Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 октября 2009 г. N Ф09-6959/09-С4
Дело N А60-2567/2009-С7
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Дядченко Л.В., судей Сердитовой Е.Н., Кондратьевой Л.И.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой" (далее - учреждение "Жилкомстрой") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по делу N А60-2567/2009-С7.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - общество "Жилсервис") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к учреждению "Жилкомстрой", муниципальному образованию "Артемовский городской округ" в лице главы Артемовского городского округа о взыскании 2 104 048 руб. задолженности по выплате компенсации расходов, образовавшихся в связи с утвержденным для населения размером платы, пониженным против рассчитанного в установленном законодательством порядке тарифа на коммунальные услуги за период с сентября по декабрь 2008 г. , в том числе по горячему водоснабжению (ГВС) - 670 831 руб., вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) - 220 182 руб., подача коммунального ресурса (ПКР) -1 213 035 руб.
До принятия судом решения по делу истец уточнил исковые требования, уменьшив предъявленную к взысканию сумму задолженности до 1 883 886 руб., в остальной части требований отказался от иска.
Решением суда от 23.04.2009 (судья Мыльникова B.C.) заявленные требования удовлетворены частично. С муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой" взыскано 1 883 886 руб. задолженности. В удовлетворении требований к муниципальному образованию Артемовский городской округ в лице главы Артемовского городского округа судом отказано, в части взыскания задолженности в сумме 220 182 руб. производство по делу прекращено в связи с отказом истца от исковых требований в данной части.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2009 (судьи Риб Л.Х., Осипова С.П., Васева Е.Е.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение "Жилкомстрой" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что поскольку у учреждения недостаточно денежных средств, то в силу ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с положениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" по настоящему требованию должен ответчать собственник в порядке субсидиарной ответственности. В связи с этим заявитель полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Как следует из материалов дела, Главой Артемовского городского округа принято постановление от 04.05.2008 N 192 "Об утверждении порядка удешевления стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения Артемовского городского округа на 2008 год", согласно п. 4 которого главным распорядителем средств местного бюджета, выделенных на удешевление стоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, является учреждение "Жилкомстрой". Средства на компенсацию расходов по удешевлению стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения предприятиям и организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги на территории Артемовского городского округа, распределяются в соответствии утвержденным расчетом потребности средств на удешевление стоимости жилищно-коммунальных услуг пропорционально средствам, выделенным из областного бюджета.
Постановлением Главы Артемовского городского округа от 14.08.2008 N 360 постановление от 04.05.2008 N 192 признано утратившим силу.
Постановлением Главы Артемовского городского округа от 03.10.2008 N 445 утвержден Порядок предоставления в 2008 г. субсидий из местного бюджета на организацию тепло-, водоснабжения населения, водоотведения в связи с утверждением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. В соответствии с п. 5 данного постановления главным распорядителем средств местного бюджета, выделенных для предоставления субсидий, является учреждение "Жилкомстрой".
В приложении N 1 к названному порядку указано о выделении учреждению "Жилкомстрой" денежных средств в сумме 21 130 000 руб., в том числе для общества "Жилсервис" предусматривалось предоставление субсидий в размере 3 000 000 руб.
Между учреждением Артемовского городского округа "Жилкомстрой" и обществом "Жилсервис" заключен договор от 09.06.2008 N 380 ПУ, согласно которому обществу "Жилсервис", предоставляющему населению жилищно-коммунальные услуги по удешевлению стоимости жилищно-коммунальных услуг, в связи с утвержденным для населения размером платы против рассчитанного в установленном законодательством порядке, производится компенсация расходов.
По условиям договора учреждение "Жилкомстрой" обязалось перечислить обществу денежные средства на компенсацию расходов по удешевлению стоимости коммунальных услуг для населения в пределах средств, поступивших из местного бюджета при условии предоставления обществом отчета. В свою очередь общество "Жилсервис" обязалось предоставить учреждению "Жилкомстрой" согласованный с комитетом по управлению имуществом муниципального образования адресный список обслуживаемого жилого фонда по установленной форме, отчет по удешевлению стоимости реализуемых населению жилищно-коммунальных услуг по установленной договором форме.
Как указывает истец, им представлены учреждению "Жилкомстрой" отчеты по удешевлению стоимости жилищно-коммунальных услуг, реализуемых населению за период с сентября по декабрь 2008 г. на сумму 1 883 866 руб.
Общество "Жилсервис" полагая, что в результате невыплаты ответчиком компенсации за указанный период, ему причинены убытки, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из наличия между сторонами договора, по условиям которого у ответчика возникла обязанность по оплате денежных средств для компенсации расходов истцу, удовлетворили исковые требования (ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Между тем данные выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют положениям действующего законодательства.
Как видно из заявления, исковые требования общества "Жилсервис" основаны на том, что в связи с недостаточным со стороны муниципального образования Артемовский городской округ финансированием и соответственно невыплатой' компенсации ему причинены убытки. В связи с чем истцом заявлено требование о взыскании с муниципального образования убытков на основании ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Следовательно, должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Однако заявленная истцом сумма взыскана судом с учреждения "Жилкомстрой".
С учетом изложенного судебные акты в части взыскания с муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой" 1 883 866 руб. основного долга подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду следует устранить отмеченные недостатки, установить главного распорядителя бюджетных средств, который должен представлять муниципальное образование в рассматриваемых правоотношениях, и рассмотреть спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.04.2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по делу N А60-2567/2009-С7 в части взыскания с муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой" 1 883 886 руб. основного долга и отказа в иске в отношении требований муниципальному образованию Артемовский городской округ отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
...
Пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 октября 2009 г. N Ф09-6959/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника