Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 октября 2009 г. N Ф09-6666/09-С4
Дело N А50-19734/2008-Г26
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Азанова П.А., судей Дядченко Л.В., Сердитовой Е.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноармейскому району Краснодарского края (далее -инспекция по Красноармейскому району Краснодарского края) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.03.2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 по делу N А50-19734/2008-Г26 по заявлению инспекции по Красноармейскому району к закрытому акционерному обществу "Устиновское предприятие общественного питания" (далее - общество "Устиновское предприятие общественного питания"), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Пермскому краю (далее - межрайонная инспекция по Пермскому краю), заинтересованные лица - Бежанян Армен Вруйрович, Тушнинский Василий Николаевич, о признании недействительной регистрации изменений в учредительные документы общества "Устиновское предприятие общественного питания".
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Инспекция по Красноармейскому району Краснодарского края обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу "Устиновское предприятие общественного питания", межрайонной инспекции по Пермскому краю о признании недействительной регистрации изменений в учредительные документы общества "Устиновское предприятие общественного питания".
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2008 дело передано на рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Определением от 15.01.2009 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Бежанян А.В., Тушнинский В.Н.
Решением суда от 16.03.2009 (судья Гуляева Е.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 (судьи Риб Л.Х., Нилогова Т.С., Ясикова Е.Ю.) решение от 16.03.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция по Красноармейскому району Краснодарского края просит принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судом положений ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее -Закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). по мнению заявителя, действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, соответствующих установленным требованиям, но и на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений.
Лицами, участвующими в деле, письменные отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Как следует из материалов дела, общество "Устиновское предприятие общественного питания" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.12.2002.
В соответствии с договором купли-продажи обыкновенных именных акций названного общества от 28.01.2008 Бежанян А.В., являющийся владельцем 100% акций общества, продал принадлежащие ему акции Тушинскому В.Н.
На внеочередном общем собрании акционеров общества "Устиновское предприятие общественного питания" 28.01.2008 Тушинским В.Н. как единственным акционером общества приняты решения об изменении места нахождения общества в связи со сменой собственника на адрес: Краснодарский край, Красноармейский район, станица Новомышастовская, ул. Славянская, д. 40, а также об утверждении соответствующих изменений, вносимых в Устав общества.
На основании заявления, поданного в межрайонную инспекцию по Пермскому краю 28.01.2008 Бежаняном А.В., указанной инспекцией принято решение от 04.02.2008 N 22 о регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - реестр юридических лиц), связанных с внесением изменений в учредительные документы общества "Устиновское предприятие общественного питания" об изменении места нахождения общества.
В связи с изменением места нахождения общества "Устиновское предприятие общественного питания" его регистрационное дело решением межрайонной инспекции по Пермскому краю от 04.02.2008 б/н передано в инспекцию по Красноармейскому району Краснодарского края.
В результате обследования, проведенного инспекцией по Красноармейскому району Краснодарского края при постановке на налоговый учет общества "Устиновское предприятие общественного питания", установлено, что по адресу, указанному названным обществом в качестве его места нахождения, находится частное домовладение, собственником которого является Тушнинский В.Н., не заключавший договор аренды помещений с обществом.
Поскольку, по мнению заявителя, при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "Устиновское предприятие общественного питания", им были указаны недостоверные сведения о месте нахождения, что является основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы общества, осуществленной межрайонной инспекцией по Пермскому краю, инспекция по Красноармейскому району Краснодарского края обратилась в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что поскольку обществом "Устиновское предприятие общественного питания" на государственную регистрацию был представлен весь необходимый пакет документов, предусмотренный ст. 17 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", у налогового органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации изменений.
Судом также отмечено, что отсутствие юридического лица после государственной регистрации по новому адресу не свидетельствует о том, что на момент оспариваемой регистрации представленные документы содержали недостоверные сведения о месте нахождения, и не является безусловным основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества "Устиновское предприятие общественного питания".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами, изложенными в решении от 16.03.2009, дополнительно отметив, что самим юридическим лицом, в отношении которого произведена государственная регистрация, или его акционерами достоверность указанных в заявлении сведений в судебном порядке не оспаривается, и при отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих место нахождение общества "Устиновское предприятие общественного питания" по предыдущему адресу его государственной регистрации, удовлетворение требований заявителя повлечет отражение в реестре юридических лиц недостоверных сведений об адресе юридического лица.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания ненормативного акта недействительным являются одновременное несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица и текст этих изменений; документ об уплате государственной пошлины.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на государственную регистрацию изменений в учредительные документы общества "Устиновское предприятие общественного питания" заявителем поданы все предусмотренные законом документы. Оснований для отказа в регистрации, исчерпывающий перечень которых установлен ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", у межрайонной инспекции по Пермскому краю не имелось, в связи с чем было принято решение от 04.02.2008 N 22. Обязанность регистрирующего органа проверять достоверность представленных заявителем сведений законодательством о регистрации не предусмотрена.
В силу п. 1 ст. 25 указанного Федерального закона за представление регистрирующему органу недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм недостоверность представленных сведений не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица и не влечет безусловной недействительности такой регистрации.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
С учетом изложенного, при отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отказ суда в удовлетворении заявления инспекции по Красноармейскому району Краснодарского края о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы общества "Устиновское предприятие общественного питания", произведенной межрайонной инспекцией по Пермскому краю, является правомерным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств и материалов дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций и влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции от 16.03.2009 и постановление суда апелляционной инстанции от 28.05.2009 являются законными и отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.03.2009 по делу N А50-19734/2008-Г26 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноармейскому району Краснодарского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенных норм недостоверность представленных сведений не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица и не влечет безусловной недействительности такой регистрации.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
...
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.03.2009 по делу N А50-19734/2008-Г26 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноармейскому району Краснодарского края - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 октября 2009 г. N Ф09-6666/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника