Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 декабря 2009 г. N Ф09-10062/09-С1
Дело N А60-39526/2009-С8
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Василенко С.Н., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, административный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.09.2009 по делу N А60-39526/2009-С8.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Олмада" (далее - общество, заявитель) - Смоленцева Н.А. (доверенность от 01.12.2009 N 1), Диковицкая М.М., директор (протокол от 16.11.2005 N 1);
инспекции - Галимова А.В. (доверенность от 19.08.2009 N 05-15/30954).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 25.08.2009 N 16-14-9-77 о назначении административного наказания, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.09.2009 (судья Дегонская Н.Л.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение инспекции признано незаконным и отменено, производство по делу прекращено, с объявлением обществу устного замечания.
В кассационной жалобе инспекция просит данный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права, в частности ст. 67, ч. 4, 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и материального права, в том числе, ст. 2.9, 4.1 Кодекса. Инспекция в жалобе указывает на отсутствие оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным. В обоснование жалобы административный орган отмечает наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность (повторность), в связи с чем вменяемое обществу правонарушение не может быть признано малозначительным.
Как следует из материалов дела, 20.08.2009 на основании поручения от 20.08.2009 N 77 сотрудниками инспекции проведена проверка по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции, в частности, правил торговли алкогольной и спиртосодержащей продукции, в принадлежащем обществу павильоне, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Большакова, 82а.
В ходе проверки было установлено, что на отобранные для проверки вина столовые полусладкие белые: "Татьянин день" емкостью 0,7л, "Древний монах" емкостью 0,75л, отсутствовали товарно-транспортные накладные (форма N 1-Т). Кроме того, выявлено недоведение продавцом до сведения покупателей информации о фирменном наименовании организации, месте ее нахождения (юридический адрес), то есть, указанная информация не размещена на вывеске павильона; в наглядной и доступной форме не доводились до сведения покупателей "Правила продажи отдельных видов товаров", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, что отражено в акте проверки выполнения правил розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации от 20.08.2009 N 16-14/9-77.
Указанные обстоятельства квалифицированы инспекцией как нарушение п. 9, 10, 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, п. 1 ст. 10.2, п. 2 ст. 16, п. 1 ст. 26 Федерального Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
По итогам проверки инспекцией 21.08.2009 составлен протокол N 16-14-9-77 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 25.08.2009 N 16-14-9-77 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, в виде наложения административного штрафа в размере 30000 руб.
Полагая, что указанное постановление административного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, однако с учетом установленных обстоятельств совершения правонарушения признал указанное правонарушение малозначительным (ст. 2.9 Кодекса) и, в связи с этим заявленные обществом требования удовлетворил.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Частью 3 ст. 14.16 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение иных (кроме указанных в ч. 1 и 2 названной статьи) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в частности, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 10.2 настоящего Закона.
К документам, сопровождающим оборот алкогольной продукции, в силу п. 1 ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ относятся, в том числе, товарно-транспортная накладная (далее - ТТН), справка, прилагаемая к ТТН (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
Порядок осуществления розничной торговли алкогольной продукцией регламентирован Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи).
В соответствии с п. 139 Правил продажи на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь сопроводительные документы, в частности, ТТН; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемую к ТТН на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
В силу п. 12 Правил продажи продавец при продаже товаров доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям.
Перечисленные в п. 12 Правил продажи документы у продавца алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть в наличии, то есть находиться в торговой точке и быть готовыми к предъявлению по первому требованию покупателя и проверяющих в момент проверки.
Пунктом 9 Правил продажи предусмотрена обязанность продавца довести Правила в наглядной и доступной форме до сведения покупателей.
Согласно п. 10 Правил продажи продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждены факты нарушения обществом вышеназванных требований, предусмотренных Правилами продажи и Законом N 171-ФЗ, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса.
Между тем согласно ст. 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 названного постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суд первой инстанции, оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, характер совершенного правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание отсутствие вредных последствий, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также причиненному им вреду, пришел к выводу о наличии оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным (ст. 2.9 Кодекса).
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у кассационного суда в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.09.2009 по делу N А60-39526/2009-С8 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2009 г. N Ф09-10062/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника