Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 ноября 2009 г. N Ф09-9095/09-С6
Дело N А76-8439/2009-17-426
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Столярова А.А., судей Семеновой З.Г., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Цербер" (далее - общество "Цербер") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.07.2009 по делу N А76-8439/2009-17-426 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Цербер" - Пикман М.Г. (доверенность от 29.05.2009);
общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Цербер" (далее - охранное предприятие "Цербер") - Некрасова М.В. (доверенность от 19.05.2009).
Общество "Цербер" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к охранному предприятию "Цербер" о прекращении использования фирменного наименовании "Цербер" (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.07.2009 (судья Холщигина Д.М.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 (судьи Степанова М.Г., Кузнецов Ю.А., Толкунов В.М.) решение суда первой оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. По мнению заявителя, поскольку общество "Цербер" и охранное предприятие "Цербер" оказывают одни и те же услуги, наличие в наименовании ответчика аббревиатуры ЧОП не имеет существенного значения, поскольку потребитель акцентирует внимание на перечне оказываемых услуг и произвольной части фирменного наименования. Кроме того, общество "Цербер" указывает, что осуществляет услуги охраны не только на территории Пермского края, но и за его пределами.
Общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Цербер" (правопреемник охранного предприятия "Цербер", государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе об изменении наименования, произведена 02.11.2009, государственный регистрационный номер 2097447182105) в своем отзыве возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит судебные акты оставить в силе.
Как установлено судами при рассмотрении спора, общество "Цербер" зарегистрировано Администрацией Ленинского района г. Перми 09.12.1995, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации предприятия серии 000 N 3083. Запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 18.09.2002, основной государственный регистрационный номер 1025900512175.
Охранное предприятие "Цербер" зарегистрировано постановлением главы г. Челябинска от 24.08.1998 N 1214-п, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) предприятий серии ЧЛ N 9461. Запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 26.01.2003, основной государственный регистрационный номер 1037402321824.
Обществом "Цербер" зарегистрирован товарный знак (знак обслуживания) "Цербер" в отношении услуг: охрана гражданская, охрана личная, агентства по организации ночной охраны, консультации по вопросам безопасности, разработка и внедрение новых технологий в охранной деятельности. Данный товарный знак действует на всей территории Российской Федерации в течение 10 лет с 17.01.2000, что подтверждается свидетельством на товарный знак (знак обслуживания) N 217831.
Наличие в наименовании ответчика фирменного наименования истца -"Цербер" - послужило основанием для обращения общества "Цербер" в арбитражный суд с иском по рассматриваемому делу.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из следующего.
Согласно ст. 138 Гражданского кодекса Российской Федерации (действовала до 01.01.2008) в случаях и в порядке, установленных данным Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.
В соответствии с п. 3 ст. 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
На основании п. 2 ст. 1475 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.
В п. 6 ст. 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном данным Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.
Судами установлено и подтверждено представленными в материалы дела уставами истца и ответчика, что их фирменными наименованиями являются общество с ограниченной ответственностью "Цербер" и общество с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Цербер" соответственно.
Данные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность по оказанию охранных услуг, при этом истец - на территории г. Перми, а ответчик -на территории г. Челябинска.
При этом представитель ответчика - охранного предприятия "Цербер" -подтвердил, что осуществляет деятельность только на территории г. Челябинска и не осуществляет деятельность на территории Пермского края. Доказательств обратного, а также того, что общество "Цербер" (истец) осуществляет свою деятельность на территории г. Челябинска в материалы дела не представлено.
Судами исследованы и оценены полные и сокращенные фирменные наименования истца и ответчика, графические отображения и цветовые решения изображений наименований данных лиц на фирменных бланках, графические изображения их печатей. Принимая во внимание, что фирменные наименования не тождественны по пунктуационному оформлению и отличительным признаком фирменного наименования ответчика является словосочетание "частное охранное предприятие", судами сделан вывод об отсутствии схожести фирменных наименований истца и ответчика до степени смешения и различии их графических изображений.
Судами также принято во внимание, что исходя из специфики оказываемых услуг (охранные услуги) и учитывая, что общество "Цербер" и охранное предприятие "Цербер" оказывают услуги на территории различных регионов, использование обоими юридическими лицами в своем наименовании части "Цербер" не является достаточным основанием считать, что контрагенты могут быть введены в заблуждение относительно того, кем оказываются услуги. Кроме того, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом "Цербер" не представлено доказательств обратного.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований общества "Цербер".
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Челябинской области, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.07.2009 по делу N А76-8439/2009-17-426 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Цербер" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 6 ст. 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном данным Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.
...
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.07.2009 по делу N А76-8439/2009-17-426 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Цербер" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 ноября 2009 г. N Ф09-9095/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника