Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 октября 2009 г. N Ф09-8027/09-С2
Дело N А07-6833/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Артемьевой Н.А., судей Меньшиковой Н.Л., Кангина А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.05.2009 по делу N А07-6833/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по тому же делу по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Уфимское приборостроительное производственное объединение" (далее - предприятие "УППО", должник) к судебному приставу-исполнителю специализированного отдела по исполнению особых исполнительных документов УФССП России по Республике Башкортостан Акбулатову Д.М., УФССП по Республике Башкортостан об уменьшении исполнительского сбора.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприятие "УППО" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к судебному приставу-исполнителю специализированного отдела по исполнению особых исполнительных документов УФССП России по Республике Башкортостан Акбулатову Д.М. с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора в сумме 256520 руб. 41 коп., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Акбулатова Д.М. от 20.03.2009 о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства N 80/68/3596/4/2008, до суммы 192390 руб. (с учетом уточнения).
Определением суда от 20.04.2009 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено УФССП России по Республике Башкортостан.
Решением суда от 20.05.2009 (судья Ахметова Г.Ф.) заявление удовлетворено, исполнительский сбор по постановлению от 20.03.2009 уменьшен до суммы 192390 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФССП России по Республике Башкортостан просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, в материалах дела имеются достаточные доказательства платежеспособности должника. Предприятие "УППО" в период с 06.02.2009 по 20.03.2009 (срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа) располагало движимым и недвижимым имуществом, готовой продукцией, денежными средствами на расчетных счетах, дебиторской задолженностью.
В представленном отзыве предприятие "УППО" отклонило доводы заявителя жалобы, указав на соответствие выводов судов фактическим обстоятельством дела и действующему законодательству.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного документа -постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы от 26.01.2009 N 3268 о взыскании с предприятия "УППО" задолженности в сумме 3664577 руб. 24 коп. судебным приставом-исполнителем УФССП России по Республике Башкортостан Акбулатовым Д.М. 06.02.2009 возбуждено исполнительное производство N 80/68/3596/4/2008, присоединенное впоследствии к сводному исполнительному производству N 80/68/578/8/2007-СД. В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа по исполнительному производству N 80/68/3596/4/2008 в установленный для добровольного исполнения срок, судебным приставом-исполнителем 20.03.2009 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 256520 руб. 41 коп. (7% от взыскиваемой по исполнительному документы суммы).
Не согласившись с указанным в постановлении размером исполнительского сбора, предприятие "УППО" обратилось в арбитражный суд с заявлением об уменьшении его размера, полагая, что взыскание исполнительского сбора осуществлено без учета специфики деятельности должника и его тяжелого финансового положения.
Снижая размер исполнительского сбора, суды обеих инстанции исходили из тяжелого материального положения должника, несоразмерности взыскиваемого исполнительского сбора совершенному правонарушению и наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам материального права.
В силу п. 1, 2, 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
Согласно п. 7 ст. 112 названного Федерального закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного законом.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, где указано, что размер исполнительского сбора, установленный п. 1 ст. 81 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Таким образом, при соблюдении указанных условий суд может снизить максимальный размер исполнительского сбора.
Судами обеих инстанций при снижении размера исполнительского сбора обоснованно учтены объективные данные, свидетельствующие о тяжелом финансовом положении должника, о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа. Тяжелое финансовое положение должника подтверждается представленными доказательствами. Бухгалтерский баланс предприятия "УППО" свидетельствует о его нестабильном материальном положении, имеется кредиторская и дебиторская задолженность; задолженность по заработной плате работников, отпускным пособиям и выплатам уволенным работникам составляет 53398354 руб. 26 коп. Отчет о прибылях и убытках подтверждает убыточность хозяйственной деятельности предприятия "УППО". Правительством Российской Федерации издано постановление от 25.05.2008 N 203 о реструктуризации задолженности данного предприятия и решением Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы от 24.11.2008 N 1-Ф право на реструктуризацию предоставлено. Общая сумма задолженности предприятия "УППО" по сводному исполнительному производству составляет 420235579 руб. 70 коп. Службой судебных приставов-исполнителей наложены аресты на имущество предприятия "УППО" на сумму 84062686 руб. 22 коп., о чем свидетельствуют акты от 13.08.2008, 08.08.2008, 11.02.2009 о наложении ареста. Кроме того, предприятие "УППО" намеренно не уклонялось от погашения долга, а предпринимало действия по погашению задолженности по сводному исполнительному производству N 80/68/578/8/2007-СД - обратилось в службу судебных приставов с предложением наложить арест и реализовать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения имущество (корпус N 16). Данное имущество арестовано и дважды выставлено на торги, однако не реализовано ввиду отсутствия покупателей.
На основании анализа установленных обстоятельств по делу и в соответствии с требованиями п. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судами сделан обоснованный вывод о наличии оснований для снижения размера взыскиваемого с должника исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного судебным приставом-исполнителем (7% от подлежащей взысканию по исполнительному документу суммы), до 192390 руб.
Оснований для переоценки выводов судов и установленных фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя жалобы выводов судов не опровергают и судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку были предметом исследования суда первой, апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.05.2009 по делу N А07-6833/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 7 ст. 112 названного Федерального закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного законом.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, где указано, что размер исполнительского сбора, установленный п. 1 ст. 81 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
...
На основании анализа установленных обстоятельств по делу и в соответствии с требованиями п. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судами сделан обоснованный вывод о наличии оснований для снижения размера взыскиваемого с должника исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного судебным приставом-исполнителем (7% от подлежащей взысканию по исполнительному документу суммы), до 192390 руб.
...
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.05.2009 по делу N А07-6833/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 октября 2009 г. N Ф09-8027/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника