Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 декабря 2009 г. N Ф09-9665/09-С5
Дело N А07-2566/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкасской Г.Н., судей Гайдука А.А., Сирота Е.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Башмедсервис" (далее - общество "Башмедсервис") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2009 по делу N А07-2566/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 но тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Башмедсервис" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к муниципальному учреждению "Мелеузовская центральная районная больница" (далее - учреждение "Мелеузовская центральная районная больница"), Единой комиссии по размещению заказов на товары, работы, услуги для муниципальных нужд учреждения "Мелеузовская центральная районная больница" о признании незаконным решения об отказе от заключения государственного контракта по лотам N 12, 13 (протокол от 21.01.2009 N 075613/3), об обязании заключить государственный контракт по лотам N 12, 13.
Общество "Башмедсервис" до принятия решения по существу спора заявило отказ от требований к Единой комиссии по размещению заказов на товары, работы, услуги для муниципальных нужд учреждения "Мелеузовская центральная районная больница"; отказ принят судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 26.03.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Наш город" (далее -общество "Наш город").
Решением суда от 24.06.2009 (судья Касьянова С.С.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Тимохин О.Б.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Башмедсервис" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильное применение судами ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее -Закон N 94-ФЗ). По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод судов о предоставлении истцом заведомо ложных сведений о предлагаемом продукте не соответствует представленным в материалы дела документам, согласно которым смесь "Беллакт-Мама" является белковой смесью и продуктом диетического питания.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 23.12.2008 на официальном сайте Республики Башкортостан опубликовано извещение о проведении 16.01.2009 открытого аукциона на право заключения контракта на поставку продуктов питания для нужд учреждения "Мелеузовская центральная районная больница", а также размещены документация об аукционе на проведение открытого конкурса по закупке продуктов питания на I квартал 2009 года для нужд учреждения "Мелеузовская центральная районная больница" и проекты муниципальных контрактов по лотам N 12, 13.
Согласно документации об аукционе поставке подлежали по лоту N 12 -специализированные продукты питания для беременных и кормящих матерей, по лоту N 13 - специализированные продукты питания для коррекции лечебного питания, область применения которых - использование в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания.
В проектах муниципальных контрактов определен товар, подлежащий поставке по лотам N 12, 13 - смесь белковая композитная сухая "Дисо" "Нутринор" или эквивалент.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 05.04.2007 N 77.99.19.4.У.2275.4.07 смесь белковая композитная сухая "Дисо" "Нутринор" прошла государственную регистрацию в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания для реализации населению, пищеблокам больниц и санаториев, предприятиям общественного питания.
На участие в аукционе по лотам N 12, 13 заявки поданы обществом "Башмедсервис", обществом "Наш город", ЗАО "Фармленд".
По результатам заседания конкурсной комиссии, состоявшегося 15.01.2009, принято решение о допуске к участию в аукционе общества "Башмедсервис" и общества "Наш город", к участию в конкурсе ЗАО "Фармленд" не допущено в связи с несоответствием заявки установленным требованиям (протокол рассмотрения заявок на аукцион N 8075613/1).
Согласно протоколу аукциона от 16.01.2009 N 8075613/2 общество "Башмедсервис" признано победителем аукциона по лотам N 12, 13.
В срок, предусмотренный для заключения муниципального контракта с победителем аукциона, комиссией был установлен факт предоставления участником размещения заказа заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, определенных ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ, что явилось основанием для отказа от заключения муниципального контракта с победителем аукциона. Решение об отказе от заключения муниципального контракта оформлено протоколом N 8075613/3, из которого следует, что общество "Башмедсервис" в заявке на участие в аукционе указало несоответствующие сертификату соответствия наименование и характеристики предлагаемого товара.
Ссылаясь на незаконность решения об отказе в заключении муниципального контракта, общество "Башмедсервис" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском, в обоснование которого указало, что предлагаемая им смесь "Беллакт-Мама" является белковой композитной сухой смесью, а представленные на участие в аукционе сведения и документы соответствовали действительности.
Отказывая в удовлетворении требований, судебные инстанции исходили из следующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом N 94-ФЗ.
Согласно ч. 1, 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (ч. 3.1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ).
Положениями Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что при размещении заказа путем проведения аукциона документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки, которое должно сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми ч. 2 ст. 34 Закона.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" новые пищевые продукты, материалы и изделия, изготовленные в Российской Федерации, пищевые продукты, материалы и изделия, ввоз которых осуществляется впервые на территорию Российской Федерации, подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация пищевых продуктов, материалов и изделий и ведение Государственного реестра пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации и оборота, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по государственному ветеринарному надзору в соответствии с положением, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 10 названного Закона).
Согласно Положению о государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий и ведении Государственного реестра пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации и оборота, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 988, проведение государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий и ведение Государственного реестра пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации и оборота возложено на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Судами установлено, что общество "Башмедссрвис" в заявке на участие в аукционе указало на следующие наименования поставляемого товара: "Белковая смесь сухая для коррекции лечебного питания "Беллакт-Мама" (лот N 12) и "Белковая смесь сухая "Беллакт-Мама" для беременных и кормящих матерей" (лот N 13), тогда как согласно приложенному к заявке сертификату соответствия товара организация предлагала поставить - "Продукт сухой молочный для питания беременных женщин и кормящих матерей "Беллакт-Мама" по всем лотам.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 24.09.2008 N 77.99.19.4.У.8265.9.08 и сертификату соответствия сухая молочная смесь "Беллакт-Мама" прошла государственную регистрацию как специализированный продукт сухой молочный для питания беременных женщин и кормящих матерей.
На основании писем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) суды установили, что данная смесь не проходила государственную регистрацию в качестве белковой смеси сухой для коррекции лечебного питания "Беллакт-Мама" и белковой смеси сухой "Беллакт-Мама" для беременных и кормящих матерей.
Оценив представленные в материалы дела документацию об аукционе, в том числе проекты муниципальных контрактов, свидетельства о государственной регистрации товаров, указанных в качестве подлежащих поставке по спорным лотам и предложенных истцом в заявке на участие в аукционе, поданную истцом на участие в аукционе заявку, а также доводы и возражения сторон по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к выводу, что заявка общества "Башмедсервис" на участие в аукционе не соответствует ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ, а именно содержит недостоверные сведения о предлагаемой им смеси "Беллакт-Мама", прошедшей проверку и регистрацию в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в качестве молочной смеси для питания беременных и кормящих женщин.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона N 94-ФЗ в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа, аукционная комиссия вправе отстранить такого участника от участия в аукционе.
После определения победителя аукциона в срок, предусмотренный для заключения государственного или муниципального контракта, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем аукциона, в случае установления факта предоставления заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, предусмотренных ч. 3 ст. 25 или ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ (п. 3 ч. 3 ст. 9 названного Закона).
Установив, что предложенная истцом смесь не является эквивалентом смеси белковой композитной сухой "Дисо" "Нутринор" ни по пищевой ценности, ни по области ее применения, суды пришли к выводу о том, что указанные истцом в заявке о предлагаемом продукте как эквиваленте смеси белковой композитной сухой "Дисо" "Нутринор" противоречат сведениям, содержащимся в государственном реестре, в связи с чем являются недостоверными.
Поскольку заявка на участие в аукционе подана с нарушением ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ; область применения предлагаемой истцом молочной смеси для питания беременных и кормящих женщин не соответствует области применения запрашиваемой заказчиком белковой композитной смеси в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения комиссии об отказе в заключении муниципальных контрактов с победителем аукциона - обществом "Башмедсервис".
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Доводы общества "Башмедсервис", изложенные в кассационной жалобе, о том, что предлагаемая им смесь является белковой смесью и продуктом диетического питания и неправильном применении ст. 9 Закона N 94-ФЗ, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку были предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка фактических обстоятельств, установленных судами, в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит.
Нарушений или неправильного применения судами при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2009 по делу N А07-2566/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Башмедсервис" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будет представлена в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2009 г. N Ф09-9665/09-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника