Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 сентября 2009 г. N Ф09-6597/09-С6
Дело N А60-40103/2008-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Мындря Д.И., судей Маликовой Э.М., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области (далее - Минприроды) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.04.2009 по делу N А60-40103/2008-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Дерней" (далее - общество "Дерней") -Хохрякова Н.Ю. (доверенность от 05.01.2009).
Общество "Дерней" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Минприроды от 25.11.2008 N 06-04-6669/8 в заключении договора аренды лесного участка и обязании заключить договор аренды лесного участка с 7 по 34 квартал Четкаринского участкового лесничества, участок 2-й Южный.
Решением суда от 02.04.2009 (судья Италмасова Е.Г.) требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 (судьи Савельева Н.М., Осипова С.П., Мещерякова Т.П.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минприроды просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 43 - 45, 74 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006, ст. 40, 42 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что указанными положениями Лесного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона, и у общества "Дерней" такие основания отсутствуют. Кроме того, заявитель указывает на то, что у общества "Дерней" и у его правопредшественника - колхоза имени Ленина, имелась возможность оформить договор безвозмездного пользования в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997, которой они необоснованно не воспользовались. По мнению заявителя, в соответствии со ст. 40, 42 Земельного кодекса Российской Федерации принадлежность обществу "Дерней" земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не порождает исключительного права заявителя на пользование лесными насаждениями, произрастающими на этом земельном участке.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Дерней" просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, так как считает доводы заявителя несостоятельными.
Законность обжалуемых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в том числе государственным актом на право пользования землей от 04.04.1980, п. 6 постановления главы администрации Пышминского района от 19.11.1992 N 247, свидетельством о праве на землю от 13.12.1993 N 57, колхозу имени Ленина в бессрочное (постоянное) пользование был предоставлен земельный участок, занятый лесами, площадью 3 935 га.
Общество "Дерней", являясь в результате преобразования правопреемником колхоза имени Ленина (впоследствии - сельскохозяйственного кооператива "Колхоз имени Ленина"), 14.11.2008 обратилось в Минприроды с заявлением о заключении договора аренды лесных участков, расположенных в Камышловском лесничестве на площади 3935 га.
Минприроды в письме от 25.11.2008 N 06-04-6669/8 указало, что колхоз имени Ленина ранее не заключал с государственным учреждением "Свердловскагролес" договор безвозмездного пользования лесным участком в соответствии с Положением о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 224, и постановлением Правительства Свердловской области от 10.06.1998 N 606-п "О порядке использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций"; Минприроды уполномочено на приведение договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации на основании заявления о переоформлении соответствующего договора. В связи с этим Минприроды сообщило об отказе в заключении договора аренды для заготовки древесины и о том, что в дальнейшем договор аренды может быть заключен по результатам аукциона.
Общество "Дерней", полагая, что отказ является незаконным и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с заявлением, рассматриваемым в настоящем деле, ссылаясь на положения ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 (в первоначальной редакции) участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передаются им в безвозмездное пользование.
В силу ст. 36 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 (в первоначальной редакции) по договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесных хозяйством обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
Постановлением Правительства Свердловской области от 10.06.1998 N 606-п "О порядке использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций" (признано утратившим силу постановлением Правительства Свердловской области от 14.01.2005 N 4-ПП) в соответствии со ст. 36, 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 22.01.1997 определен уполномоченный орган по заключению договоров - государственное учреждение "Свердловскагролес", которому (в первоначальной редакции) поручено предоставить сельскохозяйственным организациям области леса, находящиеся в границах их землепользовании, в безвозмездное пользование без прекращения права постоянного пользования земельными участками.
Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ внесены изменения в ст. 36, 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 22.01.1997.
В соответствии со ст. 130 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции указанного Федерального закона участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, могут предоставляться сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование в целях обеспечения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах в соответствии со ст. 36 названного Кодекса.
По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязуется предоставить лесопользователю в случае, предусмотренном ст. 130 названного Кодекса, участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до 99 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со ст. 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации (ст. 36 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ).
В силу п. 7, 8 Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 224 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2005 N 650), договоры подлежали заключению по письменному заявлению сельскохозяйственной организации, направляемому в адрес лесхоза или организации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с изменениями, внесенными в Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997, постановлением Правительства Свердловской области от 05.08.2005 N 623-ПП утвержден Устав государственного учреждения "Свердловское управление сельскими лесами". Согласно подп. 1 п. 22 названного Устава указанное учреждение уполномочено на заключение соответствующих договоров на основании решения Правительства Свердловской области о предоставлении участков сельских лесов в безвозмездное пользование.
Исходя из указанных норм, суды пришли к выводу, что на территории Свердловской области учреждениями, уполномоченными на заключение договоров, до 2005 года являлось государственное учреждение "Свердловскагролес", а с октября 2005 года - государственное учреждение "Управление сельскими лесами".
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) с 01.01.2007 введен в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации.
В ст. 1, 94 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 закреплен принцип платности использования лесов.
Исходя из п. 8 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки для заготовки древесины предоставляются организациям на основании договора аренды лесных участков. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается, по общему правилу, по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом ст. 4 Вводного закона установлено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда должны быть приведены в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. Для приведения этих договоров в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Министерством природных ресурсов Российской Федерации издан приказ от 04.10.2007 N 258, которым утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
В указанном нормативном акте установлено, что переоформление договоров производится на основании заявлений лиц, использующих соответствующие лесные участки. Заявление подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование. По результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган выносит решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Согласно п. 2 постановления Правительства Свердловской области от 26.10.2007 N 1046-ПП Министерство природных ресурсов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению лесными участками, находящимися в государственной собственности Свердловской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 2 Положения о Министерстве природных ресурсов Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26 октября 2007 г. N 1046-ПП
Оценив имеющиеся в деле доказательства с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, суды установили, что общество "Дерней" обратилось в Минприроды с заявлением от 14.11.2008 исходя из положений ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258.
Судами принято во внимание, что до 01.01.2007 колхоз имени Ленина, а впоследствии - сельскохозяйственный кооператив "Колхоз имени Ленина", договор безвозмездного пользования лесным участком с уполномоченными на это учреждениями не заключал.
Вместе с тем, установив, что общество "Дерней" пользуется лесными участками, являясь правопреемником колхоза имени Ленина, которому было предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования соответствующими лесными площадями в размере 3 935 га, не прекращенное в установленном порядке (п. 3 ст. 20, п. 1 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации), суды пришли к выводу о том, что выставление данного участка на аукцион в порядке, предусмотренном ст. 74, 79-80 Лесного кодекса Российской Федерации от 01.01.2007, приведет к нарушению прав общества "Дерней".
Судом апелляционной инстанции также отмечено, что специальными нормами лесного законодательства не урегулирован вопрос о порядке заключения договоров аренды лесного участка с организациями, обладающими правом постоянного (бессрочного) пользования земельными участками лесного фонда, возникшим до 01.01.2007, и обратившимися с заявлением о заключении договора аренды после указанной даты.
Принимая во внимание указанные обстоятельства и исходя из смысла вышеприведенных норм, суды признали, что в данном случае подлежит применению процедура оформления договоров аренды, предусмотренная Порядком приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258.
С учетом изложенного следует признать правомерными выводы судов о необоснованности отказа Минприроды обществу "Дерней" в заключении договора аренды лесного участка без проведения аукциона, а также возложение на Минприроды обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Дерней" путем заключения договора аренды лесного участка (п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылки заявителя кассационной жалобы на отсутствие у общества "Дерней" права на получение спорного лесного участка в аренду без аукциона отклоняются как направленные на переоценку доказательств, которые оценены судами в соответствии со ст. 66, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом оснований обжалуемого отказа, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, и положений нормативных актов, примененных судами к обстоятельствам настоящего дела (ч. 1, 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.04.2009 по делу N А60-40103/2008-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 сентября 2009 г. N Ф09-6597/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника