Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 ноября 2009 г. N Ф09-9255/09-С5
Дело N А71-7956/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 сентября 2010 г. N Ф09-7090/10-С5 по делу N А71-5114/2010-Г22
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Вербенко Т.Л., судей Митиной М.Г., Сирота Е.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - общество "Удмуртские коммунальные системы") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.09.2009 по делу N А71-7956/2009.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лидер" (далее - общество "УК "Лидер") - Галимова Л.Н., директор; Устюжанина В.А. (доверенность от 13.07.2009).
Представитель общества "Удмуртские коммунальные системы", участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился (уведомление N 96106 вручено 05.11.2009).
Общество "Удмуртские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу "УК "Лидер" о взыскании 4179361 руб. 53 коп. задолженности за фактически потребленную тепловую энергию в период с сентября 2008 г. по май 2009 г., 166703 руб. 87 коп. процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами (с учетом уточненных исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 09.09.2009 (судья Сидоренко О.А.) исковые требования удовлетворены частично, с общества "УК "Лидер" в пользу общества "Удмуртские коммунальные системы" взысканы 2695451 руб. 38 коп. задолженности, 107514 руб. 55 коп. процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами на сумму долга без учета НДС - 2284280 руб. 83 коп., начиная с 18.06.2009 по день фактической уплаты долга.
В суде апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе общество "Удмуртские коммунальные системы" просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Как полагает заявитель, используемый им порядок определения количества тепловой энергии не противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307); к отношениям сторон данные Правила применению не подлежат.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в период с сентября 2008 г. по май 2009 г. истец оказывал услуги по поставке теплоэнергии в отношении объектов, управление которыми осуществляло общество "УК "Лидер".
Ответчик, являясь управляющей компанией, договор теплоснабжения с истцом не заключал. Направленный теплоснабжающей организацией проект договора энергоснабжения от 01.06.2008 N К1011 управляющей компанией не подписан.
В связи с отсутствием приборов учета количество поставленной тепловой энергии определенно истцом расчетным способом согласно Методике определения количеств тепловой энергии в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105).
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате поставленной в спорный период тепловой энергии послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик как исполнитель коммунальных услуг обязан произвести оплату фактически поставленной тепловой энергии.
Суд верно определил отношения сторон как сложившиеся договорные, поскольку теплоснабжающая организация отпускала коммунальный ресурс -тепловую энергию, а население жилых домов, которые находятся в управлении общества "УК "Лидер", потребляло теплоэнергию.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу подп. "б" п. 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам, в котором установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Решением Городской Думы города Сарапула Удмуртской Республики от 20.01.2000 N 2-316 "Об утверждении нормативов потребления и тарифов на отопление и горячее водоснабжение" (с изменениями, внесенными решением Сарапульской Городской Думы от 22.03.2001 N 9-497) утвержден норматив потребления на отопление - 0,0217 Гкал/кв.м.
Судом верно указано, что с учетом данного норматива потребления задолженность ответчика перед истцом составила 2695451 руб. 38 коп.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, определение количества тепловой энергии без учета норматива потребления коммунальных услуг, противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам N 307. Поэтому вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Таким образом, обоснованными являются выводы суда о правильности определения истцом объема потребленной теплоэнергии с учетом нормативов потребления.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно взысканы проценты, начисленные за пользование чужими денежными средствами в сумме 107514 руб. 55 коп. (п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что используемый истцом порядок определения количества тепловой энергии не противоречит Правилам N 307, к отношениям сторон данные Правила применению не подлежат, сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.09.2009 по делу N А71-7956/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, определение количества тепловой энергии без учета норматива потребления коммунальных услуг, противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам N 307. Поэтому вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Таким образом, обоснованными являются выводы суда о правильности определения истцом объема потребленной теплоэнергии с учетом нормативов потребления.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно взысканы проценты, начисленные за пользование чужими денежными средствами в сумме 107514 руб. 55 коп. (п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 ноября 2009 г. N Ф09-9255/09-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника