателям и организациям, осуществившим такие расходы, в пределах средств, предусмотренных законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.03.2009 по делу N А60-33652/2008-С7 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Слободо-Туринского района - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 августа 2009 г. N Ф09-5790/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника