Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 ноября 2009 г. N Ф09-9245/09-С4
Дело N А07-7345/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Минина С.Д., судей Дядченко Л.В., Крюкова А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан (далее -инспекция, регистрирующий орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.06.2009 по делу N А07-7345/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Ахмалетдинов Э.Р. (доверенность от 23.11.2009 N 03-15/007558).
Безруков Виталий Петрович, извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил.
Безруков В.П. обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 30.01.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица при его создании. Кроме того, заявитель просил взыскать с регистрирующего органа 5000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Решением суда от 18.06.2009 (судья Шагабутдинова З.Ф.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение инспекции признано незаконным. С инспекции в пользу Безрукова В.П. взыскано 5000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 (судьи Матвеева СВ., Бабкина С.А., Серкова З.Н.) решение суда изменено в части распределения расходов на оплату услуг представителя. С инспекции в пользу Безрукова В.П. взыскано 2000 руб. расходов на оплату услуг представителя. В остальной части решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, регистрирующий орган просит указанные судебные акты отменить в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, регистрирующий орган правомерно вынес решение об отказе в государственной регистрации юридического лица при его создании. Инспекция также считает, что расходы на оплату услуг представителя подлежат взысканию только в сумме 2000 руб. исходя из условий договора об оказании юридических услуг от 08.04.2009.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 22.01.2009 Безруковым В.П. принято решение о создании общества с ограниченной ответственностью "Эксперт".
26.01.2009 Безруков В.П. представил в регистрирующий орган пакет документов для государственной регистрации юридического лица при создании.
Регистрирующим органом 30.01.2009 со ссылкой на подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица при его создании в связи с непредставлением предусмотренных ст. 12 названного Закона документов.
По мнению регистрирующего органа, заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) считается непредставленным, поскольку при заполнении листа "И" (сведения о видах экономической деятельности) данного заявления Безруковым В.П. вместо подлежащего применению Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК029-2001 (КДЕС ред. 1) был применен Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).
Посчитав указанное решение инспекции незаконным, Безруков В.П. обжаловал его в арбитражный суд.
В подтверждение заявленного требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя Безруков В.П. представил в материалы дела договор на оказание юридических услуг на сумму 2000 руб. от 08.04.2009, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Ваш юрист", и квитанцию от 08.04.2009 об оплате услуг по этому договору на сумму 5000 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая оспариваемое решение инспекции незаконным, исходили из следующего.
В силу п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации создаваемого юридического лица, определен ст. 12 Закона о государственной регистрации.
Согласно названной статье Закона о государственной регистрации в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001), решение о создании юридического лица, учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.
При этом в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
Сведения о видах экономической деятельности юридического лица отражаются в его учредительных документах и подлежат обязательному указанию в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании (лист "И" формы N Р11001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439).
Отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица допускается в случае непредставления определенных Законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов, либо при представлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган (п. 1 ст. 23 указанного Закона).
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица при его создании Законом о государственной регистрации не предусмотрено.
Из материалов дела видно, что Безруковым В.П. в листе "И" заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) под кодом 70 указан вид деятельности "операции с недвижимостью".
Вид экономической деятельности определен заявителем в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст.
Данный классификатор введен в действие 01 января 2008 г. на период до 01 января 2011 г. без отмены Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).
Законодательного запрета на возможность использования указанных в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) кодов видов экономической деятельности при заполнении заявления о государственной регистрации юридического лица при создании не установлено.
При таких обстоятельствах суды, оценив имеющиеся в деле доказательства, сделали правильный вывод об указании Безруковым В.П. в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) достоверных сведений о виде экономической деятельности, который соответствует видам деятельности, указанным в уставе организации.
Следовательно, поскольку Безруковым В.П. на государственную регистрацию был представлен весь необходимый пакет документов, предусмотренный ст. 12 Закона о государственной регистрации, суды обеих инстанций обоснованно указали на отсутствие у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица при создании и правомерно признали оспариваемое решение инспекции незаконным.
Суд кассационной инстанции также считает правильным вывод суда апелляционной инстанции о взыскании с инспекции в пользу Безрукова В.П. 2000 руб. расходов на оплату услуг представителя, так как данные расходы документально подтверждены и отвечают принципу разумности. Исходя из изложенного, довод инспекции в этой части отклоняется.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции также не принимаются, поскольку они направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.06.2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 по делу N А07-7345/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 39 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 ноября 2009 г. N Ф09-9245/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника