Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 ноября 2009 г. N Ф09-8797/09-С5
Дело N А71-2647/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Васильченко Н.С., судей Вербенко Т.Л., Пановой Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания ЖКХ г. Ижевска" (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.05.2009 по делу N А71-2647/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель учреждения - Малей С.А. (доверенность от 11.01.2009 N 04-Д).
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к учреждению о взыскании 14213 руб. 19 коп. задолженности по договору на выполнение работ по технической инвентаризации объектов капитального строительства от 26.07.2008 N 313-И/07/07.
Определением суда от 08.04.2009 по ходатайству учреждения к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено муниципальное образование "Город Ижевск".
Решением суда от 25.05.2009 (судья Желнова Е.В.) иск удовлетворен, с учреждения в пользу предприятия взыскано 14213 руб. 19 коп. задолженности.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009 (судьи Мармазова С.И., Григорьева Н.П., Дюкин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судами ст. 763, 764 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, судом не учтено, что при заключении договора на выполнение работ по технической инвентаризации объектов капитального строительства от 26.07.2008 N 313-И/07/07 учреждение выполняло функции муниципального заказчика, то есть действовало от имени и в интересах муниципального образования, в связи с чем именно последнее является должником по обязательствам, вытекающим из муниципального контракта. Как установлено судом, постановлением администрации города Ижевска от 29.01.2007 N 34 на учреждение возложены функции заказчика по проведению инвентаризации объектов, имеющих признаки бесхозяйных, выполнению ремонтно-восстановительных работ для приведения их в состояние, соответствующее требованиям нормативных документов, а также содержанию, эксплуатации и обеспечению функционирования объектов с указанием городского бюджета в качестве источника финансирования. Пунктами 4, 7 данного постановления предусмотрено, что источником финансирования для выполнения возложенных функций являются средства городского бюджета.
Между учреждением (заказчик) и предприятием (исполнитель) заключен договор от 26.07.2008 N 313-И/07/07 на выполнение работ по технической инвентаризации объектов капитального строительства, в соответствии с п. 1.1 которого исполнитель принял на себя обязательство на основании заявки заказчика выполнить услуги по технической инвентаризации и изготовлению технических паспортов на инженерные сети, расположенные по адресу: г. Ижевск, ул. Июльская, д. 38 (котельная "Июльская"), ул. 1-я Тверская, д. 22, 23, 24, ул. 8-я Малиновая гора, д. 26.
Общая стоимость работ согласно п. 3.1 договора составляет 17158 руб. 49 коп.
Порядок расчетов определен сторонами в разделе 3 договора, согласно которому ответчик производит оплату перечислением аванса в размере 2945 руб. 30 коп. Окончательный платеж - в течение 10 банковских дней с даты получения акта приема-передачи технической документации и счета на оплату работ по технической инвентаризации путем перечисления на расчетный счет исполнителя. Согласно подписанным между сторонами актам оказанных услуг от 31.03.2008 N 1800/0803/000055, от 18.09.2008 N 1800/0809/000045 общая стоимость выполненных истцом работа составила 17158 руб. 49 коп.
Оплата выполненных работ произведена ответчиком частично, на сумму 2945 руб. 30 коп., что подтверждается платежным поручением от 16.10.2007 N 814.
Неоплата ответчиком задолженности в установленные договором сроки, явилась основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании 14213 руб. 19 коп.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что требования истца обоснованны, задолженность по оплате оказанных истцом услуг по договору от 26.07.2008 N 313-И/07/07 подтверждена материалами дела и подлежит взысканию с учреждения как с заказчика по договору на основании ст. 309, 310, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом довод учреждения о том, что должником по обязательствам, вытекающим из муниципального контракта, является муниципальное образование, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению за счет муниципального образования "Город Ижевск", суды отклонили в связи с тем, что договор от 26.07.2008 N 313-И/07/07 не является муниципальным контрактом. Утверждение ответчика о том, что п. 4, 7 постановления администрации города Ижевска от 29.01.2007 N 34 предусмотрено финансирование работ за счет средств городского бюджета, суды признали правомерным.
Кроме того, суды указали, что договор от 02.07.2009 N 313-И/02/07 был заключен исходя из лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в 2007 году, и поставлен на учет 09.10.2007 в Управлении финансов г. Ижевска.
Согласно актам оказанных услуг выполнение истцом принятых на себя обязательств по данному договору произведено с нарушением установленных п. 1.2 договора сроков - 31.03.2008.
При своевременном выполнении принятых истцом обязательств по договору оплата была бы произведена из средств бюджета, так как объем денежных обязательств, принятых на себя бюджетом муниципального образования "Город Ижевск" в 2007 году, подлежал исполнению также в 2007 году.
В связи с тем, что в 2009 году договор не поставлен на учет в Управлении финансов администрации г. Ижевска, денежные средства из бюджета в 2009 году не могли быть выделены (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Однако судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее. В силу ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" государственный или муниципальный контракт заключается заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений названного Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела, договор от 02.07.2009 N 313-И/02/07 заключен учреждением в связи с исполнением им функций заказчика по проведению технической инвентаризации объектов, и изготовлению технических паспортов на инженерные сети с указанием городского бюджета в качестве источника финансирования. Источником финансирования для выполнения возложенных функций по названному договору являются средства городского бюджета.
Ссылки судов на то, что в 2009 году договор от 02.07.2009 N 313-И/02/07 не поставлен на учет в Управлении финансов администрации г. Ижевска и денежные средства из бюджета в 2009 году не могут быть выделены, поэтому задолженность подлежит взысканию с учреждения, необоснованна.
В соответствии с п. 19 Правил учета Управлением финансов администрации г. Ижевска бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета г. Ижевска, утвержденных постановлением администрации г. Ижевска от 18.01.2002 N 19, по окончании финансового года формируется Ведомость контроля неисполненных бюджетных обязательств по каждому получателю средств бюджета города. Принятые на учет и не завершенные в текущем финансовом году бюджетные обязательства подлежат переучету в следующем финансовом году за счет лимита бюджетных обязательств нового года. Переучет незавершенных бюджетных обязательств осуществляется на основании представленных получателем средств бюджета города оригиналов договоров (либо последнего дополнительного договора к нему) с отметками Управления финансов о принятии их на учет и Расшифровок к изменениям обязательств.
Кроме того, согласно п. 2.15 Правил учета Управлением финансов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета города, и ведения реестра муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов (утверждены постановлением администрации г. Ижевска от 29.12.2007 N 859, вступившим в силу с 01.01.2008, которым признано утратившим силу постановление администрации г. Ижевска от 18.01.2002 N 19), принятые на учет и не завершенные в текущем финансовом году бюджетные обязательства подлежат переучету в следующем финансовом году за счет лимитов бюджетных обязательств нового года. Переучет принятых и неоплаченных бюджетных обязательств осуществляется автоматически.
С учетом изложенного исковые требования о взыскании задолженности по договору от 02.07.2009 N 313-И/02/07 подлежат удовлетворению за счет муниципального образования "Город Ижевск". В иске к учреждению следует отказать.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат изменению в указанной части.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению по правилам, предусмотренным ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.05.2009 по делу N А71-2647/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009 по тому же делу изменить.
Взыскать с муниципального образования "Город Ижевск" за счет казны муниципального образования "Город Ижевск" в пользу федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" филиал федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Удмуртской Республике 14213 руб. 19 коп. долга, 568 руб. 50 коп. в возмещение расходов по оплате госпошлины по иску.
В иске к муниципальному учреждению "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" - отказать.
Взыскать с муниципального образования "Город Ижевск" за счет казны муниципального образования "Город Ижевск" в пользу муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" 2000 руб. в счет возмещения расходов по уплате госпошлины по апелляционной и кассационной жалобам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 19 Правил учета Управлением финансов администрации г. Ижевска бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета г. Ижевска, утвержденных постановлением администрации г. Ижевска от 18.01.2002 N 19, по окончании финансового года формируется Ведомость контроля неисполненных бюджетных обязательств по каждому получателю средств бюджета города. Принятые на учет и не завершенные в текущем финансовом году бюджетные обязательства подлежат переучету в следующем финансовом году за счет лимита бюджетных обязательств нового года. Переучет незавершенных бюджетных обязательств осуществляется на основании представленных получателем средств бюджета города оригиналов договоров (либо последнего дополнительного договора к нему) с отметками Управления финансов о принятии их на учет и Расшифровок к изменениям обязательств.
Кроме того, согласно п. 2.15 Правил учета Управлением финансов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета города, и ведения реестра муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов (утверждены постановлением администрации г. Ижевска от 29.12.2007 N 859, вступившим в силу с 01.01.2008, которым признано утратившим силу постановление администрации г. Ижевска от 18.01.2002 N 19), принятые на учет и не завершенные в текущем финансовом году бюджетные обязательства подлежат переучету в следующем финансовом году за счет лимитов бюджетных обязательств нового года. Переучет принятых и неоплаченных бюджетных обязательств осуществляется автоматически.
...
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат изменению в указанной части.
...
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.05.2009 по делу N А71-2647/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009 по тому же делу изменить."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 ноября 2009 г. N Ф09-8797/09-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника