Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 декабря 2009 г. N Ф09-10520/09-С1
Дело N А47-6213/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лукьянова В.А., судей Ященок Т.П., Слюняевой Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.08.2009 по делу N А47-6213/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2009 по указанному делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
государственного учреждения "Центр занятости населения г. Оренбурга" (далее - Центр занятости) - Кривошеинкова М.В. (доверенность от 18.12.2009);
Министерства труда и занятости населения Оренбургской области (далее - Министерство) - Семина О.Ю. (доверенность от 21.12.2009 N 30/3719/07-17).
Представители иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Центр занятости обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений управления от 25.06.2009 N 1/162, 1/163, 1/164, 1/165, 1/166, 1/167, 1/168 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство.
Решением суда от 05.08.2009 (судья Сиваракша В.И.) заявленные требования удовлетворены. Постановления управления от 25.06.2009 N 1/162, 1/163, 1/164, 1/165, 1/166, 1/167, 1/168, вынесенные в отношении Центра занятости, признаны незаконными и отменены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2009 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что нецелевое использование Центром занятости бюджетных средств выразилось в использовании их на расходы, не разрешенные нормативными документами, а не в использовании их не по тем кодам бюджетной классификации. Управление в кассационной жалобе указывает на то, что расходы по капитальному ремонту не должны производится за счет субвенций из федерального бюджета, в связи с чем расходование Центром занятости на капитальный ремонт административного здания денежных средств в общей сумме 8754486,16 руб. является нецелевым использованием, следовательно, привлечение Центра занятости к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.14 Кодекса является обоснованным.
Центр занятости в письменном отзыве на кассационную жалобу пояснил, что считает доводы управления несостоятельными, обжалуемые судебные акты -законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в период с 20.04.2009 по 22.05.2009 управлением проведена проверка использования Центром занятости субвенций, выделенных из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в субъектах Российской Федерации, за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.
В ходе проверки управлением установлено, что Центром занятости в проверяемый период на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений использовались средства в виде субвенций, предоставленных из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в общей сумме 8754486 руб. Поскольку Центром занятости осуществлялся капитальный ремонт здания и помещений, находящихся в собственности Оренбургской области, управление пришло к выводу о нецелевом использовании денежных средств.
По итогам проверки управлением составлены акт от 22.05.2009, по каждому факту перечисления денежных средств подрядчикам управлением составлены протоколы об административных правонарушениях от 22.06.2009 и вынесены постановления по делам об административных правонарушениях от 25.06.2009 N 1/162, 1/163, 1/164, 1/165, 1/166, 1/167, 1/168.
Полагая, что привлечение к административной ответственности является незаконным, Центр занятости обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о недоказанности наличия в действиях Центра занятости состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 Кодекса.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 15.14 Кодекса, образует деяние, выражающееся в использовании бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административные органы.
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), определяя правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, содержит в ст. 7.1 указание на то, что полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения переданы для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень названных полномочий содержится в ч. 1 указанной статьи.
Частями 2, 3 ст. 7.1 Закона о занятости населения установлено, что средства на осуществление переданных в соответствии с п. 1 названной статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с п. 1 данной статьи полномочий, определяется на основе методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности населения и поправочных коэффициентов, учитывающих уровень безработицы и размеры выплат пособий по безработице.
Методикой определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 35, установлено, что при определении размера субвенций учитывается объем затрат органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, объем затрат государственных учреждений службы занятости населения на осуществлением переданных полномочий, в том числе материальные затраты органа исполнительной власти, материальные затраты государственных учреждений службы занятости, в том числе услуги по содержанию имущества.
При этом в силу ч. 4, 5 ст. 7.1 Закона о занятости населения субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление указанных в п. 1 данной статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) установлен принцип адресности и целевой характер бюджетных средств. Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. При этом любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьей 289 Бюджетного кодекса понятие нецелевого использования бюджетных средств определено как направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Таким образом, целевое использование может быть достигнуто только при правомерности действий получателя средств федерального бюджета. В то же время нарушение бюджетного законодательства, приводящее к излишнему расходованию бюджетных средств, а также расходованию на цели, не соответствующее условиям назначения, следует считать нецелевым.
Согласно п. 1 ст. 18 Бюджетного кодекса для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 23.1 Бюджетного кодекса порядок применения классификации операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации в 2008 году установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Указания о порядке применения бюджетной классификации).
Из ч. 2 ст. 250 Бюджетного кодекса следует, что объем принятых денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета в текущем финансовом году, не должен превышать лимиты бюджетных обязательств в структуре показателей бюджетной классификации Российской Федерации.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (табл. 22 приложение 37 Распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и города Байконур на осуществление переданных полномочий Российской федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" на 2008 год) размер субвенций определен в сумме 358275,6 тыс. руб.
В соответствии с приложением N 6 к Закону Оренбургской области от 28.12.2007 N 1850/373-IV-O3 "Об областном бюджете на 2008 год" поступление доходов в областной бюджет в 2008 году в виде субвенций бюджетам на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий, определено в сумме 356334,4 тыс. руб. В ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2008 год расходы по осуществлению полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий, определены в сумме 228235,4 тыс. руб.
В силу Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении, аренде или безвозмездном пользовании, в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, в том числе на пусконаладочные работы, техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт имущества (зданий, сооружений, помещений, машин и оборудования, инвентаря, автомобильных дорог и искусственных сооружений на них).
При этом на основании п. 13 Положения о Министерстве труда и занятости населения Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 01.11.2007 N 141-ук, Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета, предусмотренных на реализацию полномочий.
Судами установлено, что Министерством как главным распорядителем бюджетных средств уведомлением N 5 о бюджетных ассигнованиях (лимитах бюджетных обязательств) из областного бюджета на 2008 год до Центра занятости доведен лимит бюджетных обязательств по подстатье 225 "Расходы, услуги по содержанию имущества" в сумме 9761,03 тыс. руб.
Расходным уведомлением от 08.10.2008 N 026/00402/041 до Центра занятости доведены лимиты бюджетных обязательств по подстатье 225 в сумме 7730000 руб. на проведение капитального ремонта фасада и кровли административного здания. Расходным уведомлением от 08.12.2008 N 026/00402/055 до Центра занятости доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств по подстатье 225 в сумме 453160 руб. на проведение капитального ремонта фасада и кровли административного здания. Расходным уведомлением от 15.12.2008 N 026/00402/056 до Центра занятости доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств по подстатье 225 в сумме 319240 руб. на проведение капитального ремонта фасада и кровли административного здания.
Министром труда и занятости населения Оренбургской области 31.12.2008 утверждена смета расходов Центра занятости (по подстатье 225 в сумме 9761,03 тыс. руб.).
Учитывая, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств, а также то, что до Центра занятости были доведены денежные средства, уже отнесенные Министерством к подстатье 225 "Расходы, услуги по содержанию имущества" и, принимая во внимание, что факт выполнения Центром занятости работ по капитальному ремонту и перечисление им подрядным организациям денежных средств в пределах предоставляемых субвенций материалами дела подтвержден, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности управлением нарушения Центром занятости порядка использования субвенций для осуществления полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования о признании незаконными и отмене постановлений управления от 25.06.2009 N 1/162, 1/163, 1/164, 1/165, 1/166, 1/167, 1/168 о привлечении Центра занятости к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.14 Кодекса.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.08.2009 по делу N А47-6213/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2009 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будет представлена в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 декабря 2009 г. N Ф09-10520/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника