Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 декабря 2009 г. N Ф09-10192/09-С2
Дело N А76-25248/2008-44-709/65
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Артемьевой Н.А., судей Кангина А.В., Юртаевой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2009 по делу N А76-25248/2008-44-709/65 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества "Магнитострой" (далее - общество "Магнитострой", налогоплательщик) к инспекции, третье лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Магнитогорска, о признании частично недействительным решения.
В судебном заседании приняли участие представители инспекции - Ильиных О.Н. (доверенность от 04.02.2009 N 02-53-05), Литвиненко И.В. (доверенность от 01.1 2.2009 N 02-50-42).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Общество "Магнитострой" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к инспекции с заявлением о признании недействительным ее решения от 29.09.2008 N 25 в части начисления налога на прибыль в сумме 6505867 руб., земельного налога в сумме 1228099 руб. 69 коп., единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 6462712 руб., налога на доходы физических лиц (далее -НДФЛ) в сумме 2573258 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 3479926 руб., соответствующих сумм пеней, штрафов по п. 1 ст. 122, ст. 123 с учетом п. 4 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предложения внести изменения в налоговую и бухгалтерскую отчетность в части уменьшения убытка за 2005 год в сумме 20227137 руб.
Определением суда от 09.12.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Магнитогорска.
Решением суда от 18.02.2009 (судья Елькина Л.А.) заявленные требования удовлетворены частично. Решение инспекции признано недействительным в части предложения уплатить налог на прибыль в сумме 6505867 руб., земельный налог в сумме 1228099 руб. 69 коп., ЕСН в сумме 6462712 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 3479926 руб.; предложения удержать НДФЛ в сумме 2573258 руб. непосредственно из доходов налогоплательщика при очередной выплате дохода в денежной форме; начисления штрафа за неуплату налога на прибыль в сумме 1301173 руб. и в сумме 1301173 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 175363 руб. и в сумме 543543 руб., земельного налога в сумме 245620 руб. и в сумме 10477 руб., НДФЛ в сумме 514652 руб.; начисления пени; предложения внести соответствующие изменения в бухгалтерскую и налоговую отчетность в части уменьшения убытка за 2005 год в сумме 482289 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 (судьи Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А., Толкунов В.М.) решение суда в части удовлетворения требований общества "Магнитострой" о признании недействительным решения инспекции по начислению земельного налога в сумме 1228099 руб. 69 коп. и пеней отменено. В указанной части в удовлетворении требований отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части удовлетворенных требований общества "Магнитострой" отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению заявителя жалобы, удостоверение N 2966 предусматривает направление обществом "Магнитострой" выделенных в качестве технической помощи денежных средств исключительно на цели, в счет которых они были перечислены, перечисление денежных средств на иные цели данное удостоверение не предусматривает. Первичные бухгалтерские документы налогоплательщика свидетельствуют о том, что средства, полученные в виде безвозмездной помою и, лишь частично израсходованы на строительные работы, определенные договором субподряда RCWDF-30048 от 18.04.2001, заключенным между налогоплательщиком и инженерным корпусом Сухопутных войск Министерства обороны США, в лице компании Парсонс Глобал Сервисез Инк. Полученный таким образом обществом "Магнитострой" доход является внереализационным и должен быть учтен при исчислении налога на прибыль. Также инспекция считает ошибочным вывод судов о том, что компенсационные выплаты работникам общества "Магнитострой" за вредные условия труда подлежат обложению НДФЛ и ЕСН, поскольку входят в систему оплаты труда. Инспекция настаивает на правомерном применении налоговых санкций, предусмотренных п. 1 ст. 122 Кодекса, и указывает на наличие обстоятельств, отягчающих ответственность, с учетом которых размеры штрафов увеличиваются на 100 процентов.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества "Магнитострой" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе по НДС за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, по налогу на прибыль за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, по земельному налогу за период с 01.07.2005 по 31.12.2006, по ЕСН за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, по НДФЛ за период с 08.08.2005 по 02.03.2008, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, по результатам которой составлен акт от 26.08.2008 N 10 и вынесено решение от 29.09.2008 N 25. Данным решением обществу "Магнитострой" начислены налоги, в том числе налог на прибыль в сумме 6505867 руб., земельный налог в сумме 1228099 руб. 69 коп., ЕСН в сумме 6462712 руб.; предложено удержать и перечислить НДФЛ в сумме 2573258 руб., уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 3479926 руб., начислены пени. Общество "Магнитострой" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122, ст. 123 с применением п. 4 ст. 114 Кодекса в виде уплаты штрафов в общей сумме 6067472 руб.
Основанием для начисления налога на прибыль за 2006 год в сумме 6400124 руб., пеней, штрафов и уменьшения убытка за 2005 год на сумму 4812289 руб. послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом "Магнитострой" льготы, предусмотренной подп. 6 п. 1 ст. 251 Кодекса. По условиям Международного соглашения между Российской Федерацией и Соединенными штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозок, хранения и уничтожения оружия и предотвращения оружия, только подрядные организации США имеют налоговые льготы при выполнении работ по оказанию технической помощи (содействия), налогоплательщиком часть поступивших средств в рамках безвозмездной помощи использована не по целевому назначению.
Начисляя обществу "Магнитострой" за 2005-2006 годы НДФЛ в сумме 2573258 руб., ЕСН в сумме 6462712 руб. и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 3479926 руб., пени и штрафы, инспекция исходила из того, что налогоплательщик необоснованно не включил в состав налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов выплаты, произведенные своим работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, как повышающие размер оплаты труда.
Полагая, что решение инспекции от 29.09.2008 N 25 в указанной части не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, общество "Магнитострой" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из правомерности применения налогоплательщиком льготы, предусмотренной подп. 6 п. 1 ст. 251 Кодекса, поскольку полученные им денежные средства надлежащим образом израсходованы на конкретные работы, определенные договором субподряда; неправомерности начисления НДФЛ, ЕСН и страховых взносов, так как выплаты, произведенные налогоплательщиком своим работникам, являются компенсационными. Апелляционный суд указал на отсутствие вины налогоплательщика в неуплате земельного налога. Кроме того, суды сделали вывод об отсутствии оснований для применения инспекцией п. 4 ст. 114 Кодекса при определении размеров штрафов.
Выводы судов являются правильными и соответствуют законодательству о налогах и сборах.
Налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы, то есть определенные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, при наличии оснований и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах (подп. 3 п. 1 ст. 21, ст. 56 Кодекса).
В соответствии о подп. 6 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".
Согласно ст. 1 данного Закона, безвозмездная помощь (содействие) -средства, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи), на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что налогоплательщик заключил с инженерным корпусом Сухопутных войск Министерства обороны США в лице компании Парсонс Глобал Сервисез Инк. договор субподряда RCWDF-30048 от 18.04.2001 на осуществление работ по строительству Российского комплекса по уничтожению химического оружия вблизи г. Щучье Курганской области. Для выполнения строительных работ обществом "Магнитострой" получена техническая помощь, донором которой является Министерство обороны США. На указанную техническую помощь у налогоплательщика имеется удостоверение N 2966, подтверждающее принадлежность указанных средств к технической помощи. В 2005 году обществом "Магнитострой" получено от Министерства обороны США 86975333 руб. 78 коп., в 2006 году - 96302163 руб. 05 коп. Получение данных сумм соответствующим образом отражено в бухгалтерском учете налогоплательщика и подтверждено первичными документами. Субподрядные работы обществом "Магнитострой" на поступившие суммы выполнены, о чем свидетельствуют акты выполненных работ, подписанные обеими сторонами без претензий, а также счета-фактуры и справки формы КС-3.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили требования общества "Магнитострой" по данному эпизоду, признав неправомерным начисление налога на прибыль в сумме 6400124 руб., пеней, штрафа по п. 1 ст. 122 Кодекса с учетом п. 4 ст. 114 Кодекса в сумме 2560049 руб. 60 коп., а также предложения откорректировать налоговую и бухгалтерскую отчетность в части уменьшения убытка за 2005 год на 482289 руб.
В соответствии с п. 3 ст. 217 Кодекса не подлежат обложению НДФЛ (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Пунктом 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные гл. 24 Кодекса.
Объектом обложения ЕСН для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (п. 1 ст. 236 Кодекса).
Не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса.
К указанным выплатам относятся компенсации, устанавливаемые коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором на основании ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Компенсации в смысле ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда, не предназначенными для возмещения физическим лицам конкретных затрат, связанных с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что коллективным договором с учетом дополнительного соглашения к нему, актом независимой экспертизы оценки условий труда работников данного общества от 29.09.2004 N РОСТ.ПО.7400-3-172/1, приказами "О назначении компенсационных выплат работникам" налогоплательщик своим работникам установил доплаты за работы во вредных и опасных условиях труда. Компенсационные выплаты производились обществом "Магнитострой" на основании указанных документов и в соответствии со списками работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что такие выплаты не образуют объект налогообложения НДФЛ, ЕСН, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и правомерно удовлетворили заявленные требования общества "Магнитострой" в данной части.
В силу ст. 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 109 Кодекса).
Признавая недействительным решение инспекции в части начисления штрафа за неуплату земельного налога, апелляционный суд указал на обстоятельства, исключающие привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения: неоднократные обращения налогоплательщика в администрацию города с просьбой прекратить право постоянного бессрочного пользования на земельные участки, на которых расположены переданные обществом "Магнитострой" покупателям по договорам купли-продажи объекта недвижимого имущества, на ранее существовавшую судебную практику по данному вопросу, и сделал обоснованный вывод об отсутствии вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения.
Довод инспекции со ссылкой на п. 2 ст. 112 и п. 4 ст. 114 Кодекса о необходимости применения отягчающих ответственность обстоятельств судами исследован и отклонен, поскольку на дату принятия оспариваемого решения 12 месяцев, в течение которых налогоплательщик считался подвергнутым аналогичной налоговой санкции по решению инспекции от 21.12.2005 N 107 истекли.
Оснований для переоценки выводов судов и установленных фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, в связи с чем доводы жалобы инспекции подлежат отклонению.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 по делу N А76-25248/2008-44-709/65 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будет представлена в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 декабря 2009 г. N Ф09-10192/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника