Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 октября 2009 г. N Ф09-7785/09-С4
Дело N А50-11654/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 октября 2010 г. N Ф09-8747/10-С2 по делу N А50-7401/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лиходумовой С.Н., судей Азанова П.А., Дядченко Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на определение Арбитражного суда Пермского края от 02.07.2009 по делу N А50-11654/2009 по заявлению открытого акционерного общества "Нытва" (далее - общество "Нытва") о признании его несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Нытва" - Корнилова О.М. (доверенность от 29.09.2009 N 12/58Д), Карташова М.В. (доверенность от 29.09.2009 N 12/59Д),
временного управляющего Белобрагиной Н.Б. - Гаврилушкина Г.И. (доверенность от 08.10.2009).
Представители других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество "Нытва" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 02.07.2009 заявление общества "Нытва" признано обоснованным, в отношении него введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Белобрагина Наталья Борисовна.
В порядке апелляционного производства определение суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе Министерство промышленности и торговли Российской Федерации просит определение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права, на то, что судом не исследован вопрос об отнесении общества "Нытва" к стратегическим предприятиям. По мнению заявителя кассационной жалобы, общество "Нытва" относится к стратегическим предприятиям, в связи с чем Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в силу ст. 192 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" является лицом, участвующим в деле о банкротстве, однако в нарушение ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оно не было уведомлено о времени и месте судебного заседания. Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает, что выводы суда о наличии у общества "Нытва" признаков банкротства не подтверждены доказательствами, в нарушение ст. 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении суда не указаны мотивы, по которым арбитражный суд пришел к своим выводам, судом не установлены сроки погашения кредиторской задолженности.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Нытва" просит определение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество "Нытва" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) на основании ст. 9, 37, 38 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", ссылаясь на то, что по состоянию на 31.03.2009 общая кредиторская задолженность составляет 610366000 руб. и у него имеются признаки банкротства, установленные ст. 3 названного Закона.
Суд, рассмотрев заявление общества "Нытва", признал его обоснованным и ввел в отношении него процедуру наблюдения, исходя из того, что просроченная кредиторская задолженность, признаваемая должником, составляет около 599000000 руб., производственная деятельность сокращается, за 1 квартал 2009 г. предприятие сработало с убытком в размере 12941000 руб. в отличие от аналогичного периода предыдущего года, когда должником была получена прибыль в сумме 77047000 руб., а также ссылаясь на то, что названные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у должника возможности исполнить денежные обязательства и обязанность по уплате обязательных платежей в установленные сроки.
Принимая определение о введении в отношении общества "Нытва" процедуры наблюдения, суд сослался на нормы ст. 8, 32, 33, 37, 38, 45 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ, регулирующие общий порядок предъявления и рассмотрения заявления должника о признании его несостоятельным (банкротом).
Как следует из п. 2.1 Устава, к видам деятельности общества "Нытва" относится, в том числе производство металлопродукции для оборонной промышленности.
Исходя из этого, суду следовало проверить наличие (отсутствие) у общества "Нытва" признаков стратегического предприятия, установленных ст. 190 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку нормы параграфа 5 главы 9 названного закона предусматривают особенности банкротства стратегических предприятий. Положения параграфа 5 "Банкротство стратегических предприятий и организаций" в отличие от общих норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливают иные признаки банкротства должника, иные условия возбуждения производства по делу о банкротстве и требования к кандидатуре арбитражного управляющего.
Однако, как видно из материалов дела, суд не исследовал вопрос о наличии (отсутствии) у должника признаков стратегического предприятия.
Между тем согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 N 22-р, действовавшему на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, а также распоряжению Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р общество "Нытва" входит в перечень стратегических организаций, в отношении которых подлежат применению специальные нормы о банкротстве; федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность общество "Нытва", является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суду необходимо было исследовать имеющиеся в деле доказательства, установить фактические обстоятельства исходя из требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", установленных для банкротства стратегических предприятий.
Кроме того, судом в нарушение положений, предусмотренных ст. 168, 185, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не указано, на основании каких доказательств им сделаны выводы о том, что должник не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и обязанность по уплате обязательных платежей в установленные сроки, судом не установлены сроки погашения кредиторской задолженности и обязательных платежей, не указаны мотивы и обстоятельства, свидетельствующие о необходимости введения в отношении должника процедуры наблюдения.
С учетом изложенного определение суда подлежит отмене на основании ч. 1, 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, оценить в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, принять судебный акт в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Пермского края от 02.07.2009 по делу N А50-11654/2009 отменить.
Заявление открытого акционерного общества "Нытва" о признании его несостоятельным (банкротом) передать в Арбитражный суд Пермского края на новое рассмотрение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из п. 2.1 Устава, к видам деятельности общества "Нытва" относится, в том числе производство металлопродукции для оборонной промышленности.
Исходя из этого, суду следовало проверить наличие (отсутствие) у общества "Нытва" признаков стратегического предприятия, установленных ст. 190 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку нормы параграфа 5 главы 9 названного закона предусматривают особенности банкротства стратегических предприятий. Положения параграфа 5 "Банкротство стратегических предприятий и организаций" в отличие от общих норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливают иные признаки банкротства должника, иные условия возбуждения производства по делу о банкротстве и требования к кандидатуре арбитражного управляющего.
Однако, как видно из материалов дела, суд не исследовал вопрос о наличии (отсутствии) у должника признаков стратегического предприятия.
Между тем согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 N 22-р, действовавшему на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, а также распоряжению Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р общество "Нытва" входит в перечень стратегических организаций, в отношении которых подлежат применению специальные нормы о банкротстве; федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность общество "Нытва", является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суду необходимо было исследовать имеющиеся в деле доказательства, установить фактические обстоятельства исходя из требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", установленных для банкротства стратегических предприятий."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 октября 2009 г. N Ф09-7785/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника