Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 сентября 2009 г. N Ф09-7078/09-С3
Дело N А47-6/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Дубровского В.И., судей Гавриленко О.Л., Первухина В.М.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.04.2009 по делу N А47-6/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Докаоптсервис" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по выставлению инкассовых поручений от 12.12.2008 N 12090 на сумму 97 563 руб., от 12.12.2008 N 12091 на сумму 305 088 руб., от 12.12.2008 N 12089 на сумму 1 525 444 руб., от 16.12.2008 N 12222 на сумму 4564 руб., от 16.12.2008 N 12221 на сумму 546 руб., от 16.12.2008 N 12220 на сумму 2420 руб., от 16.12.2008 N 12219 на сумму 2 733 231 руб., от 16.12.2008 N 12218 на сумму 1 900 464 руб. 91 коп. , от 16.12.2008 N 12217 на сумму 13 576 149 руб. 73 коп. , от 16.12.2008 N 12216 на сумму 151 357 руб., от 16.12.2008 N 12215 на сумму 583 406 руб. 54 коп. , от 16.12.2008 N 12214 на сумму 56 218 руб., от 16.12.2008 N 12213 на сумму 213 970 руб. 28 коп. , от 16.12.2008 N 12223 на сумму 2 731 179 руб. 04 коп.
Решением суда от 30.04.2009 (резолютивная часть от 29.04.2009; судья Сердюк Т.В.) заявленные требования удовлетворены; оспариваемые действия налогового органа признаны незаконными; суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов общества.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 (судьи Толкунов В.М., Дмитриева Н.Н., Чередникова М.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. По мнению налогового органа, вывод судов о том, что налоговый орган не мог не знать о начале процедуры добровольной ликвидации общества и в связи с этим не мог выставлять инкассовые поручения без соответствующего распоряжения ликвидационной комиссии, является необоснованным. Инспекция полагает, что выставление спорных инкассовых поручений на счета в банках правомерно, поскольку обществом нарушена процедура добровольной ликвидации - сведения о ликвидации не были опубликованы в официальном издании - журнале "Вестник государственной регистрации", что повлекло неуведомление инспекции о проведении добровольной процедуры ликвидации.
Отзыва на жалобу налогоплательщиком не представлено.
Как следует из материалов дела, на общем собрании участников общества принято решение о ликвидации, ликвидатором назначена Прозвонкова Т.В. Решения общего собрания участников общества зафиксированы протоколом от 20.08.2008.
В адрес инспекции налогоплательщиком направлено уведомление о принятом 20.08.2008 решении о ликвидации, назначении ликвидатора и о возможности заявления кредиторских требований в установленные законом порядке и сроки.
Данное уведомление получено налоговым органом 11.09.2008, что подтверждено штампом входящей корреспонденции и инспекцией не оспаривается.
Информация о ликвидации общества с указанием двухмесячного срока на предъявление претензий опубликована в газете "Вести от "Партнера" от 17.09.2008 в разделе "Объявления".
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области 01.09.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о принятом решении о ликвидации и назначении ликвидатора общества.
15.11.2008 налоговый орган в качестве кредитора обратился в адрес председателя ликвидационной комиссии общества Прозвонковой Т.В. с требованием от 14.11.2008 N 11-08/23370 о включении в реестр требований кредиторов общества задолженности по налогам и сборам в общей сумме 42 004 553 руб. 08 коп.
В ответе, полученном инспекцией 17.12.2008, общество сообщило о невозможности включения инспекции в реестр кредиторов общества по причине пропуска инспекцией двухмесячного срока для предъявления требований в качестве кредитора. Также в ответе налогоплательщика указано, что требование от 07.12.2007 N 2633, приложенное к письму инспекции, не может подтверждать размер задолженности, так как срок для внесудебного взыскания истек.
В связи с неисполнением обществом в добровольном порядке требований от 18.11.2008 N 4653, от 21.11.2008 N 4674, от 25.11.2008 N 77289 об уплате налога, пени, штрафа инспекцией в порядке, предусмотренном ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) приняты решения от 16.12.2008 N 12509, 12510, от 12.12.2008 N 12442 о взыскании налогов, пени, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках с выставлением по реестру оспариваемых инкассовых поручений к счетам в банках.
Посчитав действия налогового органа по выставлению названных инкассовых поручений от 12.12.2008 и от 16.12.2008 незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из неправомерности выставления спорных инкассовых поручений, указав, что в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и пеней, поскольку это противоречит положениям ст. 49 Кодекса и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов должника.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Согласно п. 1 ст. 49 Кодекса обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Пунктом 3 ст. 49 Кодекса предусмотрено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В соответствии с п. 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В силу ч. 2, 3 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (ч. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что налогоплательщиком исполнено требование ч. 1 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" по письменному сообщению в уполномоченный государственный орган о принятом решении о ликвидации для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 01.09.2008.
Судами также установлено, что в материалах дела имеется письменное уведомление инспекции о возможности заявить свои кредиторские требования в установленные законом порядке и сроки, получение которого до применения рассматриваемых мер принудительного взыскания инспекция не оспаривает.
Таким образом, вывод судов о наличии у налогового органа информации о нахождении налогоплательщика в процедуре ликвидации к моменту принятия решений о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах в банке и выставления спорных инкассовых поручений является правильным.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что налоговый орган не вправе списывать суммы налога, пеней, штрафа в бесспорном порядке в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, поскольку такие действия не соответствуют требованиям налогового и гражданского законодательства, нарушают права организации, находящейся в процессе ликвидации, ее кредиторов, и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.04.2009 по делу N А47-6/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (ч. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что налогоплательщиком исполнено требование ч. 1 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" по письменному сообщению в уполномоченный государственный орган о принятом решении о ликвидации для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 01.09.2008.
...
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.04.2009 по делу N А47-6/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Оренбургской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 сентября 2009 г. N Ф09-7078/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника