Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 октября 2009 г. N Ф09-7493/09-С2
Дело N А07-1783/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Беликова М.Б., судей Меньшиковой Н.Л., Артемьевой Н.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.04.2009 по делу N А07-1783/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Юмагузинское водохранилище" (далее - общество, налогоплательщик) - Черникова О.П. (доверенность от 01.09.2009 N 94);
инспекции - Рахматуллина Н.Ф.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 26.12.2008 N 2381/06/241 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 9681398 руб. 56 коп. и решения от 26.12.2008 N 1009/06/241 в полном объеме.
Оспариваемые решения приняты по результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за II квартал 2008 г.
В ходе проверки инспекция пришла к выводу о необоснованном предъявлении к возмещению НДС, поскольку заявленная к возмещению в налоговой декларации за II квартал 2008 г. сумма НДС предъявлялась налогоплательщиком к вычету в иных налоговых периодах.
Решением суда от 28.04.2009 (судья Чаплиц М.А.) заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009 (судьи Чередникова М.В., Кузнецов Ю.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
Судами сделан вывод о том, что инспекцией нарушены существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что в соответствии с п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для признания решения инспекции недействительным. В частности, налогоплательщик не ознакомлен с результатами мероприятий налогового контроля, кроме того, инспекцией не представлено доказательств надлежащего извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, настаивает на том, что допущенные налоговым органом процедурные нарушения носят несущественный характер и не привели к незаконности и необоснованности принятых решений.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации по НДС за II квартал 2008 г., по результатам которой составлен акт от 06.11.2008 N 13143 и приняты оспариваемые решения от 26.12.2008 N 1009/06/241 и N 2381/06/241.
В соответствии с п. 1, 2, 5, 6 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Пунктом 2 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 26.12.2008 налоговым органом приняты оспариваемые решения. При этом доказательства извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки инспекцией не представлены.
С учетом изложенного вывод судов о нарушении налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки соответствует материалам дела и налоговому законодательству.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для признания решения налогового органа недействительным.
Ссылка инспекции на то, что обществом в декларации за II квартал 2008 г. НДС к возмещению заявлен повторно, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку налоговым органом в ходе разбирательств в судах первой и апелляционной инстанций доказательств, подтверждающих данный довод, в нарушение положений ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу, и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.04.2009 по делу N А07-1783/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 26.12.2008 налоговым органом приняты оспариваемые решения. При этом доказательства извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки инспекцией не представлены.
С учетом изложенного вывод судов о нарушении налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки соответствует материалам дела и налоговому законодательству.
...
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.04.2009 по делу N А07-1783/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 октября 2009 г. N Ф09-7493/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника