Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 августа 2009 г. N Ф09-5683/09-С4
Дело N А71-1718/2009-А18
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Азанова П.А., судей Мальцевой Т.С., Матанцева И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.04.2009 по делу N А71-1718/2009-А18 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 по тому же делу по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кирову к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике, третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Нурия" (далее - общество), о признании недействительным решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кирову обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением, в котором просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике от 18.12.2008 N 3756 о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества.
Решением суда от 02.04.2009 (судья Буторина Г.П.) требования заявителя удовлетворены: решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике от 18.12.2008 N 3756 о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества, признано незаконным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 (судьи Голубцов В.Г., Грибиниченко О.Г., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - ст. 4, 5, 6, 9, 17, 23-25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, оснований для признания незаконным решения регистрирующего органа о внесении изменений в учредительные документы общества, не имеется, поскольку для регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества, был представлен весь перечень необходимых документов, в том числе соответствующее заявление, подписанное директором общества Клюжевым С.Н., и чек-ордер от 04.12.2008 N 90 об оплате госпошлины в бюджет Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кирову просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что на момент подписания заявления - 02.12.2008 - и на момент уплаты госпошлины -04.12.2008 - Клюжев С.Н. не являлся директором общества, следовательно, не мог совершать действия по уплате госпошлины и подписанию заявления от имени общества.
Как следует из материалов дела, единственным участником общества Клюжевым С.Н. 08.12.2008 приняты решения о досрочном прекращении полномочий директора общества Шарахмуллина В.В., возложении функций исполнения обязанностей директора общества на Клюжева С.Н. и внесении изменений в Устав общества ввиду изменения адреса места нахождения общества.
Согласно расписке в получении документов, 15.12.2008 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике поступило заявление общества о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, связанных с изменением сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица, а также Устав общества, решение о внесении изменений в учредительные документы и документ об уплате государственной пошлины. При этом заявление подписано Клюжевым С.Н., подпись которого удостоверена нотариусом 02.12.2008, госпошлина оплачена Клюжевым С.Н. чеком-ордером от 04.12.2008 N 90.
По результатам рассмотрения представленных документов Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике принято решение от 18.12.2008 N 3756 о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества. В связи с изменением места нахождения общества в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о передаче регистрационного дела общества в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кирову; регистрационное дело передано в указанную инспекцию для постановки общества на учет по новому месту нахождения.
Полагая, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике от 18.12.2008 N 3756 противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Российской Федерации и третьих лиц, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кирову обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленных требований Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кирову ссылается на то, что у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике отсутствовали основания для принятия решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поскольку заявление подписано неуполномоченным лицом, так как на момент его подписания - 02.12.2008 Клюжев С.И. не являлся директором общества, приложенный документ об оплате госпошлины не свидетельствует о том, что госпошлина оплачена заявителем - обществом.
Суды признали доводы заявителя обоснованными и удовлетворили его требование, исходя из отсутствия у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике правовых оснований для принятия решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Суды пришли к выводу о том, что заявителем в регистрирующий орган не был представлен полный пакет документов, определенных ст. 17 Закона о регистрации, в связи с тем, что заявление подписано неуполномоченным лицом, приложенный к заявлению чек-ордер от 04.12.2008 не подтверждает факт оплаты госпошлины именно обществом.
Данные выводы судов являются ошибочными.
На основании абз. 5 п. 1 ст. 9 Закона о регистрации (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления) заявителем при государственной регистрации юридического лица может являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Заявление, предоставляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1 ст. 9 Закона о регистрации).
В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 33, ст. 39, 40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" полномочия исполнительного органа возникают с момента его избрания. Согласно решению единственного участника общества с 08.12.2008 единоличным постоянно действующим исполнительным органом общества является вновь избранный директор -Клюжев СИ. Следовательно, на момент представления документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества (15.12.2008), Клюжев С.И. являлся руководителем общества, то есть мог выступать заявителем при государственной регистрации.
Требования по оформлению заявления по форме N Р13001: наличие подписи уполномоченного лица с указанием его паспортных данных, а также нотариального удостоверения подписи, заявителем соблюдены.
То обстоятельство, что удостоверение подписи Клюжева С.Н. произведено нотариусом ранее даты назначения его на должность директора не лишает последнего полномочий исполнительного органа юридического лица.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что заявление общества о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, соответствует требованиям Закона о регистрации.
В силу ст. 12, 14, 17, 21 Закона о регистрации одним из условий совершения регистрирующим органом юридически значимых действий является их оплата государственной пошлиной.
Из положений ст. 45, 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно уплатить ее в бюджет. Возможность уплаты государственной пошлины за заявителя иным лицом законодательством прямо не предусмотрена.
Как видно из материалов дела, госпошлина за проведение регистрационных действий по внесению изменений в учредительные документы общества оплачена Клюжевым С.Н. чеком-ордером от 04.12.2008 N 90.
Между тем, учитывая, что в данном случае государственная пошлина от имени лица, обратившегося за совершением юридически значимых действий -общества, уплачена Клюжевым С.Н., являвшимся на момент обращения исполнительным органом юридического лица, названное обстоятельство не может являться основанием для отказа в совершении действий по регистрации изменений в учредительные документы общества.
Поскольку в представленном платежном документе платежные реквизиты указаны правильно, государственная пошлина за осуществление регистрационных действий перечислена в федеральный бюджет, право Российской Федерации на взимание государственной пошлины в данном случае не нарушено.
Таким образом, заявителем в регистрирующий орган был представлен весь пакет документов, предусмотренных ст. 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
При таких обстоятельствах основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, отсутствовали, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике правомерно принято решение от 18.12.2008 N 3756 о государственной регистрации.
Так как доказательств нарушения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике требований Закона о регистрации не представлено, оснований для признания оспариваемого решения недействительным у судов не имелось.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает возможным в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции об удовлетворении требований о признании недействительным решения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике от 18.12.2008 N 3756, в удовлетворении названного заявления отказать.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.04.2009 по делу N А71-1718/2009-А18 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кирову о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике N 3756 от 18.12.2008 о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Нурия", как не соответствующего Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 августа 2009 г. N Ф09-5683/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника