Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 ноября 2009 г. N А60-35234/2009-С6
Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 18 ноября 2009 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело N А60-35234/2009-С6 по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС России по САО г. Омска) к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее - ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга), третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Орион", о признании недействительной государственной регистрации юридического лица,
при участии в судебном заседании:
от заинтересованного лица: Нагимова О.Н. - специалист 1 разряда, по доверенности N 03-08/09 от 18.09.2009.
Заявитель и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания и рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Объявлен состав суда. Стороне, присутствующей в судебном заседании, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Заинтересованное лицо ходатайствует о ведении аудиозаписи судебного заседания. Ходатайство удовлетворено.
От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Ходатайство удовлетворено. Других заявлений и ходатайство не поступало.
ИФНС России по САО г. Омска обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации ООО "Орион", образованного путем реорганизации в форме слияния, произведенной на основании решения ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга о государственной регистрации сведений о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния N 2319 от 13.03.2009.
Заинтересованное лицо требования отклонило, в обоснование возражений представлен отзыв.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, возражений не представило.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга принято решение N 2319 от 13.03.2009 о государственной регистрации сведений о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния, вносимых в учредительные документы ООО "Орион", на основании представленного Обществом заявления от 05.03.2009.
Также 13.03.2009 ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга принято решение N 2319 о передаче регистрационного дела в другой регистрирующий орган в связи со сменой адреса юридического лица ООО "Орион", внесенного в ЕГРЮЛ.
Считая указанную государственную регистрацию сведений незаконной, ИФНС России по САО г. Омска обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением. Заявитель ссылается на то, что в учредительных документах юридического лица указаны недостоверные сведения.
Заявитель ссылается на то, что при проверке переданных ИФНС России по САО г. Омска документов установлено, что ООО "Орион" по адресу, указанному в учредительных документах, фактически не находится. Данный факт подтвержден следующими документами:
протоколом осмотра помещения от 06.05.2009, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Малунцева, 18, 12 (юридический адрес ООО "Орион").
Согласно протоколу осмотра по адресу г. Омск, ул. Малунцева, 18 находится трехэтажный жилой дом. Собственником квартиры N 12 является Новикова Евгения Викторовна на основании свидетельства о государственной регистрации права 55 АВ N 661639 от 15.04.2008. На момент осмотра вывесок, рекламных щитов с указанием наименования ООО "Орион" на здании, внутри подъезда, квартире не обнаружено;
протоколом допроса свидетеля (собственник помещения, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Малунцева, 18, 12) Новиковой Е.В. от 06.05.2009.
Согласно протоколу к собственнику квартиры с просьбой о регистрации предприятия по адресу: г. Омск, ул. Малунцева, 18, 12 никто не обращался. Договор аренды с ООО "Орион" не заключен и никогда не заключался. С Ушаковым Игорем Андреевичем (руководитель ООО "Орион") собственник квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу, не знакома.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области 29.06.2009 N 01/136/2009-2011 в качестве правообладателя объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Малунцева, 18, 12, выступает Новикова Евгения Викторовна.
Таким образом, заявитель ссылается на то, что заявление ООО "Орион" о государственной регистрации сведений о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния содержит недостоверные сведения, а именно, в качестве юридического адреса ООО "Орион" указан адрес, по которому данное Общество фактически не находится.
Кроме того, заявителем установлено, что государственная пошлина за регистрацию юридического лица уплачена по квитанции от 03.03.2009 Ушаковым Игорем Андреевичем за счет его денежных средств.
Ссылаясь на Совместное Письмо Банка России N 151-Т и МНС России "ФС-18-10/2 от 12.11.2002 "Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов" которым предусмотрено, что налогоплательщики-организации при уплате налогов и сборов не вправе вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета, а также письмо Минфина России от 06.06.2006 N 03-06-03-04/60, в котором указано, что плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах, и уплата государственной пошлины иным лицом за заявителя, в отношении которого совершается юридически значимое действие, законодательством Российской Федерации не предусмотрена, ИФНС России по САО г. Омска отмечает, что уплата государственной пошлины через третьих лиц с указанием в назначении платежа плательщика сбора, за которого осуществляется платеж, противоречит положениям гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, по мнению ИФНС России по САО г. Омска, организация должна уплатить государственную пошлину в безналичной форме со своих банковских счетов, открытых в кредитных организациях, филиалах кредитных организаций, учреждениях Банка России. В случае уплаты государственной пошлины путем внесения наличных денежных средств физическим лицом (даже если в квитанции об ее уплате, поданной в банк физическим лицом, в качестве плательщика будет указана организация) обязанность по уплате государственной пошлины не будет считаться исполненной.
Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ст. 18 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 и статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Едином государственном реестре юридических лиц должны содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах и в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона N 14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" определяется местом его государственной регистрации.
Ответственность за достоверность указанных юридическим лицом сведений о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.
Согласно ст. 14 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; (подп. "г" в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины;
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", (подп. "ж" введен Федеральным законом от 19.07.2007 N 140-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ).
Отказ в государственной регистрации допускается в случаях, предусмотренных ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001, в том числе в связи с непредставлением определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов либо представлением документов в ненадлежащий регистрирующий орган (подп. "а" и "б" ст. 23 указанного Закона).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду подпункты "а" и "б" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Суд считает, что регистрация сведений о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния носит уведомительный характер, поэтому в случае предоставления всех необходимых документов регистрирующий орган обязан в пятидневный срок произвести соответствующую регистрацию (ч. 3, 4 ст. 14, ст. 15 Федерального закона N 129-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В статье 14 указанного Федерального закона части 3 и 4 отсутствует
При этом за представление недостоверных сведений о юридическом лице ответственность несут заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели (ч. 1 ст. 25 Федерального закона N 129-ФЗ). Вместе с тем довод о том, что общество по адресу, указанному в учредительных документах, не находится, не свидетельствует об отсутствии волеизъявления единственного учредителя общества на его создание путем реорганизации в форме слияния и не является неустранимым обстоятельством.
Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица, кроме предусмотренных ч. 1 и ч. 1.1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ, не предусмотрено.
Судом установлено, что директор ООО "Орион" Ушаков Игорь Андреевич обратился в ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга с заявлением о регистрации сведений о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния, представив компетентному органу все необходимые документы, предусмотренные ч. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания, предусмотренные ч. 1 ст. 23 указанного Закона, для отказа в их государственной регистрации.
Довод заявителя о том, что регистрирующий орган обязан проверять представленные на регистрацию документы на предмет достоверности указанных в них сведений, подлежит отклонению, так как в силу пункта "а" ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 129-ФЗ обязанность в подтверждении факта достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридических лиц, созданных путем реорганизации, возлагается на заявителя, из чего следует, что налоговый орган не обязан проводить проверку представленных документов на предмет их достоверности.
Судом установлено, что государственная пошлина от имени лица, обратившегося за совершением юридически значимых действий - ООО "Орион", уплачена Ушаковым Игорем Андреевичем. Ушаков Игорь Андреевич на момент обращения являлся единственным учредителем, директором, то есть исполнительным органом юридического лица, в связи с чем названное обстоятельство не может являться основанием для отказа в совершении действий по регистрации изменений в учредительные документы общества.
Поскольку в представленном платежном документе платежные реквизиты указаны правильно, государственная пошлина за осуществление регистрационных действий перечислена в федеральный бюджет, право Российской Федерации на взимание государственной пошлины в данном случае не нарушено.
Таким образом, заявителем в регистрирующий орган был представлен весь пакет документов, предусмотренных ст. 14 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации сведений о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований ИФНС России по САО г. Омска о признании недействительной государственной регистрации ООО "Орион", образованного путем реорганизации в форме слияния, у суда отсутствуют.
В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" утратил силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается непосредственно с государственного органа как стороны по делу. Об этом говорится также в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с заявителя в пользу федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявленных требований инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска о признании недействительно государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Орион", произведенной на основании решения инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга N 2319 от 13.03.2009, отказать.
2. В порядке распределения судебных расходов взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска в пользу федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей 00 копеек.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 ноября 2009 г. N А60-35234/2009-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника