Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 ноября 2009 г. N Ф09-8670/09-С2
Дело N А07-14966/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Кангина А.В., судей Меньшиковой Н.Л., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Республике Башкортостан (далее - налоговый орган, инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.07.2009 по делу N А07-14966/2008.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Фаизова Е.Ф. (доверенность от 08.05.2009 N 03-01/2370).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Сангаз" (далее - общество, налогоплательщик), надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного разбирательства путём направления в его адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республике Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившееся в уклонении от рассмотрения заявлений налогоплательщика от 01.08.2008 N 03/04, от 08.08.2008 N 03/06 и 11.08.2008 N 03/07 по проведению зачета по налогам в общей сумме 4 818 080 руб. 24 коп.; по восстановлению незаконно взысканных пеней в сумме 1 815 102 руб. 33 коп.; по уменьшению задолженности в сумме 4 131 804 руб., а также об обязании инспекцию рассмотреть данные заявления (согласно уточнённым в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованиям).
Решением суда от 28.07.2009 (судья Ахметова Г.Ф.) заявленные требования удовлетворены.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не находит.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговом агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачёт суммы излишне уплаченного налога в счёт предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо подпункта 4 пункта 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации имеется в виду пункт 4 статьи 78 названного Кодекса
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В силу п. 2 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что в нарушение вышеуказанных требований Налогового кодекса Российской Федерации на письменные обращения общества от 01.08.2008 N 03/04, от 08.08.2008 N 03/06 и 11.08.2008 N 03/07 инспекцией соответствующие решения не выносились, а в письме от 13.08.2008 N 08-03/4328, направленного в адрес общества, мотивированного ответа не содержится.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно указал на то, что бездействие налогового органа, выразившееся в уклонении от рассмотрения заявлении общества от 01.08.2008 N 03/04, от 08.08.2008 N 03/06 и 11.08.2008 N 03/07 о проведения зачета по налогам в сумме 4 818 080 руб. 24 коп., по восстановлению незаконно взысканных пеней в сумме 1 815 102 руб. 33 коп. и по уменьшению задолженности в сумме 4 131 804 руб., является незаконным, в связи с чем правильно обязал инспекцию рассмотреть указанные заявления.
Основания для переоценки доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе инспекция также ссылается на процессуальные нарушения, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, выразившиеся в нарушении арбитражным судом пятидневного срока направления копии решения, изготовленного в полном объёме.
По мнению налогового органа, данное обстоятельство лишило инспекцию право на обжалования судебного акта в суде апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что судом первой инстанции резолютивная часть объявлена 21.07.2009, а полный текст решения изготовлен 28.07.2009, при этом решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-14966/2008 направлено налоговому органу 04.09.2009 (согласно почтовому штампу на уведомлении о вручении почтового отправления).
Таким образом, судом первой инстанции нарушен установленный ч. 1 ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пятидневный срок для рассылки копий судебных актов.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции отклоняет довод налогового органа о том, что данное обстоятельство лишило его права на апелляционной обжалование судебного акта, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству лица, обратившегося с жалобой, пропущенный срок подачи апелляционной жалобы может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня принятия решения и арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не допущено нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь его отмену в порядке ч. 3 и 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.07.2009 по делу N А07-14966/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 2 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что в нарушение вышеуказанных требований Налогового кодекса Российской Федерации на письменные обращения общества от 01.08.2008 N 03/04, от 08.08.2008 N 03/06 и 11.08.2008 N 03/07 инспекцией соответствующие решения не выносились, а в письме от 13.08.2008 N 08-03/4328, направленного в адрес общества, мотивированного ответа не содержится."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2009 г. N Ф09-8670/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника