Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 сентября 2009 г. N Ф09-6879/09-С6
Дело N А60-428/2009-С5
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 июля 2010 г. N Ф09-6879/09-С6 по делу N А60-428/2009-С5
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2009 г. N 17АП-3949/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Купреенкова В.А., судей Артемьевой Н.А., Маликовой Э.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Первоуральский" (далее - кооператив) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 по делу N А60-428/2009-С5 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель кооператива - Авхадиева Т.В. (доверенность от 19.01.2009 N 29).
В судебном заседании, назначенном на 14 ч 00 мин. 15.09.2009, в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 14 ч. 15 мин. 16.09.2009.
После перерыва в судебном заседании принял участие тот же представитель.
Кооператив обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству природных ресурсов Свердловской области (далее - Министерство) об обязании заключить договор аренды лесных участков, расположенных в 21-40 кварталах участка агропроизводственного объединения "Чусовское" Кузинского участкового лесничества (далее - объединение "Чусовское"), на площади 7455 га без процедуры аукциона.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.04.2009 (судья Италмасова Е.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 (судьи Гулякова Г.Н., Грибиниченко О.Г., Сафонова С.Н.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе кооператив просит постановление отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции положений, предусмотренных ст. 20, 45 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 36, 130 Лесного кодекса Российской Федерации, а также ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ). Заявитель считает, что названные земельные участки не входят в лесной фонд, поскольку расположены на землях сельскохозяйственного назначения, вследствие чего, необходимо заключить договор аренды участка лесного фонда с сельскохозяйственной организацией, минуя процедуру аукциона, учитывая исключительное право сельскохозяйственных организаций как титульных владельцев владеть и пользоваться земельными участками.
Как установлено судами, в 1984 на основании приказа объединения "Свердловскмежхозлес" от 25.10.1984 N 220 образован Свердловский межхозяйственный лесхоз. В его структуре сформировалось Новоуткинское лесничество в лесах, находящихся в границах земель сельскохозяйственного предприятия мясной совхоз "Уткинский", который в 1992-1993 годах расформирован. На момент лесоустройства в 1991-1992 годах лесные земли совхоза "Уткинский" входили в состав участка объединения "Чусовское"; общее количество земель составило 9594 га.
В 1993 году кооперативу переданы основные и оборотные средства, незавершенное производство, а также земли мясного совхоза "Уткинский" в связи с его ликвидацией.
Постановлением главы администрации г. Первоуральска Свердловской области (далее - администрация) от 25.06.1993 N 614 истцу переданы в постоянное пользование сельские леса на площади 4918 га, ранее принадлежащие мясному совхозу "Уткинский".
В 1998 году по договору безвозмездного пользования лесами, находящимися в границах земель сельскохозяйственных организаций от 02.12.1998, кооперативу переданы с 1-й по 20-й кварталы объединения "Чусовской" и с 1-го по 16-й кварталы лесных площадей истца на общей площади 7207 га.
При этом объединение "Чусовское" самостоятельно заключило договор безвозмездного пользования от 08.12.1998 на лесные участки в кварталах с 21-го по 40-й на площади 4695 га (согласно поквартальной ведомости).
Постановлениями главы администрации от 23.03.2000 N 759, от 31.01.2000 N 182, от 31.01.2000 N 183 истцу переданы земельные участки в постоянное пользование для сельскохозяйственных целей, в том числе занятые лесом общей площадью 6222,96 га, из них из земель объединения "Чусовское" - леса площадью 2,776 га только по постановлению от 31.01.2000 N 183 (л.д. 26). Из текста остальных актов органа местного самоуправления усматривается передача участков земель, занятых лесами, исключительно из земель запаса.
Из письма Свердловского сельского лесхоза филиал областного государственного учреждения "Управление сельскими лесами" от 16.12.2007 N 54 следует, что по данным лесоустройства 2003 года за кооперативом числится 12 160 га лесных площадей на участках Первоуральского участкового лесничества кооператива и Кузинского участкового лесничества объединения "Чусовское", государственного учреждения Свердловской области "Билимбаевское" лесничество (л.д. 23).
Кооператив обратился в Министерство с заявлением от 03.12.2008 о предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в границах земельных участков, предоставленных согласно постановлениям главы администрации, находящихся у заявителя в бессрочном пользовании, месторасположением в кварталах 21-40 Кузинского лесничества, участок объединения "Чусовское", общей площадью 4755 га для заготовки древесины.
В письме от 03.02.2009 N 06-04-571/9 Министерство отказало истцу в заключении договора аренды в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок площадью 3,354 га из земель объединения "Чусовское" был предоставлен кооперативу по постановлению главы муниципального образования г. Первоуральск от 31.01.2000 N 193 для ведения сельского хозяйства, что не предусматривает его использование для заготовки леса. Для заготовки древесины лесные участки могут быть предоставлены в аренду только по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (л.д. 52).
Кооператив, полагая, что отказ Министерства от 03.02.2009 N 06-04-571/9 в заключении договора аренды лесных участков не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца права на заключение договора аренды лесного участка без участия в аукционе на основании ст. 36, 130 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 22 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.01.1997) участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, которые установлены названным Кодексом, на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.
В соответствии со ст. 130 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.01.1997) участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передаются им в безвозмездное пользование.
Безвозмездное пользование участками лесного фонда сельскохозяйственными организациями осуществляется в целях обеспечения их потребностей в древесине и других лесных ресурсах.
Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ внесены изменения в ст. 36, 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 22.01.1997.
В силу ст. 130 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции указанного Федерального закона участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, могут предоставляться сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование в целях обеспечения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах в соответствии со ст. 36 названного Кодекса.
По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязуется предоставить лесопользователю в случае, предусмотренном ст. 130 названного Кодекса, участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до 99 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со ст. 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации (ст. 36 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ).
На основании ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.01.1997) права пользования учас тками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
Между тем доказательств, подтверждающих заключение истцом договора безвозмездного пользования на вышеуказанные участки лесного фонда, в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ с 01.01.2007 введен в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации.
В ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ установлено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда должны быть приведены в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. Для приведения этих договоров в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В ст. 1, 94 Лесного кодекса Российской Федерации oт 04.12.2006 закреплен принцип платности использования лесов.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в целях, предусмотренных ст. 25 названного Кодекса (ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации).
Часть 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает различные виды использования лесов, в том числе заготовку древесины, ведение сельского хозяйства.
Из заявления кооператива от 03.12.2008 поданного в Министерство, усматривается, что видом деятельности на лесных участках истец определил заготовку древесины.
При этом заготовка древесины как вид использования лесов представляет собой предпринимательскую деятельность, которая осуществляется на основании договора аренды лесных участков (п. 1 ст. 25, п. 1, 8 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со п. 8 Правил пользования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденных приказом Министерства от 10.05.2007 N 124, использование лесов для ведения сельского хозяйства может ограничиваться в соответствии со ст. 27 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 27 Лесного кодекса Российской Федерации допускается установление ограничений использования лесов в виде запрета на проведение рубок.
Принимая во внимание, что лесные участки постановлениями главы администрации от 23.03.2000 N 759, от 31.01.2000 N 182, от 31.01.2000 N 183 предоставлены истцу не для заготовки древесины, а для ведения сельского хозяйства, а также исходя из смысла вышеприведенных норм, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что указанный в заявлении кооператива вид использования лесного участка согласно ст. 29, 34, 38, 39 и 72 Лесного кодекса Российской Федерации является возмездным и при оформлении договора в данных целях лесной участок может быть передан лесопользователю только по договору аренды лесного участка, заключенному по результатам аукциона, вследствие чего оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Решение суда правомерно отменено, в удовлетворении иска отказано обоснованно.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм лесного законодательства, права и охраняемые законом интересы истца не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебного акта согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 по делу N А60-428/2009-С5 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Первоуральский" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 2 ч. 2 ст. 27 Лесного кодекса Российской Федерации допускается установление ограничений использования лесов в виде запрета на проведение рубок.
Принимая во внимание, что лесные участки постановлениями главы администрации от 23.03.2000 N 759, от 31.01.2000 N 182, от 31.01.2000 N 183 предоставлены истцу не для заготовки древесины, а для ведения сельского хозяйства, а также исходя из смысла вышеприведенных норм, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что указанный в заявлении кооператива вид использования лесного участка согласно ст. 29, 34, 38, 39 и 72 Лесного кодекса Российской Федерации является возмездным и при оформлении договора в данных целях лесной участок может быть передан лесопользователю только по договору аренды лесного участка, заключенному по результатам аукциона, вследствие чего оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Решение суда правомерно отменено, в удовлетворении иска отказано обоснованно."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 сентября 2009 г. N Ф09-6879/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника