В целях реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе", Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года Пр-1568, Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года N 2-ОЗ "О противодействии коррупции в Свердловской области", Плана противодействия коррупции в Свердловской области на 2008-2009 годы, утвержденного Губернатором Свердловской области 26 сентября 2008 год, руководствуясь ст. 21 Устава Серовского городского округа, Дума Серовского городского округа решила:
1. Утвердить Положение о проведении в Серовском городском округе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов (прилагается).
2. Администрации Серовского городского округа (Овчинников В.И.) организовать проведение антикоррупционной экспертизы проектов принимаемых муниципальных нормативных правовых актов, а также действующих муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с утвержденным Положением.
3. Опубликовать настоящее решение в приложении к газете "Серовский рабочий", "Муниципальный вестник".
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комиссию по местному самоуправлению и правопорядку.
Глава Серовского |
В.Ф. Анисимов |
Положение
о проведении в Серовском городском округе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов
(утв. решением Думы Серовского городского округа от 24 ноября 2009 г. N 244)
Глава 1. Общие положения
1. В настоящем Положении в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе" и Законом Свердловской области от 20 февраля 2009 года N 2-ОЗ "О противодействии коррупции в Свердловской области" регулируются отношения, связанные с проведением в Серовском городском округе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее также - антикоррупционная экспертиза), в том числе определяются:
1) понятие и виды антикоррупционной экспертизы, общий порядок ее проведения;
2) порядок проведения антикоррупционной экспертизы;
3) правила проведения антикоррупционной экспертизы и оформления заключения по результатам ее проведения.
2. Выявление коррупциогенных факторов в муниципальных нормативных правовых актах и проектах муниципальных нормативных правовых актов осуществляется согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
3. В порядке, предусмотренном настоящим Положением, осуществляется проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых Думой Серовского городского округа, главой Серовского городского округа, администрацией Серовского городского округа, а также проведение антикоррупционной экспертизы проектов таких муниципальных нормативных правовых актов.
Глава 2. Понятие и виды антикоррупционной экспертизы, общий порядок ее проведения
4. Антикоррупционная экспертиза - это выявление в муниципальных нормативных правовых актах и проектах муниципальных нормативных правовых актов коррупциогенных факторов.
5. В Серовском городском округе осуществляются внутренняя, независимая (научная) и общественная антикоррупционная экспертиза.
6. Внутренняя антикоррупционная экспертиза осуществляется органами местного самоуправления Серовского городского округа, их подразделениями, лицами, замещающими муниципальные должности, и (или) муниципальными служащими. Организация антикоррупционной экспертизы, анализ эффективности ее проведения осуществляется рабочей группой для осуществления антикоррупционной экспертизы (далее - рабочая группа), состав которой утверждается постановлением главы Серовского городского округа.
По результатам внутренней антикоррупционной экспертизы составляется письменное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению.
7. Для оценки качества муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, а также для получения предложений по их совершенствованию может проводиться независимая (научная) антикоррупционная экспертиза на возмездной или безвозмездной основе.
Независимая (научная) антикоррупционная экспертиза осуществляется научными учреждениями, высшими учебными заведениями, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов соответствующего профиля, а также иными компетентными организациями и лицами.
В качестве независимых экспертов привлекаются ученые и специалисты, не принимавшие непосредственного участия в разработке муниципального нормативного правового акта или проекта муниципального нормативного правового акта, направляемого для проведения антикоррупционной экспертизы.
В качестве независимых экспертов не могут привлекаться депутаты Думы Серовского городского округа, лица, замещающие муниципальные должности, а также муниципальные служащие.
8. Общественная антикоррупционная экспертиза может проводиться для учета общественно значимых интересов граждан и общественных объединений и получения предложений по совершенствованию муниципальных нормативных правовых актов и проектов таких актов. Общественная антикоррупционная экспертиза осуществляется самостоятельно в инициативном порядке за счет собственных средств общественными организациями, иными институтами гражданского общества и гражданами.
В целях обеспечения проведения общественной антикоррупционной экспертизы объявление о проведении антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта, ее сроках, текст документа, проходящего экспертизу, размещается рабочей группой на официальном сайте администрации Серовского городского округа в сети Интернет не позднее следующего рабочего дня с начала экспертизы.
9. По результатам независимой (научной) и общественной антикоррупционной экспертизы составляются письменные заключения, в которых должны быть указаны выявленные в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
Заключение по результатам независимой (научной) и общественной антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
10. В случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством, антикоррупционная экспертиза осуществляется органами юстиции, иными государственными органами Российской Федерации и государственными органами Свердловской области.
Глава 3. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов
11. При подготовке проектов муниципальных нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза осуществляется разработчиком такого проекта в форме анализа содержания его норм. Коррупциогенные факторы, выявленные в ходе проведения анализа норм проекта муниципального нормативного правового акта, должны быть устранены до его внесения в орган или должностному лицу, к полномочиям которого в соответствии с Уставом Серовского городского округа отнесено издание соответствующего, муниципального нормативного правового акта.
12. Результаты анализа проекта муниципального нормативного правового акта, проведенного в ходе его разработки, отражаются в листе согласования к проекту муниципального нормативного правового акта в виде утверждения об отсутствии в проекте норм, содержащих коррупциогенные факторы.
В случае, если проект муниципального нормативного правового акта в ходе его разработки направлялся для проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз, к проекту прилагаются соответствующие экспертные заключения. В случае, если в сроки, установленные для проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз, не поступило экспертных заключений, в листе согласования указывается, что в результате проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз не выявлено коррупциогенных факторов.
13. После внесения проекта муниципального нормативного правового акта в орган или должностному лицу, к полномочиям которого отнесено издание соответствующего муниципального нормативного правового акта, проводятся внутренняя правовая и антикоррупционная экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта.
В проведении антикоррупционной экспертизы участвуют не менее 2 экспертов, при этом один является представителем правового управления администрации Серовского городского округа, второй - иным членом рабочей группы - экспертом.
14. Результатом проведения внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта являются выявленные в его нормах коррупциогенные факторы или вывод об их отсутствии. Результаты проведенной антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта в случае выявления коррупциогенных факторов оформляются в составе заключения, подготавливаемого по итогам проведения его правовой экспертизы, с соблюдением правил, предусмотренных в главе 5 настоящего Положения, и подписывается двумя экспертами, в случае отсутствия коррупциогенных факторов результаты отражаются в листе согласования к проекту муниципального нормативного правового акта в виде утверждения об отсутствии в проекте норм, содержащих коррупциогенные факторы.
15. В случае, если проект муниципального нормативного правового акта направлялся для проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционной экспертиз, к проекту наряду с заключением внутренней экспертизы прилагаются соответствующие экспертные заключения. В случае, если в сроки, установленные для проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз, не поступило экспертных заключений, считается, что в результате проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз не выявлено коррупциогенных факторов.
Глава 4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
16. Внутренняя антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов организуется администрацией Серовского городского округа и проводится в соответствии с перечнем, утверждаемым руководителем рабочей группы.
17. В перечень, указанный в пункте 16 настоящего Положения, в обязательном порядке включаются муниципальные нормативные правовые акты, при принятии которых не проводилась антикоррупционная экспертиза их проектов, а также муниципальные нормативные правовые акты, по применению которых поступали обращения граждан и организаций.
18. При утверждении перечня проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов указываются сведения о муниципальных нормативных правовых актах и внесенных в них изменениях, сроки проведения антикоррупционной экспертизы и подготовки соответствующего заключения, а также лица, ответственные за проведение антикоррупционной экспертизы.
19. Результатом проведения внутренней антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта являются выявленные в его нормах коррупциогенные факторы или вывод об их отсутствии. Результаты проведенной антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта оформляются в виде заключения, подготавливаемого с соблюдением правил, предусмотренных в главе 5 настоящего Положения, и направляются руководителю органа или должностному лицу, принявшему муниципальный нормативный правовой акт.
Глава 5. Правила проведения антикоррупционной экспертизы и оформления заключения по результатам ее проведения
20. По результатам внутренней антикоррупционной экспертизы составляется самостоятельное письменное заключение либо результаты ее проведения предусматриваются в составе заключения по итогам проведенной правовой экспертизы.
Самостоятельное заключение по результатам внутренней антикоррупционной экспертизы может оформляться в случае проведения повторной антикоррупционной экспертизы либо если муниципальный нормативный правовой акт или проект муниципального нормативного правового акта представлен специально для проведения антикоррупционной экспертизы.
21. При проведении антикоррупционной экспертизы осуществляется анализ норм права, содержащихся в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта, включающий оценку предмета правового регулирования анализируемого акта, его целей и задач.
22. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы анализу подвергается каждая правовая норма, которая исследуется на наличие коррупциогенных факторов.
23. В случае выявления коррупциогенных факторов, в заключении указывается структурный элемент правового акта и коррупциогенные факторы, которые в нем содержатся. При этом приводятся обоснование выявления каждого из коррупциогенных факторов и рекомендации по его устранению.
24. В случае выявления в муниципальном нормативном правовом акте или в проекте муниципального нормативного правового акта положений, не относящихся к числу коррупциогенных факторов, но которые могут способствовать проявлениям коррупции, в заключении также предусматриваются рекомендации по их устранению.
25. Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупциогенных факторов направляется разработчикам соответствующего проекта для устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы вступившего в силу муниципального нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупциогенных факторов, направляется руководителю органа или должностному лицу, принявшему этот муниципальный нормативный правовой акт, с предложениями о внесении в него изменений с целью устранения выявленных коррупциогенных факторов.
26. В случае несогласия с содержащимися в заключениях по результатам независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз выводами о наличии в муниципальном нормативном правовом акте или проекте коррупциогенных факторов, орган или должностное лицо, к полномочиям которого отнесено принятие этого муниципального нормативного правового акта, направляет лицу или организации, подготовившим соответствующее экспертное заключение, мотивированное обоснование выраженного несогласия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В Положении определяются понятие, виды антикоррупционной экспертизы (внутренняя, независимая (научная) и общественная), общий порядок, правила ее проведения, а также правила оформления заключения по результатам проведения.
Выявление коррупциогенных факторов в муниципальных нормативных правовых актах и проектах муниципальных нормативных правовых актов осуществляется согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Проводится антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых Думой, главой и администрацией Серовского городского округа, а также проектов таких муниципальных нормативных правовых актов.
Решение Думы Серовского городского округа Свердловской области от 24 ноября 2009 г. N 244 "Об утверждении Положения о проведении в Серовском городском округе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов"
Текст решения опубликован в газете "Муниципальный вестник" (приложение к газете "Серовский рабочий") от 26 ноября 2009 г. N 44 стр. 5