Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 сентября 2009 г. N Ф09-6562/09-С4
Дело N А60-6003/2009-С2
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2009 г. N ВАС-17558/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сердитовой Е.Н., судей Крюкова А.Н., Мальцевой Т.С.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Группа ЛСР" (далее - общество "Группа ЛСР") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.04.2009 по делу N А60-6003/2009-С2 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Группа ЛСР" - Летягин Д.Б. (доверенность от 20.03.2009 N 6);
открытого акционерного общества "Завод железобетонных изделий "Бетфор" (далее - общество "Завод железобетонных изделий "Бетфор") - Коркунов А.Ю. (доверенность от 20.11.2008);
Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - Региональное отделение ФСФР России в УрФО) - Клочихин Д.А. (доверенность от 02.09.2009 N 25).
Региональное отделение ФСФР России в УрФО обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу "Группа ЛСР" об обязании привести обязательное предложение о приобретении ценных бумаг общества "Завод железобетонных изделий "Бетфор" в соответствие требованиям Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон "Об акционерных обществах") путем представления в Региональное отделение ФСФР России в УрФО обязательного предложения о приобретении акций общества "Завод железобетонных изделий "Бетфор", соответствующего требованиям названного Закона; направления в адрес данного общества обязательного предложения о приобретении его акций, соответствующего требованиям Федерального закона "Об акционерных обществах".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено общество "Завод железобетонных изделий "Бетфор".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.04.2009 (судья Абознова О.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 (судьи Васева Е.Е., Виноградова Л.Ф., Хаснуллина Т.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Группа ЛСР" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 84.2, 84.9 Федерального закона "Об акционерных обществах", неприменение подлежащего применению Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", нарушение норм процессуального права (ст. 82-87, 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, у Регионального отделения ФСФР России в УрФО отсутствовали правовые основания для направления обществу "Группа ЛСР" предписания о приведении обязательного предложения о приобретении ценных бумаг общества "Завод железобетонных изделий "Бетфор" в соответствие с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" и предъявления иска в соответствии со ст. 84.9 данного Закона. Заявитель указывает, что вывод судов о том, что приобретение акции по цене 5000 руб., ниже ее рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, не соответствует имеющемуся в деле отчету об оценке рыночной стоимости одной обыкновенной именной акции общества "Завод железобетонных изделий "Бетфор" от 23.07.2008 N 56/07/2008, а также сделан без привлечения к участию в деле оценщика и без проведения соответствующей экспертизы.
В отзыве, представленном на кассационную жалобу, общество "Завод железобетонных изделий "Бетфор" просит обжалуемые решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Региональное отделение ФСФР России в УрФО просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на недопустимость использования при определении цены приобретаемых ценных бумаг размера рыночной стоимости одной акции общества "Завод железобетонных изделий "Бетфор" в составе миноритарного пакета (с применением скидки на неконтрольный характер пакета). Региональное отделение ФСФР России в УрФО указывает, что в обжалуемых судебных актах не утверждается о недостоверности представленного отчета оценщика об определении рыночной стоимости акции, а констатируется недопустимость использования указанной величины рыночной стоимости акции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Группа ЛСР" 02.10.2008 представило в Региональное отделение ФСФР России в УрФО обязательное предложение, направленное в соответствии со ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционерам, о приобретении ценных бумаг общества "Завод железобетонных изделий "Бетфор", указав количество принадлежащих обществу "Группа ЛСР" акций и срок принятия обязательного предложения - 70 дней с момента его получения обществом "Завод железобетонных изделий "Бетфор". Предлагаемая цена приобретения акций данного общества согласно указанному предложению составила 5000 руб. и определена на основании отчета независимого оценщика от 23.07.2008 N 56/07/2008, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Орбита", с учетом наибольшей цены совершения последней сделки, по которой в течение шести месяцев, предшествующих дате направления данного обязательного предложения, аффилированное лицо общества "Группа ЛСР" приобрело ценные бумаги общества "Завод железобетонных изделий "Бетфор".
Согласно указанному отчету рыночная стоимость одной акции общества "Завод железобетонных изделий "Бетфор" по состоянию на 01.07.2008, номинальной стоимостью 1000 руб., в составе 100% пакета составила 6997 руб., в составе миноритарного пакета - 4200 руб.
Рассмотрев названное обязательное предложение, Региональное отделение ФСФР России в УрФО пришло к выводу о нарушении обществом "Группа ЛСР" установленного п. 4 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" порядка определения цены приобретаемых акций, поскольку стоимость акции должна быть равной стоимости одной акции в 100% пакете, указанной в отчете оценщика, на основании чего 14.10.2008 вынесло предписание о приведении обязательного предложения о приобретении ценных бумаг общества "Завод железобетонных изделий "Бетфор" в соответствие с требованиями законодательства в срок до 14.11.2008.
В связи с неисполнением обществом "Группа ЛСР" в указанный срок данного предписания Региональным отделением ФСФР России в УрФО вынесено повторное предписание со сроком устранения названных недостатков до 19.01.2009.
Между тем обществом "Группа ЛСР" 11.01.2009 в Региональное отделение ФСФР России в УрФО представлен отчет об итогах принятия обязательного предложения данного общества о приобретении ценных бумаг общества "Завод железобетонных изделий "Бетфор", в котором указана цена приобретения акции -5000 руб.
Ссылаясь на то, что общество "Группа ЛСР" не только не отозвало данное обязательное предложение, но и на его основании приобрело акции эмитента, Региональное отделение ФСФР России в УрФО обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что указанная в обязательном предложении о приобретении ценных бумаг общества "Завод железобетонных изделий "Бетфор" цена приобретения акции 5000 руб. является ниже рыночной стоимости данной акции, рассчитанной в составе 100% пакета, что свидетельствует о несоответствии данного обязательного предложения требованиям Федерального закона "Об акционерных обществах". Кроме того, судами указано, что возможность предъявления Региональным отделением ФСФР России в УрФО соответствующих требований основана на положениях п. 5 ст. 84.9 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, обсудив доводы заявителя кассационной жалобы и возражений на нее, полагает принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1, 2, 7 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" лицо, которое приобрело более 30% общего количества акций открытого акционерного общества, указанных в п. 1 ст. 84.1 названного Закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение). Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в адрес открытого акционерного общества.
В обязательном предложении должна быть указана предлагаемая цена приобретаемых ценных бумаг или порядок ее определения, а также ее обоснование, в том числе сведения о соответствии предлагаемой цены приобретаемых ценных бумаг требованиям п. 4 данной статьи.
Согласно п. 4 ст. 84.2 названного Закона в случае, если ценные бумаги не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг или обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг менее чем шесть месяцев, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги).
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков. В силу ст. 84.9 Федерального закона "Об акционерных обществах" ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за приобретением акций открытого акционерного общества.
Исходя из п. 2 ст. 84.9 Федерального закона "Об акционерных обществах" добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляется лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество.
Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг направляет лицу, представившему добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг, предусмотренное ст. 84.7 Федерального закона "Об акционерных обществах", либо требование о выкупе ценных бумаг, предусмотренное ст. 84.8 данного Закона, предписание о приведении соответствующего предложения, указанных уведомления или требования в соответствие с требованиями названного Закона в следующих случаях:
непредставление документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" для направления в открытое общество соответствующего предложения, указанных уведомления или требования;
отсутствие в соответствующем предложении, указанных уведомлении или требовании всех сведений и условий, предусмотренных гл. XI.1 данного Закона;
несоответствие порядка определения цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг требованиям названного Закона, в том числе в случае обнаружения в течение шести месяцев, предшествующих дате представления документов в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, факта манипулирования ценами в отношении приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг, который привел к занижению цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг (п. 4 ст. 84.9 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Как видно из материалов дела, Региональным отделением ФСФР России в УрФО в адрес общества "Группа ЛСР" в установленный законом срок направлялось предписание о приведении обязательного предложения о приобретении ценных бумаг общества "Завод железобетонных изделий "Бетфор" в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации от 14.10.2008 N 10576003/04, повторное предписание N 12871003/04 направлялось 09.12.2008.
Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В случае выявления нарушения прав и законных интересов инвесторов профессиональным участником или в случае, если совершаемые профессиональным участником действия создают угрозу правам и законным интересам инвесторов, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе своим предписанием запретить или ограничить проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг на срок до шести месяцев.
Исходя из п. 4 ст. 84.9 Федерального закона "Об акционерных обществах" предписание федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о приведении предложения, касающегося приобретения ценных бумаг, в соответствие с названным Федеральным законом может быть обжаловано в арбитражный суд.
Как установлено судами, материалами дела подтверждается неисполнение обществом "Группа ЛСР" вышеуказанных предписаний Регионального отделения ФСФР России в УрФО, в арбитражный суд за их обжалованием данное общество не обращалось.
При этом неисполнение предписания органа, осуществляющего государственный контроль за приобретением акций, в установленный срок является основанием для привлечения лица к административной ответственности в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем действующее законодательство не предусматривает возможности ФСФР России обращаться в суд с требованиями о приведении обязательного предложения, касающегося приобретения ценных бумаг, в соответствие с законодательством в случае соблюдения им всей процедуры осуществления государственного контроля за приобретением акций открытого акционерного общества, в том числе своевременного направления в адрес общества предписания о приведении обязательного предложения в соответствие с требованиями закона.
Как усматривается из материалов дела, иск Регионального отделения ФСФР России в УрФО направлен на подтверждение законности требований, содержащихся в предписании, вынесенном указанным органом, что не соответствует п. 5 ст. 84.9 Федерального закона "Об акционерных обществах" с учетом положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащих доказательств того, что указанная в обязательном предложении о приобретении ценных бумаг общества "Завод железобетонных изделий "Бетфор" цена приобретения акции 5000 руб. является ниже рыночной стоимости данной акции независимо от стоимости пакета, в котором она приобретается, истцом в настоящем деле не представлено.
Таким образом, с учетом того, что судами допущено неправильное применение норм права, решение суда первой инстанции от 10.04.2009 и постановление суда апелляционной инстанции от 09.06.2009 в силу ч. 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Распределение судебных расходов производится в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.04.2009 по делу N А60-6003/2009-С2 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по тому же делу отменить.
В удовлетворении иска Регионального отделения ФСФР России в Уральском федеральном округе - отказать.
Взыскать с Регионального отделения ФСФР России в Уральском федеральном округе в пользу открытого акционерного общества "Группа ЛСР" судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе 1000 руб. и по кассационной жалобе 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Орган ФСФР России обратился в суд с целью обязать акционера привести предложение о приобретении акций в соответствие с требованиями закона.
Суды двух инстанций удовлетворили требование, полагая, что данное право контролирующего органа следует из положений Закона об АО.
Суд округа указал на ошибочность позиции судов и пояснил следующее.
В силу Закона об АО лицо, которое приобрело более 30% от общего количества акций ОАО, обязано направить владельцам оставшихся предложение об их выкупе. Данное обязательное предложение должно соответствовать определенным требованиям, закрепленным в Законе об АО. Оно направляется в адрес АО, а также в орган ФСФР России.
В определенных случаях орган ФСФР России вправе направить такому акционеру предписание о приведении обязательного предложения в соответствие с требованиями закона. Оно может быть обжаловано в суд.
В рассматриваемом случае, установив несоответствие обязательного предложения требованиям закона, орган власти направил акционеру предписание (а затем повторное). В связи с его неисполнением орган власти обратился в суд. Акционер не обжаловал предписание.
Между тем, как подчеркнул окружной суд, законодательство не предусматривает возможности ФСФР России обращаться в суд с требованиями о приведении обязательного предложения в соответствие с законом после направления акционеру предписания. Неисполнение предписания является основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 сентября 2009 г. N Ф09-6562/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника