Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 ноября 2009 г. N А60-45204/2009-С9
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 апреля 2010 г. N Ф09-2397/10-С1 по делу N А60-45204/2009-С9
Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 11 ноября 2009 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Уральский научно-технологический комплекс" к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Пастуховой П. М. - представителя по доверенности от 14.10.2009 года; - Смолинской К.В. - представителя по доверенности от 26.10.2009 года;
от заинтересованного лица: Хромца Е.А. - заместителя начальника юр. отдела по доверенности N 109 от 11.11.2008 года.
Представителям сторон процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Заявлений, ходатайств не поступило.
Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе N 62-09-308/ПН от 09 сентября 2009 года о привлечении открытого акционерного общества "Уральский научно-технологический комплекс" к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в сумме 500000 рублей.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования и представил в материалы дела протокол осмотра интеренет-страницы от 03.11.2009; годовой отчет общества за 2006 год; копии постановлений Федерального арбитражного суда Уральского округа; копию постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа; заявление N 69-160/3119 от 02 октября 2009 года; список зарегистрированных лиц по состоянию на 29 октября 2009 года.
Документы приобщены к материалам дела.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве N 62-09-07/10380 от 13 октября 2009 года, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановление.
Заинтересованным лицом представлено уведомление заявителя от 20 октября 2009 года, которое приобщено к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе в адрес открытого акционерного общества "Уральский научно-технологический комплекс" было направлено предписание N 62-09-СФ-08/5572 от 02 июня 2009 года об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах путем:
- представления ежеквартального отчета общества за 4 квартал 2008 года на бумажном и магнитном носителях;
- обеспечения доступа на странице в сети Интернет к ежеквартальному отчету общества за 4 квартал 2008 года, годовым отчетам общества за 2006, 2007 годы;
- представления в Региональное отделение информационного письма, содержащего адрес страницы в сети Интернет, на которой обеспечен доступ к вышеуказанным документам, скриншота страницы в сети Интернет, подтверждающего обеспечение доступа к вышеуказанным документам общества.
Предписание N 62-09-СФ-08/5572 получено обществом 17 июня 2009 года. Срок исполнения предписания - до 10 июля 2009 года включительно.
При проведении мероприятия по контролю за исполнением предписания по состоянию на 13 июля 2009 года выявлено, что открытым акционерным обществом "Уральский научно-технологический комплекс" вышеупомянутые документы не представлены.
На момент рассмотрения дела было установлено:
- 01 сентября 2009 года обществом представлен в Региональное отделение ежеквартальный отчет за 4 квартал 2008 года;
- на странице в сети Интернет http://www.untk.narod.ru не обеспечен доступ к годовым отчетам общества за 2006, 2007 годы.
Таким образом, поскольку в установленный срок предписание N 62-09-СФ-08/5572 от 02 июня 2009 года открытым акционерным обществом "Уральский научно-технологический комплекс" исполнено не было, Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 62-09-496/пр-ап от 13 августа 2009 года.
Далее, руководителем Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе вынесено постановление N 62-09-308/ПН от 09 сентября 2009 года о привлечении открытого акционерного общества "Уральский научно-технологический комплекс" к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в сумме 500000 рублей.
Полагая, что вынесенное постановление является незаконным, открытое акционерное общество "Уральский научно-технологический комплекс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество "Уральский научно-технологический комплекс" создано в процессе приватизации. Правовую основу процесса приватизации составляли Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, Положение о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 N 547.
Во исполнение указанных нормативно-правовых актов 18 марта 1993 года Финансовым управлением администрации Свердловской области зарегистрирован выпуск акций открытого акционерного общества "Уральский научно-технологический комплекс", государственный регистрационный N 62-1п-138.
Регистрация выпуска ценных бумаг сопровождалась регистрацией плана приватизации, который является решением о выпуске акций и проспектом эмиссии этих акций.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" состав, порядок и сроки раскрытия информации определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.
Пунктом 1.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг предусмотрено, что его действие распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, включая международные финансовые организации, размещение и/или обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации.
Согласно подпункту "в" пункта 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном данным Положением, распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Открытое акционерное общество "Уральский научно-технологический комплекс" создано при приватизации государственного предприятия, план приватизации утвержден и зарегистрирован в установленном порядке.
Как отмечалось выше, на дату утверждения плана приватизации общества действовали Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 21, Положение о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 N 547.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Указа следует читать как "721"
Согласно указанным нормативным правовым актам утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом план приватизации предприятия является проспектом эмиссии его акций.
План приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента неограниченному кругу лиц, а также возможное размещение акций путем свободной продажи на чековом аукционе.
Согласно пункту 1.3 Порядка продажи акций акционерных обществ на специализированном аукционе, утвержденного распоряжением Госкомимущества России от 06.10.1994 N 2469-р под специализированным аукционом понимается способ продажи акций на открытых торгах, при котором:
- все победители аукциона получают акции по единой цене;
- участие в аукционе осуществляется путем подачи заявок с указанием общей суммы платежа и количества приобретаемых акций.
Аукцион проводится как открытый по составу участников и закрытый по форме подачи заявок.
Таким образом, административным органом сделан правильный вывод о том, что открытое акционерное общество "Уральский научно-технологический комплекс" отвечает критериям, установленным пунктом 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.
Согласно статье 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ и пункту 5.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг представляется в регистрирующий орган, к полномочиям которого отнесена государственная регистрация выпусков ценных бумаг данного эмитента в срок не позднее 45 дней после окончания отчетного квартала.
В соответствии с пунктом 5.7 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет. При этом текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.
В силу с пункта 8.1.1. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг общество обязано раскрывать годовой отчет акционерного общества.
На основании пункта 8.2.4. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.
При этом пунктом 8.2.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг установлена обязанность по обеспечению доступа на странице в сети Интернет к тексту годового отчета акционерного общества - в течение не менее трех лет с даты его опубликования в сети Интернет.
Согласно пункту 1.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг если иное не установлено настоящим Положением либо иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет. При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации. Ссылка на раздел (разделы), содержащий информацию, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, либо ссылка на указанную ссылку должна быть размещена на главной (начальной) странице в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации.
Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно пункту 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Факт неисполнения обществом в установленный срок - до 10 июля 2009 года требований законного предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе N 62-09-СФ-08/5572 от 02 июня 2009 года об устранении вывяленных нарушений подтверждается материалами дела, обществом по существу не опровергнут.
Довод заявителя о процессуальных нарушениях, допущенных административным органом в ходе административного производства, судом отклоняется, поскольку в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие надлежащее извещение открытого акционерного общества "Уральский научно-технологический комплекс" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Соответственно Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе были предприняты все меры, направленные на своевременное извещение законного представителя общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения административного дела.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного обществом деяния, учитывая отсутствие умысла на причинение государству материального ущерба и существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, отсутствие доказательств пренебрежительного отношения общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права, суд считает возможным применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе N 62-09-308/ПН от 09 сентября 2009 года и ограничиться устным замечанием.
На основании изложенного требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе N 62-09-308/ПН от 09 сентября 2009 года о привлечении открытого акционерного общества "Уральский научно-технологический комплекс" к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 500000 рублей подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Требования открытого акционерного общества "Уральский научно-технологический комплекс" удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе N 62-09-308/ПН от 09 сентября 2009 года о привлечении открытого акционерного общества "Уральский научно-технологический комплекс" к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 500000 рублей, ограничиться устным замечанием.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 ноября 2009 г. N А60-45204/2009-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника