г. Челябинск |
|
31 августа 2009 г. |
Дело N А76-8194/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2009 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дмитриевой Н.Н., судей Степановой М.Г., Толкунова В.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.06.2009 по делу N А76-8194/2009 (судья Харина Г.Н.), при участии: от заявителя - Адгамовой С.И. (доверенность от 24.12.2008 N 4); от подателя апелляционной жалобы - Ивановой Л.А. (доверенность от 21.08.2009 N21-ю), Макаровой Г.Я. (доверенности от 04.02.2009 N6-ю),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с Министерства социальных отношений Челябинской области (далее - ответчик, министерство) денежных средств в сумме 63 458,53 рублей, использованных не по целевому назначению (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.06.2009 по делу N А76-8194/2009 (судья Харина Г.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, министерство обжаловало его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению подателя жалобы, факт нецелевого использования денежных средств не был установлен фондом, а порядок возмещения излишне выплаченных сумм пособий по уходу за ребенком не предусмотрен.
В отзыве на апелляционную жалобу фонд просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон на своих требованиях настаивали в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между фондом и министерством 15.01.2007 заключен договор N 28/004 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию (том 1, л.д. 103-105).
По условиям указанного договора фонд имеет право осуществлять контроль за целевым расходованием министерством средств, перечисленных фондом для выплаты пособия; министерство обязуется осуществлять контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий местными (территориальными) органами министерства, обеспечить целевое использование средств, выделенных на выплату пособия.
Фондом на основании решений от 25.06.2007 N 6, от 06.11.2007 N 20, от 07.12.2007 N 53 (том 1, л.д. 21-27) специалистами-ревизорами фонда проведены комплексные документальные выездные проверки министерства на предмет целевого расходования средств федерального бюджета органами социальной защиты населения.
Результаты проверок отражены в сводных справках N 38/04-16 от 16.11.2007, N 46/04-16 от 28.12.2007, N 59/04-16 от 29.12.2007 (том 1, л.д. 28-65).
При проведении выездных проверок Фондом социального страхования были выявлены нарушения расходования средств, полученных на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Фонд указал, что нарушения привели к нецелевому использование бюджетных средств. Согласно материалам проверок заявителем установлена неправомерная выплата пособий, лицам, не осуществляющим фактического ухода за ребенком (дети помещены в детские государственные учреждения на полное государственное обеспечение, переданы под опеку, в связи со смертью ребенка), в случае, когда получатели пособия были приняты на работу по трудовому договору, т.е. подлежали обязательному социальному страхованию, состояли на учете в службе занятости населения и получали пособие по безработице (в данном случае предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований).
В связи с данным фактом фонд обратился за взысканием неправомерно выплаченных пособий в Арбитражный суд Челябинской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции поддержал довод фонда о нецелевом использовании денежных средств.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 N 866 "О порядке финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" региональные отделения Фонда перечисляют органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации средства на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия в соответствии с договорами между региональными отделениями Фонда и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Во исполнение вышеназванного постановления между министерством фондом был заключен договор N 28 от 15 января 2007 года о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Предметом данного договора является осуществление перечисления учреждением министерству средств для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В соответствии с заключенным договором министерство осуществляет контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий и обеспечивает целевое использование средств на выплату пособия.
Министерство обеспечивает целевое использование средств федерального бюджета, направляя денежные средства по заявкам управлений социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, осуществляющим уход за детьми и не подлежащим обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.
С учетом того обстоятельства, что все пособия по уходу за ребенком назначались и выплачивались в соответствии с их назначением, оснований считать, что министерство использовало денежные средства не по их целевому назначению, у суда первой инстанции не имелось.
То обстоятельство, что в последующем (после назначения) получатель денежных средств не стал отвечать требованиям адресата таких средств, не может быть признано нецелевым использованием денежных средств.
Согласно пункту 41 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865 (далее - Положение) ежемесячное пособие по уходу за ребенком матерям, отцам, опекунам, фактически осуществляющих уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства, т.е. управлениями социальной защиты муниципальных районов и городских округов.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" получатели государственных пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты. При назначении пособий заявители в обязательном порядке дают письменное обязательство о своевременном сообщении, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособий.
Суммы государственных пособий, излишне выплаченные получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров, возмещаются этими получателями, а в случае спора - взыскиваются в судебном порядке.
Статьей 19 вышеназванного закона предусмотрено, что излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.
Согласно Сводной справкой комплексной документальной выездной проверки расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации территориальными органами социальной защиты населения Челябинской области N 46/04-16 от 14 декабря 2007 года не целевого использования денежных средств министерством не установлены, излишне выплаченные суммы произошли по вине получателей пособий.
Переплаты произошли по вине получателей в связи с несвоевременным сообщением ими об устройстве на работу, помещением ребенка на полное государственное обеспечение, установлением опеки над ребенком, смертью ребенка, получением пособия по безработице.
Для возмещения излишне выплаченных сумм пособий управлениями социальной защиты муниципальных районов и городских округов были приняты все исчерпывающие меры в соответствии с действующим законодательством.
На получателей пособий, которые отказались в добровольном порядке возместить излишне выплаченные суммы пособий, управлениями социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов поданы исковые заявления в суды общей юрисдикции. По всем исковым заявлениям вынесены судебные решения о взыскании переплат с получателей пособий и возбуждены исполнительные производства.
Порядок возмещения излишне выплаченных сумм пособий по уходу за ребенком установлен Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Таким образом, оснований для взыскания излишне выплаченных сумм пособий с министерства, у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении требований фонда следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.06.2009 по делу N А76-8194/2009 отменить, в удовлетворении заявленных Государственным учреждением - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в кассационном порядке информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Н.Н. Дмитриева |
Судьи |
М.Г. Степанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8194/2009
Истец: ГУ - ЧРО ФСС России
Ответчик: Министерство социальных отношений Челябинской области