Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 декабря 2009 г. N Ф09-9838/09-С2
Дело N А76-8194/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Наумовой Н.В., судей Кангина А.В., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, фонд, истец) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу N А76-8194/2009 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
истца - Адгамова С.И. (доверенность от 24.12.2008 N 4);
Министерства социальных отношений Челябинской области (далее - министерство, ответчик) - Макарьева О.Н. (доверенность от 04.02.2009 N 5-ю), Иванова Л.А. (доверенность от 21.08.2009 N 21-ю).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к министерству о взыскании бюджетных средств в сумме 63458 руб. 53 коп., использованных не по целевому назначению (С уточнением требований, принятых судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 25.06.2009 (судья Харина Г.Н.) иск удовлетворен.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 (судьи: Дмитриева Н.Н., Степанова М.Г., Толкунов В.М.) решение отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, учреждение просит отменить постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009, оставить в силе решение суда, ссылаясь на то, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют материалам дела, что повлекло неправильное применение судами норм материального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что вывод суда апелляционной инстанции соответствует установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и действующему законодательству по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между учреждением и министерством заключен договор от 15.01.2007 N 28/004 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию.
По условиям указанного договора фонд имеет право осуществлять контроль за целевым расходованием министерством средств, перечисленных фондом для выплаты пособия; министерство обязуется осуществлять контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий местными (территориальными) органами министерства, обеспечить целевое использование средств, выделенных на выплату пособия.
Фондом на основании решений от 25.06.2007 N 6, от 06.11.2007 N 20, от 07.12.2007 N 53 проведены комплексные документальные выездные проверки министерства на предмет целевого расходования средств федерального бюджета органами социальной защиты населения.
Результаты проверок отражены в сводных справках от 16.11.2007 N 38/04-16, от 28.12.2007 N 46/04-16, N 59/04-16 от 29.12.2007 N 59/04-16.
При проведении выездных проверок фондом были выявлены нарушения расходования средств, полученных на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком, что повлекло вывод о нецелевом использовании бюджетных средств. Согласно материалам проверок фондом установлена неправомерная выплата пособий, лицам, не осуществляющим фактического ухода за ребенком (дети помещены в детские государственные учреждения на полное государственное обеспечение, переданы под опеку, в связи со смертью ребенка), в случае, когда получатели пособия были приняты на работу по трудовому договору, т.е. подлежали обязательному социальному страхованию, состояли на учете в службе занятости населения и получали пособие по безработице.
В связи с данным фактом фонд обратился за взысканием бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции поддержал выводы фонда о нецелевом использовании бюджетных средств.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда и отказал в иске, исходя из следующего.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 866 "О порядке финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" региональные отделения Фонда перечисляют органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации средства на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия в соответствии с договорами между региональными отделениями Фонда и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Во исполнение вышеназванного постановления между министерством и фондом заключен договор от 15.01.2007 N 28 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Министерство обеспечивает целевое использование средств федерального бюджета, направляя денежные средства по заявкам управлений социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, осуществляющим уход за детьми и не подлежащих обязательному социальному страхованию.
В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.
С учетом того обстоятельства, что все пособия по уходу за ребенком назначались и выплачивались в соответствии с их назначением, судом апелляционной инстанции сделан правомерный вывод о том, что основания считать, что министерство использовало бюджетные средства не по их целевому назначению, отсутствуют.
Судом апелляционной инстанции установлено, что переплаты произошли по вине получателей в связи с несвоевременным сообщением ими об устройстве на работу, помещением ребенка на полное государственное обеспечение, установлением опеки над ребенком, смертью ребенка, получением пособия по безработице.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют действующему законодательству.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу N А76-8194/2009 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2009 г. N Ф09-9838/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника