Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 ноября 2009 г. N А60-29282/2009-С3
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2010 г. N Ф09-811/10-С5 по делу N А60-29282/2009-С3 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 февраля 2010 г. N Ф09-811/10-С5 по делу N А60-29282/2009-С3
Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2009 года
Полный текст решения изготовлен 16 ноября 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области к Тавдинскому городскому округу в лице Администрации Тавдинского городского округа третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Муниципальное учреждение здравоохранения "Тавдинская центральная районная больница", Финансовое управление в Тавдинском городском округе, Общество с ограниченной ответственностью СК "ББ-Здоровье", Общество с ограниченной ответственностью Екатеринбургская страховая компания "Пульс", Общество с ограниченной ответственностью СМК "Астрамед-МС", Общество с ограниченной ответственностью Медицинского страхования "Мегус - АМТ", Закрытое акционерное общество "СК "Мединком", Закрытое акционерное общество МСК "Тирус-Медсервис", Общество с ограниченной ответственностью СМК "Урал-Рецепт-М", Общество с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Тагилмедсервис", Общество с ограниченной ответственностью ЖСМК "Дормедсервис", Закрытое акционерное общество "МАКС-М" в лице филиала Страховая медицинская компания "Медополис", Общество с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания "УГМК-Медицина", Открытое акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Екатеринбургского филиала, Закрытое акционерное общество СМК "АСК-Мед" в лице филиала "Белая Башня-Мед" г. Екатеринбург, о взыскании 373 582 руб. 27 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Л.О. Бессонова, представитель по доверенности N 50 от 15.12.2008 г., М.В. Федорова, представитель по доверенности N 105 от 09.10.2009 г.,
от ответчика: В.А. Сорокин, представитель по доверенности N 01-05/4181 от 09.09.2009 г.,
от третьих лиц:
от Финансового управления в Тавдинском городском округе - С.А. Гаряева, представитель по доверенности N 940 от 01.10.2009 г.,
от Муниципального учреждения здравоохранения "Тавдинская центральная районная больница" - Н.Н. Денисова, представитель по доверенности N б/н от 28.10.2009 г.,
от Общества с ограниченной ответственностью СМК "Астрамед-МС" - М.П. Коновалова, представитель по доверенности N 34 от 27.10.2009 г.,
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Третьи лица - Общество с ограниченной ответственностью СК "ББ- Здоровье", Общество с ограниченной ответственностью Екатеринбургская страховая компания "Пульс", Общество с ограниченной ответственностью СМК "Астрамед-МС", Общество с ограниченной ответственностью Медицинского страхования "Мегус - АМТ", Закрытое акционерное общество "СК "Мединком", Закрытое акционерное общество МСК "Тирус-Медсервис", Общество с ограниченной ответственностью СМК "Урал-Рецепт-М", Общество с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Тагилмедсервис", Общество с ограниченной ответственностью ЖСМК "Дормедсервис", Закрытое акционерное общество "МАКС-М" в лице филиала Страховая медицинская компания "Медополис", Общество с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания "УГМК-Медицина", Открытое акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Екатеринбургского филиала, Закрытое акционерное общество СМК "АСК-Мед" в лице филиала "Белая Башня-Мед" г. Екатеринбург - надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Тагилмедсервис" направило ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя.
Общество с ограниченной ответственностью Екатеринбургская страховая компания "Пульс" направило ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
При таких обстоятельствах судебное заседание проводится в отсутствие третьих лиц в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Тавдинскому городскому округу в лице Администрации Тавдинского городского округа о взыскании за счет казны муниципального образования Тавдинский городской округ 373582 руб. 27 коп. суммы неосновательного обогащения.
Истец в предварительном судебном заседании поддержал предъявленные исковые требования.
Ответчик представил отзыв на исковое заявление, требования не признает, указав, что истцом не доказан факт, что он в соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации является потерпевшим. Тавдинский городской округ не имеет договорных отношений ни с истцом, ни с ТФОМС Свердловской области, ни со страховыми медицинскими организациями. Стороной договоров со страховыми медицинскими организациями, а также получателем от них денежных средств является МУЗ "Тавдинская ЦРБ".
Третье лицо в судебное заседание не явилось, представило отзыв на исковое заявление, указав, что требования истца к ответчику необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Определением от 11 сентября 2009 г. в соответствии с частью 3 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Финансовое управление в Тавдинском городском округе (620000, г. Тавда, ул. Кирова, 118), так как судебный акт по настоящему делу может повлиять на его права и обязанности.
В судебном заседании 12 октября 2009 г. истец заявил ходатайство об уменьшении суммы иска до 323582 руб. 27 коп. в связи с частичной оплатой денежных средств.
Заявленной истцом ходатайство об уменьшении исковых требований рассмотрено и принято судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация Тавдинского городского округа представила дополнение к отзыву на исковое заявление, указав, что обязательства муниципального образования Тавдинский городской округ перед МУЗ "Тавдинская ЦРБ" по финансированию в соответствии со сметами доходов и расходов на 2006 и 2007г заработной платы за счет средств местного бюджета персонала были выполнены в полном объеме.
Истец представил возражения на отзыв ответчика.
Определением от 12.10.2009 г. в соответствии с частью 3 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд привлек в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью СК "ББ- Здоровье" (620039, г. Екатеринбург, пер. Суворовский, д. 3, тел. 325-77-16), Общество с ограниченной ответственностью Екатеринбургская страховая компания "Пульс" (620149, г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, д. 23, тел. 247-92-78), Общество с ограниченной ответственностью СМК "Астрамед-МС" (620026, г. Екатеринбург, ул. Тверитина, д. 34/7, 2-й этаж, тел. 229-53-09), Общество с ограниченной ответственностью Медицинского страхования "Мегус - АМТ" (620028, г. Екатеринбург, ул. ВИЗ-Бульвар, д. 13, оф.205, тел. 232-33-01, юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. ВИЗ-Бульвар, д. 13/1), Закрытое акционерное общество "СК "Мединком" (620028, г.Екатеринбург, ул.Крылова, д.27, тел. 214-80-69), Закрытое акционерное общество МСК "Тирус-Медсервис" (623800, Свердловская область, г. Верхняя Салда, ул. Молодежный поселок, д. 105, тел. 8-(34345) 2-16-93), Общество с ограниченной ответственностью СМК "Урал-Рецепт-М" (620075, г. Екатеринбург, ул.К. Либкнехта, д. 22, оф.718 "А"), Общество с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Тагилмедсервис" (622001, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. К.Маркса, д.20 "А", тел. (8-3435)25-19-77), Общество с ограниченной ответственностью ЖСМК "Дормедсервис" (620027, г. Екатеринбург, ул. Братьев Быковых, д. 7), Закрытое акционерное общество "МАКС-М" в лице филиала Страховая медицинская компания "Медополис" (624200, Свердловская область, г. Лесной, ул. Белинского, д. 27"А", тел. (8-34342) 3-04-76), Общество с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания "УГМК-Медицина" (620075, г. Екатеринбург, ул.Тургенева, 30), Открытое акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Екатеринбургского филиала (620075, г. Екатеринбург, ул.Р. Люксембург, д. 35, тел. 379-27-28), Закрытое акционерное общество СМК "АСК-Мед" в лице филиала "Белая Башня-Мед" г. Екатеринбург (620027, ул. Луначарского, д. 15, тел. 370-71-30), так как судебный акт по настоящему делу может повлиять на его права и обязанности.
В настоящем судебном заседании Страховая компания пояснила, что третьему лицу - Муниципальному учреждению здравоохранения "Тавдинская центральная районная больница" перечислялись денежные средства в 2007 г. (с 30.03.2007 г.) из резервного фонда страховой компании, созданный из средств ФОМС (п. 11 договора о финансировании).
Ответчик представил отзыв, требования не признает, указав, что во-первых, истцом не представлено доказательств того, что он является потерпевшим, то есть лицом, за счет которого произошло неосновательное обогащение ответчика.
Во-вторых, ответчик указал, что как следует из искового заявления финансирование МУЗ "Тавдинская ЦРБ" осуществлялось в 2006-2007 годах, как самим истцом, так и страховыми организациями, в то время как истцом не представлено доказательств о праве единоличного взыскания всей суммы в свою пользу.
Ответчик также указал, что в данной ситуации подлежат применению нормы законодательства об обязательствах, стороной в которых Тавдинский городской округ не является, а не о неосновательном обогащении, поскольку предметом иска являются финансовые средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению. Как следует из искового заявления и представленных сторонами доказательств правоотношения в этой сфере урегулированы как на уровне законодательства, так и заключенными между субъектами медицинского страхования договорами, в том числе в части расходования финансовых средств обязательного медицинского страхования, и в части ответственности субъектов медицинского страхования при ненадлежащем исполнении обязательств определенных законодательством и условиями договоров. Основным законодательным актом в этой сфере является Закон Российской Федерации от 28.06.1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Этим законом предусмотрено участие органов местного самоуправления в правоотношениях только в качестве страхователя неработающего населения (ст. 2 Закона N 1499-1).
Ответчик считает, что выводы, сделанные ТФОМС в акте проверки, являющимся основанием для заявленных исковых требований, о нецелевом расходовании третьим лицом денежных средств неправомерны, поскольку в соответствии со ст. 2 Тарифных соглашений на оплату видов медицинской помощи и услуг _ на 2006, 2007 годы стоимость единицы объема "...включает в себя следующие виды расходов: заработную плату работников основных лечебных отделений, параклинических (диагностических) подразделений, в части объемов услуг оказываемых лечебными подразделениями: начисления на оплату труда;...". Работники, заработная плата которых отнесена к нецелевому использованию, состояли в штате основных лечебных отделений: терапевтического, хирургического, неврологического и акушерского. Включение должностей, не относящихся к медицинскому или фармацевтическому персоналу, в штат основных лечебных отделений не запрещено Порядком составления штатного расписания учреждениями здравоохранения, утвержденным приказом Минздрава России от 18.01.1996 г. N 16.
Истец представил возражения на дополнительный отзыв ответчика, указав, что не согласен с доводами Тавдинского городского округа в лице Администрации Тавдинского городского округа, изложенными в дополнительном отзыве по следующим основаниям:
Во-первых, довод ответчика о том, что истец в обоснование исковых требований указывает на то, что "нецелевое расходование денежных средств МУЗ "Тавдинская ЦРБ" было вызвано недофинансированием со стороны Тавдинского городского округа соответствующих видов расходов" не корректен, поскольку, в исковом заявлении указано, что ответчиком допущено неосновательное обогащение, так как он без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой (договором) оснований сберег имущество за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), поскольку статьей 37.2 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. N 5487-1 (далее - Основы) на него возложена обязанность по финансовому обеспечению деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения в той части, которая не включена в Территориальную программу ОМС, в том числе по финансированию расходов по выплате заработной платы, включая начисления на оплату труда, прочему персоналу МУЗ "Тавдинская ЦРБ" (далее - Учреждение) за счет средств муниципального бюджета, поскольку согласно Уставу данное учреждение находится в собственности ответчика. А в возражениях на отзыв Ответчика от 12.10.2009 г. истец указал, что ответчик не исполнил обязательств, возложенных на него законом, а факт нецелевого использования Учреждением средств ОМС напрямую связан с невыполнением ответчиком возложенных на него, как на собственника, обязанности по финансированию Учреждения.
Во-вторых, довод ответчика о том, что "обязательства МО Тавдинский ГО перед Учреждением по финансированию в соответствии со сметами доходов и расходов на 2006-2007 годы заработной платы за счет средств местного бюджета персонала были выполнены в полном объеме, и, следовательно, какое-либо сбережение финансовых средств со стороны Тавдинского ГО отсутствует", является, по мнению истца, несостоятельным.
Истец считает, что ответчик не доказал факта исполнения своей обязанности по финансированию деятельности Учреждения в той части, которая не включена в Территориальную программу ОМС, в том числе на расходы по выплате заработной платы, включая начисления на оплату труда, прочему персоналу Учреждения за счет средств муниципального бюджета.
Ответчиком в качестве обоснования своих возражений были представлены сметы Учреждения на 2006 и 2007 год, справки по финансированию Учреждения за 2006 и 2007 год и справка N 933 от 29.09.2009 г., выданная Финансовым управлением Тавдинского ГО по финансированию Учреждения в 2006-2007 годах по статье 211 "Заработная плата", но представленные документы, по мнению истца, не являются доказательством, подтверждающим исполнение ответчиком обязанностей по финансированию Учреждения в полном объеме (так, в смете Учреждения на 2006 год указаны расходы на общую сумму 60 745 943 руб., а в справке по финансированию Учреждения за 2006 год указана сумма 59 554 071 руб. 55 коп., разница при исполнении ответчиком бюджетных обязательств составила 1191871 руб. 45 коп. В смете Учреждения на 2007 год указаны расходы на общую сумму 67791447 руб. 85 коп., а в справке по финансированию Учреждения за 2007 год указана сумма 66 278 058 руб. 44 коп., разница при исполнении ответчиком бюджетных обязательств составила 1 513 389 руб. 41 коп.).
Таким образом, как указывает истец, данные документы свидетельствуют о неисполнении ответчиком возложенной на него обязанности по содержанию Учреждения в части доведенных до Учреждения лимитов бюджетных обязательств в соответствии со сметой Учреждения, необходимых для обеспечения выполнения функций Учреждения.
Кроме того, истцом отмечен тот факт, что сметы Учреждения на 2006 и на 2007 год не позволяют определить, были ли включены в план на 2006 и 2007 год за счет средств местного бюджета расходы Учреждения (и в какой сумме) на выплату заработной платы (включая начисления на оплату труда) работникам, относящимся к прочему персоналу. Раздел "Наименование показателя" в справках по финансированию Учреждения в 2006 году и в 2007 году также не содержит сведений о перечислении средств на выплату заработной платы (включая начисления на оплату труда) работникам, относящимся к прочему персоналу.
В справке N 933 от 29.09.2009 г., выданной Финансовым управлением Тавдинского ГО по финансированию Учреждения в 2006-2007 годах по статье 211 "Заработная плата" не отражены расходы по выплате заработной платы (включая начисления на оплату труда) работникам, относящимся к прочему персоналу, а все приложенные к справке копии платежных поручений датированы 10 января 2008 года, то есть казначейское исполнение бюджета за 2007 год было проведено в 2008 году - по окончании текущего 2007 финансового года. В данных платежных поручениях указано о перечислении заработной платы за декабрь 2007 года, но без указания о выплате заработной платы (включая начисления на оплату труда) работникам, относящимся к прочему персоналу. Также в нескольких платежных поручениях указано об уплате со счета Учреждения на счет УФК по Свердловской области (Межрайонная ИНФНС России N 6 по Свердловской области) налога на доходы физических лиц, об уплате налога на доходы физических лиц с пособия по временной нетрудоспособности без указания за какой месяц и год, а также без конкретизации с заработной платы какой категории работников Учреждения были произведены перечисления данных налогов. В платежных поручениях сделана ссылка на коды 211 и 213. Общая сумма по данным платежным поручениям составляет - 1 104 297 руб. 42 коп., в том числе 706 508 руб. 53 коп. - заработная плата, 397 789 руб. 89 коп.- налоги, однако в силу ст. 226.1. Бюджетного кодекса РФ данные перечисления нельзя относить на расходы по выплате заработной платы в 2007 году, поскольку денежные средства были перечислены в 2008 году.
Истец также пояснил, что утверждение ответчика о том, что оплата заработной платы работникам Учреждения, относящимся к категории прочего персонала должна производиться за счет средств ОМС, поскольку данная категория работников участвует в оказании медицинских услуг (в Тарифных соглашениях на 2006-2007 год не перечислены категории работников медицинских учреждений, оплата труда которых входит в стоимость единицы оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими учреждениями), не состоятелен.
Актом проверки от 23.11.2007 г. установлено, что в 2006-2007 годах Учреждением выплачивалась за счет средств ОМС заработная плата работникам, относящимся к прочему персоналу - рабочему по обслуживанию и ремонту зданий, рабочему по стирке и ремонту спецодежды, слесарю- спецодежды, слесарю-сантехнику, электромонтеру, лифтеру, рабочему по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений. Данные работники не относятся к категории медицинских работников и соответственно не оказывают медицинскую помощь и медицинские услуги, а, следовательно, в соответствии со статьей 37.2 Основ и с п. 7 ст. 6 Закона Российской Федерации N 154-ФЗ от 28.08.1995г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающей, что организация, содержание, развитие и финансирование развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия находится в ведении муниципальных образований, расходы по выплате заработной платы данной категории работников должны производиться исключительно за счет средств местного бюджета. При таких обстоятельствах истец считает, что ответчик (в порядке ст. 65 АПК РФ) не доказал факта отсутствия с его стороны неосновательного обогащения за счет средств ОМС.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 7 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:
В соответствии со ст. 20 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Статьей 20.1. Основ установлено, что в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ).
Согласно ст. 12 ФЗ от 28.01.91. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской федерации" (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 N 4741-1) Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона РФ N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"следует читать как 28 июня 1991 г
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области в 2006, 2007 годах осуществлял в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2006 -2007 г.г. (утв. Постановлениями Правительства Свердловской области N 172-ПП от 27.02.06., N 195-ПП от 19.03.07. - далее: Территориальная программа 2006 и 2007 г.) финансирование медицинской помощи, оказываемой Муниципальным учреждением здравоохранения "Тавдинская центральная районная больница".
Из материалов дела следует, что финансирование Муниципального учреждения здравоохранения "Тавдинская центральная районная больница" осуществлялось в 2006, 2007 годах как непосредственно самим ТФОМС Свердловской области путем оплаты филиалом ТФОМС счетов медицинского учреждения за оказанную медицинскую помощь, направляемых Фонду страховыми медицинскими организациями (в соответствии с заключенными Фондом с этими организациями договорами поручения), так и через страховые медицинские организации, с которыми ТФОМС заключены договоры о финансировании обязательного медицинского страхования. Договоры о финансировании обязательного медицинского страхования и договоры поручения, заключенные ТФОМС со страховыми медицинскими организациями, представлены в материалы дела.
Филиалом ТФОМС в 2006-2007 г.г. оплачены счета МУЗ "Тавдинская ЦРБ" на общую сумму 56610872 руб. 00 коп. Указанное обстоятельство подтверждено представленными в материалы дела документами: платежными поручениями, курточками по расчетным счетам, сметой доходов и расходов, справками по финансированию за 2006 г., 2007 г., справками по оплате Ирбитским филиалом ТФОМС Свердловской области, сведениями о поступлении и расходовании денежных средств ОМС медицинским учреждением за январь-декабрь 2006 г., январь-декабрь 2007 г. и не оспаривается третьим лицом.
Страховыми медицинскими организациями финансирование медицинской помощи, оказываемой Муниципальным учреждением здравоохранения "Тавдинская центральная районная больница", осуществлялось в 2006, 2007 годах на основании заключенных с больницей договоров на представление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию (копии договоров представлены в материалы дела). Указанные договоры заключены в соответствии со ст. 15 Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 N 4741-1,Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ,от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ - далее Закон о медицинском страховании) и предусматривают обязанность страховой медицинской организации оплачивать лечебно-профилактическую помощь по тарифам, согласованным в установленном порядке, и в соответствии с Положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования Свердловской области. В свою очередь, на Муниципальное учреждение здравоохранения "Тавдинская центральная районная больница" возложена обязанность использовать поступившие средства только на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В 2006, 2007 годах страховыми медицинскими организациями перечислено Муниципальному учреждению здравоохранения "Тавдинская центральная районная больница" 82166732 руб. 00 коп. Указанное обстоятельство подтверждено представленными в материалы дела истцом и страховыми медицинскими организациями, привлеченными к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, документами: платежными поручениями, счетами, и не оспаривается ответчиком.
Типовыми правилами обязательного медицинского страхования (утв. Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 03.10.03.) предусмотрено, что гражданам Российской Федерации гарантируется предоставление медицинской помощи и ее оплата через систему обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях действующей на территории субъекта Российской Федерации территориальной программы обязательного медицинского страхования. Медицинские учреждения обязаны использовать поступившие средства в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения на территории субъекта Российской Федерации.
ТФОМС Свердловской области во исполнение функции контроля за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан (п. 9 раздела 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93. в ред. ФЗ от 05.08.2000. N 118-ФЗ), осуществил проверку использования средств обязательного медицинского страхования в Муниципальном учреждении здравоохранения "Тавдинская центральная районная больница" за период с 01.07.2005 г. по 30.09.2007 г.
При проверке было установлено, что в 2006, 2007 годах Муниципальным учреждением здравоохранения "Тавдинская центральная районная больница" за счет средств обязательного медицинского страхования выплачивалась заработная плата работникам прочего персонала, включая начисления на оплату труда, а именно6 рабочему по обслуживанию и ремонту зданий, рабочему по стирке и ремонту спецодежды, слесарю сантехнику, электромонтеру, лифтеру, рабочему по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений (акт проверки от 23.11.07.).
Между тем, согласно Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам РФ, проживающим на территории Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2006 - 2007 год, ТФОМС оплачивает медицинскую помощь и медицинские услуги (включая лекарственное обеспечение), предусмотренные указанной программой, а расходы на выплату заработной платы прочему персоналу медицинских учреждений за счет средств ОМС не предусмотрены.
Всего в 2006, 2007 годах на оплату труда работников прочего персонала за счет средств ТФОМС Свердловской области Муниципальным учреждением здравоохранения "Тавдинская центральная районная больница" было израсходовано 373582 руб. 27 коп., в том числе: на заработную плату - 292803 руб. 17 коп., на начисления на оплату труда - 80779 руб. 10 коп. Указанное обстоятельство подтверждено представленными в материалы дела документами.
Требование истца в части взыскания с ответчика 323582 руб. 27 коп. (сумма долга с учетом частичной оплаты) - средств, израсходованных в 2006 г., 2007 годах на оплату труда работников прочего персонала, является обоснованным и подлежит удовлетворению. Указанную сумму ответчик сберег за счет истца, поскольку статьей 37.2 Основ законодательства об охране здоровья граждан на него возложена обязанность по финансовому обеспечению деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения в той части, которая не включена в территориальную программу обязательного медицинского страхования, и, следовательно, ответчик должен был финансировать за счет средств муниципального бюджета оплату труда работников прочего персонала. В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое неосновательно сберегло имущество за счет средств другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно сбереженное имущество.
Статьей 8 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" (в редакции федерального закона от 18.10.2007 г. N 230-ФЗ) на органы местного самоуправления возложены обязанности по организации обеспечения учреждений муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами.
В силу ст. 37.2 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.
Таким образом, на ответчика возложена обязанность по финансовому обеспечению деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения в той части, которая не включена в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного, исковые требования о взыскании с ответчика неосновательно сбереженных денежных средств подлежат удовлетворению в полном объеме - в сумме 323582 руб. 27 коп. в соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ссылка ответчика на то, что ТФОМС является ненадлежащим истцом, поскольку существуют договорные отношения со страховыми медицинскими организациями, которые могут предпринять иные меры воздействия в случае выявления нецелевого расходования больницей средств ОМС, судом отклоняется, поскольку из заключенных между ТФОМС и СМО договоров о финансировании ОМС следует, что ТФОМС финансирует деятельность СМО в объеме зачисленных финансовых средств по заключенным договорам ОМС граждан, а страховые медицинские организации используют финансовые средства в соответствии с их целевым назначением и условиями договора на оплату медицинской помощи в рамках программы ОМС. Таким образом, страховые медицинские организации для расчетов с МУЗ "Тавдинская ЦРБ" используют исключительно средства ТФОМС. Кроме того, страховые медицинские организации осуществляют контроль качества медицинской помощи и не имеют права контролировать нецелевое использование учреждением средств ОМС (ст. 23, 15 Закона от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 N 4741-1).
Согласно пункту 6 части 8 раздела 3 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.98 N 857, и пункту 9 части 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, функцией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.96 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (далее - Указ N 1095) предусмотрено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
В силу пункта 4 Указа N 1095 средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
Таким образом, по мнению суда, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области является надлежащим истцом по настоящему делу.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что в силу п. 2 Тарифного соглашения от 08.02.2007 г. оплата заработной платы работников третьего лица, относящихся к категории прочего персонала, должна быть произведена за счет средств ОМС, а не за счет средств местного бюджета, поскольку данная категория работников входит в штат основных лечебных отделений МУЗ "Тавдинская ЦРБ", судом отклоняется в связи с неверным применением ответчиком норм материального права на основании следующего.
В силу ст. 54 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.
Согласно ст. 2 указанного Тарифного руководства за счет средств ОМС финансируется заработная плата работников основных лечебных отделений, параклинических (диагностических) подразделений, в части объемов услуг, оказываемых лечебными подразделениями.
В представленном в материалы дела акте проверки от 23.11.2007 г. указано, что в 2006 г.-2007 г. МУЗ "Тавдинская ЦРБ" оплачивало за счет средств ОМС заработную плату работникам, относящимся к прочему персоналу - рабочему по обслуживанию и ремонту зданий, рабочему по стирке и ремонту спецодежды, слесарю-сантехнику, электромонтеру, лифтеру рабочему по комплексному обслуживанию и ремонту зданий. Указанные работники, ходя и находятся в штате основных лечебных отделений МУЗ "Тавдинская ЦРБ", что подтверждается штатным расписанием, представленным в дело, не оказывают услуги, оказываемые данными лечебными подразделениями, указанные работники не относятся к категории медицинских работников, соответственно, не оказывают медицинскую помощь и медицинские услуги. Следовательно, оплата труда данных работников не должна осуществляться за счет средств ОМС.
Государственная пошлина по иску в силу ст. 110 АПК РФ относится на ответчика по делу.
Поскольку истец уменьшил сумму иска, излишне уплаченная государственная пошлина по иску подлежит возврату истцу из федерального бюджета в силу ст. 333.40 Налогового кодекса российской Федерации.
Руководствуясь ч. 1 ст. 110, ст. 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с Тавдинского городского округа в лице Администрации Тавдинского городского округа за счет казны муниципального образования Тавдинский городской округ в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (ИНН 1026602332052) сумму неосновательного обогащения в размере 323582 (триста двадцать три тысячи пятьсот восемьдесят два) руб. 27 (двадцать семь) коп. и в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску сумму в размере 7971 (семь тысяч девятьсот семьдесят один) руб. 65 (шестьдесят пять) коп.
3. Возвратить Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области (ИНН 1026602332052) из федерального бюджета сумму излишне уплаченной государственной пошлины по иску в размере 1000 руб. 00 коп., уплаченной по платежному поручению N 1091 от 20.07.2009 г. в составе общей суммы 8971 руб. 65 коп., подлинник платежного поручения остается в материалах дела.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 ноября 2009 г. N А60-29282/2009-С3
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2010 г. N Ф09-811/10-С5 по делу N А60-29282/2009-С3 настоящее решение оставлено без изменения