Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 декабря 2009 г. N Ф09-10001/09-С6
Дело N А76-8901/2009-50-172
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Мындря Д.И., судей Купреенкова В.А., Маликовой Э.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Костаняна Геворка Сережаевича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2009 по делу N А76-8901/2009-50-172 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель предпринимателя Костаняда Г.С. - Еремеев Е.Г. (доверенность от 23.07.2008).
Предприниматель Костанян Г.С. и общество с ограниченной ответственностью "Эксилит-1" (далее - общество "Эксилит-1") обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Челябинской области" (далее - кадастровая палата) о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 2780 кв.м с кадастровым номером 74:21:0111002:0004 и местоположением, установленным относительно ориентира 81 км автодороги "Челябинск-Троицк", граница Казахстана.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 12.05.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: индивидуальный предприниматель Сукиасян Аветис Артушович, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (далее - Управление Роснедвижимости), администрация Увельского муниципального района Челябинской области (далее - администрация).
В судебном заседании 17.06.2009 судом удовлетворено ходатайство об изменении заявленных требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Управление Роснедвижимости.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 17.06.2009 принят отказ общества "Эксилит-1" от заявленных требований, производство по делу в части требований указанного лица прекращено, общество "Эксилит-1" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Судами рассмотрены требования предпринимателя Костаняна Г.С. о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по утверждению землеустроительного дела по установлению границ земельного участка с кадастровым номером 74:21:0111002:0004, действий Управления Роснедвижимости и кадастровой палаты по осуществлению кадастрового учета названного земельного участка, а также об обязании заинтересованных лиц внести в Единый государственный реестр земель запись о прекращении существования указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2009 (судья Ваганова В.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 (судьи Пивоварова Л.В., Баканов В.В., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Костанян Г.С. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами п. 4 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон о земельном кадастре). Заявитель считает, что судом необоснованно не признаны незаконными действия Управления Роснедвижимости и кадастровой палаты, поскольку с заявлением о проведении государственного кадастрового учета земельного участка обратилось ненадлежащее лицо. Предприниматель Костанян Г.С. полагает ошибочным вывод судов об отсутствии нарушений прав заявителя, поскольку при проведении землеустроительных работ не был обеспечен учет законных интересов заявителя, права которого были нарушены оспариваемыми действиями. Кроме того, заявитель считает, что судами не дана надлежащая оценка обстоятельствам, связанным с превышением Управлением Роснедвижимости своих полномочий при формировании границ земельного участка площадью 2780 кв.м, поскольку вместо уточнения границ существующего земельного участка Управление Роснедвижимости сформировало новый земельный участок.
В отзывах на кассационную жалобу Управление Роснедвижимости, администрация, ссылаясь на несостоятельность доводов заявителя, просят судебные акты по настоящему делу оставить без изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между администрацией (арендодатель) и обществом "Эксилит-1" (арендатор) 27.07.1999 на основании постановления Главы Увельского района (далее - Глава района) от 20.07.1999 N 819 заключен договор аренды N 176 земельного участка площадью 5000 кв.м для строительства и размещения автозаправочной станции сроком на 5 лет.
Указанный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.01.2001.
Право собственности общества "Эксилит-1" на объект недвижимости - комплекс сервисного обслуживания водителей - зарегистрировано 24.01.2001, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии Г N 071364.
Сведения о земельном участке площадью 5000 кв.м с местоположением, установленным относительно ориентира: Челябинская область, Увельский район, 81-й км автодороги Челябинск-Троицк, расположенного в границах участка, с кадастровым номером 74:21:0111002:0001, внесены в Государственный кадастр недвижимости 24.01.2001.
Согласно землеустроительного дела N 59, утвержденного руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Увельского района (далее - Комитет) 22.05.2003, землеустроительные работы по межеванию земельного участка с целью определения достоверной площади и установления фактических границ проведены в 2003 году.
Право собственности общества "Эксилит-1" на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.10.2003 на основании договора купли-продажи земельного участка от 24.09.2003.
Между обществом "Эксилит-1" (продавец) и предпринимателем Костаняном Г.С. (покупатель) 16.10.2007 заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, в состав которого входят: вышеуказанный комплекс сервисного обслуживания водителей, нежилое здание трансформаторной подстанции 3134-10/0,4 кВ общей площадью 2 кв.м, воздушная линия электроснабжения 10 кВ протяженностью 786 м и земельный участок площадью 5000 кв.м, расположенный по адресу: Челябинская область, Увельский район, 81-й км автодороги "Челябинск-Троицк", граница Казахстана.
Право собственности Костаняна Г.С. на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.10.2007.
Постановлением Главы района от 02.03.2004 N 180 утвержден проект границ земельного участка площадью 2676 кв.м, расположенного по адресу: Челябинская область, Увельский район, 81-й км автодороги "Челябинск-Троицк", граница Казахстана, с разрешенным использованием: для обслуживания объектов придорожного сервиса (здание кафе), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Землеустроительное дело N 2 по установлению границ данного земельного участка утверждено руководителем Комитета 12.01.2004.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям границы земельного участка согласованы с Увельским лесхозом.
Предприниматель Сукиасян А.А. обратился в Комитет с заявлением о постановке на кадастровый учет данного земельного участка, представив его описание.
Сведения о земельном участке площадью 2780 кв.м с местоположением, установленным относительно ориентира: Челябинская область, Увельский район, 81-й км автодороги "Челябинск-Троицк", расположенного в границах участка, с кадастровым номером 74:21:0111002:0004, внесены в государственный кадастр недвижимости 26.03.2004, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке, выданной отделом N 6 Управления Роснедвижимости 29.06.2009 за номером 7421/201/09-831.
Постановлением Главы района от 28.09.2004 N 834 земельный участок площадью 2676 кв.м с кадастровым номером 74:21:0111002:0004 предоставлен в аренду предпринимателю Сукиасяну А.А. сроком на 49 лет.
Постановлением Главы района от 25.07.2005 N 590 в постановление от 02.03.2004 N 180 внесены изменения в части указания на разрешенное использование спорного земельного участка: для сельскохозяйственного производства.
Постановлением Главы Кичигинского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области (далее - Глава сельского поселения) от 07.05.2007 N 45 уточнены и утверждены материалы инвентаризации спорного земельного участка, площадь которого с учетом уточнений составила 2780 кв.м.
На основании постановления Главы района от 26.07.2007 N 576 между администраций (арендодатель) и предпринимателем Сукиасяном А.А. (арендатор) 26.07.2007 заключен договор N 131 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 74:21:01 11 002:0004 сроком на 49 лет.
Распоряжением Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 14.11.2008 N 1727-Р "О переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории" данный земельный участок был переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Постановлением Главы сельского поселения от 02.12.2008 N 126 изменено разрешенное использование спорного земельного участка - "для сельскохозяйственного производства" на использование "для размещения объекта дорожного сервиса".
Предприниматель Костанян Г.С., ссылаясь на то, что действия заинтересованных лиц по утверждению землеустроительной документации в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:21:0111002:0004, по осуществлению кадастрового учета этого участка не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы как смежного землепользователя, обратился в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из того, что допущенные кадастровой палатой и Управлением Роснедвижимости нарушения требований Закона о земельном кадастре при проведении кадастрового учета спорного земельного участка, в частности: с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельного участка обратилось ненадлежащее лицо, площадь земельного участка меньше минимального размера, установленного для земель сельскохозяйственного назначения, не привели к нарушению прав и законных интересов заявителя. Кроме того, суд указал на отсутствие в материалах дела сведений о наложении (пересечении) границ спорного земельного участка и участка заявителя или об иных обстоятельствах, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов заявителя как смежного землепользователя.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными действиями своих прав и законных интересов.
На основании ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве, в редакции, действовавшей на момент оспариваемых действий) межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. Межевание объекта землеустройства включает в себя в частности определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование.
В соответствии с п. 4 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет) при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
В силу п. 6 ст. 19 Закона о земельном кадастре проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
В ст. 20 Закона о земельном кадастре предусмотрены основания приостановления проведения государственного кадастрового учета земельных участков или отказа в проведении государственного кадастрового учета земельных участков.
Согласно п. 3 ст. 20 Закона о земельном кадастре в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано, в частности, если с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратились ненадлежащее лицо; при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей; площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
В соответствии с п. 9, 10 Положения о проведении территориального землеустройства от 07.06.2002 N 396 (утратило силу с 29.06.2009) работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России. При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ. Отсутствие надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения этих работ.
При рассмотрении заявленных требований суды исходили из положений указанных нормативных актов, а также из разъяснений, содержащихся в методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства от 17.02.2003, разработанных в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства от 07.06.2002 N 396, согласно которым межевание объектов землеустройства проводится как технический этап реализации утвержденных проектных решений о местоположении границ объектов землеустройства при образовании новых или упорядочении существующих объектов землеустройства. Перед процедурой согласования границ объекта землеустройства они предварительно обозначаются на местности в соответствии с имеющимися сведениями государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной документацией и (или) иными сведениями (п. 14.2). Процедура согласования границ (границы) не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром (п. 14.5).
Судами установлено, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2004 году при отсутствии согласования границ со смежным землепользователем - обществом "Эксилит-1".
Собственником земельного участка, принадлежавшего указанному обществу, заявитель стал в 2007 году.
При этом общество "Эксилит-1" от самостоятельных требований по настоящему делу отказалось. Действия Управления Роснедвижимости по внесению в 2004 году в государственный земельный кадастр сведений о земельном участке указанным лицом не оспорены, по его требованию незаконными не признаны.
Судами установлено, что конечной целью проведения землеустроительных работ в данном случае являлось определение достоверной площади и установление фактических границ земельных участков для постановки их на кадастровый учет, предоставление данных для государственной регистрации прав землепользователей. Указанные землеустроительные и кадастровые работы по упорядочению объекта землеустройства, проводимые в соответствии со ст. 16 Закона о землеустройстве (действовавшей на момент осуществления оспариваемых действий), представляют собой самостоятельный вид работ и не отнесены к способом образования новых земельных участков, при которых происходит ликвидация существующего объекта землеустройства.
Судами принято во внимание, что в материалах дела отсутствуют сведения о наложении границ спорных земельных участков или об иных обстоятельствах, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов заявителя как смежного землепользователя в связи с нарушениями, на которые он ссылается в обоснование своих требований.
Суды установили, что с заявкой о проведении государственного кадастрового учета спорного земельного участка обратилось ненадлежащее лицо; площадь спорного земельного участка, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера установленного ст. 3 Закона Челябинской области от 28.08.2003 N 174-ЗО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области" для земель сельскохозяйственного назначения.
Однако, с учетом изложенных выше обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявителем не доказано, что допущенные нарушения в рассматриваемом случае свидетельствуют о нарушении прав заявителя и должны послужить основанием для удовлетворения заявления в порядке, установленном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, иные обстоятельства, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, не имеют значения для результатов рассмотрения настоящего спора, они были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, оснований для отмены решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2009 по делу N А76-8901/2009-50-172 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Костаняна Геворка Сережаевича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2009 г. N Ф09-10001/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника