Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 октября 2009 г. N Ф09-7486/09-С2 по делу N А07-2962/2009
Екатеринбург |
N Ф09-7486/09-С2 |
05 октября 2009 г. |
Дело N А07-2962/2009 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Беликова М.Б., судей Меньшиковой Н.Л., Артемьевой Н.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009 по делу N А07-2962/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Пучкина Е.В. (по доверенности от 28.01.2009).
Представители сельскохозяйственного производственного кооператива - колхоза "Ашкадар" (далее - кооператив, налогоплательщик, заявитель) надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Кооператив обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным требования инспекции от 01.09.2008 N 17086 об уплате налогов и сборов на общую сумму 2321533 руб. 27 коп и пеней в сумме 1137849 руб. 36 коп.
Основанием предъявления оспариваемого требования кооперативу к исполнению явилось расторжение налоговым органом соглашения о реструктуризации долгов с налогоплательщиком в связи с несоответствием его статуса понятию "сельскохозяйственный производитель", определенному абз. 3 ст. 2 Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей" от 09.07.2002 N 83-ФЗ (далее - Федеральный закон).
Оспаривая указанный документ, заявитель настаивает на неправомерности действий инспекции по расторжению соглашения и, соответственно, на отсутствие у него обязанности по досрочному погашению задолженности.
Решением суда от 22.04.2009 (судья Искандаров У.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судом сделан вывод о правомерности выставления налоговым органом требования в связи с наличием основания, предусмотренного Федеральным законом.
Постановлением апелляционного суда от 26.06.2009 (судьи Кузнецов Ю.А., Дмитриева Н.Н., Степанова М.Г.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
Апелляционный суд исходил из того, что спор был разрешен судом без учета внесенных изменений в ст. 27 Федерального закона, и времени вступления этих изменений в законную силу.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение арбитражного суда. Налоговый орган настаивает на правомерности своих действий и актов.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не находит.
Как следует из обстоятельств дела 12.03.2004 налоговым органом и колхозом заключено соглашение о реструктуризации налоговой задолженности налогоплательщика на общую сумму 2321600 руб. и соглашение о списании пени и штрафов.
В соответствии с условиями данного соглашения установлен порядок реструктуризации задолженности колхоза, предусматривающий два этапа погашения долгов начиная с 2004 до 2009 и до 2014 г.
Пунктом 11 соглашения установлено, что в случае нарушение налогоплательщиком погашения текущей задолженности в установленные сроки соглашение подлежит расторжению.
31.03.2008 колхозом в инспекцию представлены бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за 2007, согласно которым доход от сельскохозяйственной деятельности отсутствует.
На основании указанных данных и, руководствуясь положениями ст. 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", относящей к сельскохозяйственным производителям организации, доля выручки которых от реализации произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (работ, услуг) за предшествующий год составила не менее 50 процентов, ст. 2 и абз. 5 ст. 27 Федерального закона (в редакции внесенной Федеральным законом от 13.05.2008 N 67-ФЗ), устанавливающих основанием к расторжению соглашения несоответствие должника понятию "сельскохозяйственный товаропроизводитель", инспекцией сделан вывод, о наличии таких оснований.
Уведомлением от 25.07.2008 налоговый орган сообщил налогоплательщику о расторжении соглашения и направил на исполнение оспариваемое требование.
Введенные Федеральным законом от 13.05.2008 N 67-ФЗ изменения в ст. 27 Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей" дополненную абзацем 5 вступают в силу согласно ст. 3 данного закона с 27.05.2008, т. е. должны распространятся на правоотношения, возникшие после указанной даты. Специальных оговорок о придании закону, с учетом внесенных в него изменений, обратной юридической силы нормативный акт не содержит.
Таким образом, апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что спорные правоотношения должны регулироваться Федеральным законом в редакции на момент заключения соглашения и самим соглашением, которые не содержат такого условия для его расторжение, как несоответствие должника понятию "сельскохозяйственный товаропроизводитель". Данных о несоблюдении налогоплательщиком условий соглашения по порядку и срокам реструктуризации задолженности материалы дела не содержат. Оснований для выставления оспариваемых требований не имелось.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009 по делу N А07-2962/2009 Арбитражного суда Республике Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Б. Беликов |
Судьи |
Н.Л. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Введенные Федеральным законом от 13.05.2008 N 67-ФЗ изменения в ст. 27 Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей" дополненную абзацем 5 вступают в силу согласно ст. 3 данного закона с 27.05.2008, т. е. должны распространятся на правоотношения, возникшие после указанной даты. Специальных оговорок о придании закону, с учетом внесенных в него изменений, обратной юридической силы нормативный акт не содержит.
Таким образом, апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что спорные правоотношения должны регулироваться Федеральным законом в редакции на момент заключения соглашения и самим соглашением, которые не содержат такого условия для его расторжение, как несоответствие должника понятию "сельскохозяйственный товаропроизводитель". Данных о несоблюдении налогоплательщиком условий соглашения по порядку и срокам реструктуризации задолженности материалы дела не содержат. Оснований для выставления оспариваемых требований не имелось."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 октября 2009 г. N Ф09-7486/09-С2 по делу N А07-2962/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника