Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 ноября 2009 г. N Ф09-8547/09-С6
Дело N А47-189/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Семеновой З.Г., судей Мындря Д.И., Маликовой Э.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форпост" (далее - общество "Форпост") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по делу N А47-189/2009 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - Министерство сельского хозяйства) в отзыве заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы общества "Форпост" в отсутствие своего представителя. Указанное ходатайство рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Форпост" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области суд с иском к Департаменту по управлению лесами Оренбургской области (далее - Департамент по управлению лесами) о понуждении к заключению договора аренды земельного участка площадью 1,7 га, расположенного в границах лесного фонда федерального государственного учреждения "Оренбургский лесхоз", Комсомольское лесничество, квартал N 14, выдел 12, со сроком аренды на 25 лет.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.05.2009 (судья Бабина О.Е.) исковые требования удовлетворены, суд вынес решение о понуждении Департамента по управлению лесами в лице государственного учреждения "Оренбургское лесничество" заключить договор аренды земельного участка площадью 1,7 га, расположенного в границах лесного фонда федерального государственного учреждения "Оренбургский лесхоз", Комсомольское лесничество, квартал N 14, выдел 12, со сроком аренды на 25 лет на условиях, установленных протоколом заседания конкурсной комиссии по вопросу определения победителя лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда от 14.11.2006 N 62.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение "Оренбургский лесхоз". Суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (т. 2, л.д. 55, 56).
В этот же день Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом на основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вынесено определение о замене ответчика. Департамент по управлению лесами заменен на правопреемника - Министерство сельского хозяйства (т. 2, л.д. 52, 53).
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 на основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации федеральное государственное учреждение "Оренбургский лесхоз", привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, заменено на правопреемника - государственное учреждение "Оренбургское лесничество" (т. 3, л.д. 146, 147).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 (судьи Богдановская Г.Н., Баканов В.В., Соколова Т.В.) решение суда отменено на основании п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении исковых требований общества "Форпост" отказано.
В кассационной жалобе общество "Форпост" просит постановление суда отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на нарушение судом положений ст. 131, п. 4 ст. 448, п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии факта уклонения от заключения договора аренды. По мнению общества "Форпост", подписанный договор аренды не свидетельствует о факте его заключения, поскольку срок данного договора составляет 25 лет и указанный договор может считаться заключенным только с момента его государственной регистрации. Кроме того, заявитель считает, что иск был предъявлен к надлежащему ответчику, поскольку согласно положению "О департаменте по управлению лесами Оренбургской области" (утверждено Указом Губернатора Оренбургской области от 03.02.2009 N 16-ук) обязанность по проведению лесных конкурсов и заключению договоров аренды возложена именно на Департамент по управлению лесами. Поскольку договоры аренды только согласуются с лесхозами, которые являются подведомственными учреждениями Департамента по управлению лесами, заявитель полагает, что в данном случае отсутствовала необходимость привлекать к участию в деле федеральное государственное учреждение "Оренбургский лесхоз" (в настоящее время - государственное учреждение "Оренбургское лесничество").
Министерство сельского хозяйства представило отзыв, в котором просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, считая доводы, изложенные в кассационной жалобе заявителя, необоснованными.
Как установлено судом, на основании распоряжения Федерального агентства лесного хозяйства от 02.10.2006 N 4 на лесной конкурс на право аренды участка лесного фонда выставлено 59 участков лесного фонда (т. 1, л.д. 36-39), среди которых назван участок лесного фонда площадью 1,7 га Федерального государственного учреждения "Оренбургский лесхоз", Комсомольское лесничество, квартал N 14, выдел 12 (п. 29).
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 14.11.2006 N 62 общество "Форпост" признано победителем лесного аукциона на право заключения договора аренды участка лесного фонда федерального государственного учреждения "Оренбургский лесхоз", расположенного в границах Комсомольского лесничества, квартал 14 выдел 12, площадью 1,7 га (т. 1, л.д. 33-35). На федеральное государственное учреждение "Оренбургский лесхоз" возложена обязанность в течение 20 дней на основании данного протокола заключить договор аренды с обществом "Форпост" (п. 3 протокола от 14.11.2006 N 62).
Общество "Форпост" 30.03.2007 обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области (далее - Управление регистрационной службы) с заявлением о проведении государственной регистрации договора от 28.11.2006 N 24 аренды участка лесного фонда площадью 1,7 га.
Сообщением от 13.09.2007 N 01/059/2007-093 Управление регистрационной службы со ссылкой на абз. 2 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало обществу "Форпост" в государственной регистрации договора аренды от 28.11.2006 N 24 (т. 1, л.д. 52). В обоснование отказа Управление регистрационной службы указало на то, что согласно положениям ст. 16, 22 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" леса и многолетние насаждения исключены из перечня недвижимых вещей, в связи с чем с момента вступления указанного Закона в силу внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда невозможно.
Государственное учреждение "Оренбургское лесничество" 04.02.2008 направило в адрес общества "Форпост" письмо N 06 11-1 о подаче заявления на переоформление договора аренды (т. 1, л.д. 55). Указанное заявление и дополнительная документация поданы обществом "Форпост" в марте 2008 г. Однако по участку площадью 1,7 га, расположенному в границах лесного фонда федерального государственного учреждения "Оренбургский лесхоз", Комсомольское лесничество, квартал N 14 выдел 12, договор аренды переоформлен не был.
Общество "Форпост" 15.12.2008 направило в адрес ответчика письмо с проектом договора аренды лесного участка, составленного по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324.
Поскольку от Департамента по управлению лесами не поступило ответа на данное письмо, общество "Форпост", полагая, что названный Департамент необоснованно уклоняется от заключения договора аренды, обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с названным иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что договор аренды по независящим от истца причинам был подготовлен с нарушением положений действующего законодательства, что явилось причиной отказа в его государственной регистрации. Поскольку договор аренды в установленный протоколом срок не был заключен и предмет аренды не был передан во владение общества "Форпост", который является победителем лесного аукциона на право аренды участка лесного фонда, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 3 ст. 165, п. 1 ст. 447, п. 5 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал исковые требования обоснованными. При этом суд указал, что надлежащим ответчиком по данному спору является Департамент по управлению лесами, поскольку п. 12 Положения "О департаменте по управлению лесами Оренбургской области" полномочия по проведению аукционов по продаже права на заключение договора аренды участка лесного фонда, а также по передаче лесных участков в аренду возложены именно на данный орган. Государственное учреждение "Оренбургское лесничество" является учреждением, подведомственным Департаменту по управлению лесами.
Переходя к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что обязанность заключить договор аренды возложена на Департамент по управлению лесами в лице государственного учреждения "Оренбургское лесничество", однако названное учреждение не было привлечено судом к участию в данном деле. Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда по п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также о необходимости привлечь к участию в деле федеральное государственное учреждение "Оренбургское лесничество".
Рассмотрев дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, и отказывая в удовлетворении заявленных обществом "Форпост" требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Департамент по управлению лесами не может быть признан надлежащим ответчиком. Судом также сделан вывод об отсутствии доказательств, подтверждающих факт уклонения от заключения договора аренды.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с п. 1 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Согласно п. 2 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве организаторов торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом
Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения (абз. 2 п. 5 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что иск заявлен к Департаменту по управлению лесами, который истец считает надлежащим ответчиком.
Между тем согласно п. 1, 2 Положения "О департаменте по управлению лесами Оренбургской области" (утверждено Указом Губернатора Оренбургской области от 19.01.2007 N 6-ук) названный Департамент формируется в соответствии с Законом Оренбургской области от 16.11.2005 N 2706/470-III-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области", указом главы администрации Оренбургской области от 05.12.2005 N 122-ук "О структуре органов исполнительной власти Оренбургской области" и Уставом (Основным Законом) Оренбургской области, является органом исполнительной власти Оренбургской области, созданным для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений, осуществляющим в пределах своей компетенции проведение государственной политики в сфере лесного хозяйства, и входит в систему исполнительных органов государственной власти Оренбургской области.
Рассмотрев основные функции и задачи Департамента по управлению лесами, предусмотренные в п. 12 названного Положения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что названный Департамент является организатором торгов, с которым лицо, выигравшее торги, в день проведения аукциона подписывает протокол о результатах торгов (п. 5 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Между тем судом апелляционной инстанции установлено и имеющимся в материалах дела протоколом заседания конкурсной комиссии от 14.11.2006 N 62 подтверждается, что обязанность заключить с обществом "Форпост" в течение 20 дней договор аренды возложена на федеральное государственное учреждение "Оренбургский лесхоз" (т. 1, л.д. 35).
С учетом того, что общество "Форпост" считало надлежащим ответчиком Департамент по управлению лесами (в настоящее время - Министерство сельского хозяйства), к которому и был предъявлен иск, а также принимая во внимание отсутствие ходатайства истца о замене ответчика на федеральное государственное учреждение "Оренбургский лесхоз" (в настоящее время - государственное учреждение "Оренбургское лесничество") или о привлечении указанного учреждения в качестве второго ответчика, суд апелляционной инстанции, рассмотрев требования истца с учетом положений ч. 5 ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно отказал в их удовлетворении.
Поскольку требование о понуждении заключить договор было предъявлено обществом "Форпост" к Департаменту по управлению лесами, который является ненадлежащим ответчиком, ссылка заявителя на факт уклонения ответчика от заключения договора отклоняется как не имеющая правового значения для рассмотрения данного дела.
Представленное обществом "Форпост" с кассационной жалобой письмо прокуратуры Оренбургской области от 21.09.2009 N 183-2009 судом кассационной инстанции во внимание не принимается, так как оно не было предметом рассмотрения и оценки судов при рассмотрении спора по существу заявленных требований (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу этой же правовой нормы суд кассационной инстанции не принимает во внимание и иные приложенные к кассационной жалобе заявителя документы.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по делу N А47-189/2009 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форпост" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела усматривается, что иск заявлен к Департаменту по управлению лесами, который истец считает надлежащим ответчиком.
Между тем согласно п. 1, 2 Положения "О департаменте по управлению лесами Оренбургской области" (утверждено Указом Губернатора Оренбургской области от 19.01.2007 N 6-ук) названный Департамент формируется в соответствии с Законом Оренбургской области от 16.11.2005 N 2706/470-III-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области", указом главы администрации Оренбургской области от 05.12.2005 N 122-ук "О структуре органов исполнительной власти Оренбургской области" и Уставом (Основным Законом) Оренбургской области, является органом исполнительной власти Оренбургской области, созданным для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений, осуществляющим в пределах своей компетенции проведение государственной политики в сфере лесного хозяйства, и входит в систему исполнительных органов государственной власти Оренбургской области.
Рассмотрев основные функции и задачи Департамента по управлению лесами, предусмотренные в п. 12 названного Положения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что названный Департамент является организатором торгов, с которым лицо, выигравшее торги, в день проведения аукциона подписывает протокол о результатах торгов (п. 5 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по делу N А47-189/2009 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форпост" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 ноября 2009 г. N Ф09-8547/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника