Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 декабря 2009 г. N Ф09-10513/09-С3
Дело N А47-4531/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Глазыриной Т.Ю., судей Дубровского В.И., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.08.2009 по делу N А47-4531/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Полякова О.П. (доверенность от 18.02.2009 N 01/06521).
Представители открытого акционерного общества "Гайский завод по обработке цветных металлов" (далее - общество, налогоплательщик), о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенного надлежащим образом путем направления копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 12.03.2009 N 12-18/595 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа в сумме 278 168 руб. 10 коп.
Решением суда от 24.08.2009 (судья Хижняя Е.Ю.) заявление общества удовлетворено частично. Признано недействительным решение инспекции от 12.03.2009 N 12-18/595 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) в виде взыскания штрафа в сумме 278 068 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009 (судьи Малышев М.Б., Кузнецов Ю.А., Дмитриева Н.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами требований, предусмотренных ст. 119 Кодекса. Инспекция считает обоснованным определение суммы штрафа, подлежащей взысканию за несвоевременное представление декларации, исходя из фактической суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, которая отражена обществом в уточненной налоговой декларации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда и постановление апелляционного суда оставить без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года, представленной обществом 29.09.2008 с указанием к уплате в бюджет налога в сумме 0 руб., составлен акт проверки от 20.01.2009 N 12-18/00445/287 дсп и принято решение от 12.03.2009 N 12-18/595 о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 278 168 руб. 10 коп.
Считая решение инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления обществу, суды исходили из того, что состав вменяемого налогового правонарушения подтвержден, и общество правомерно привлечено к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации в виде взыскания штрафа в сумме 100 руб.
В указанной части судебные акты не обжалуются.
Удовлетворяя заявленные требования о признании недействительным оспариваемого решения инспекции в части привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 278 068 руб., суды исходили из того, что правовых оснований для привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Кодекса, исходя из размера налоговых обязательств, отраженных в уточненной налоговой декларации, не имелось.
В соответствии со ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 119 Кодекса предусмотрено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Предусмотренная названной нормой налоговая санкция определяется в процентном отношении от суммы налога, подлежащей уплате на основе налоговой декларации, которая в силу п. 1 ст. 80 Кодекса представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Согласно ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность и своевременность исчисления и уплаты налогов; проводить налоговые проверки в порядке, предусмотренном Кодексом.
Таким образом, налогоплательщик обязан правильно исчислять, своевременно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а также своевременно представлять налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать. Данные, приведенные налогоплательщиком в налоговых декларациях, должны быть достоверными, а штраф, предусмотренный ст. 119 Кодекса, необходимо исчислять исходя из надлежащей, то есть в действительности подлежащей уплате в бюджет суммы налога.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществом 29.09.2008, с нарушением установленного срока, представлена в налоговый орган по месту учета декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года с указанием к уплате в бюджет налога в сумме 0 руб.
Инспекцией проведена камеральная проверка представленной декларации и составлен акт от 20.01.2009 N 12-28/00445/287 дсп, согласно которому общество по результатам проверки за несвоевременное представление налоговой декларации предлагается привлечь к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Кодекса.
Обществом 26.01.2009 представлена в налоговый орган уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составляет 1 854 454 руб.
По результатам рассмотрения акта камеральной проверки от 20.01.2009, инспекцией принято оспариваемое решение от 12.03.2009 N 12-18/595 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Кодекса за несвоевременное представление декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года, в виде взыскания штрафа в сумме 278 168 руб. 10 коп. Сумма подлежащего взысканию штрафа исчислена исходя из суммы налога, отраженной налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации, представленной 26.01.2009. Указанные обстоятельства отражены в оспариваемом решении инспекции.
Налоговый орган, проверив данные, продекларированные обществом в первичной и уточненной налоговых декларациях, при вынесении решения о привлечении налогоплательщика к ответственности исчислил штраф в соответствии с п. 1 ст. 119 Кодекса исходя из суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей фактической уплате в бюджет.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, нормы налогового законодательства, ссылка на которые имеется выше, принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях Президиума от 10.10.2006 N 6161/06, от 15.05.2007 N 543/07 налоговый орган правомерно привлек общество к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Кодекса, за нарушение срока представления первоначальной декларации и рассчитал штраф на основании данных уточненной налоговой декларации, то есть исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет.
Вместе с тем, налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность (ст. 106, п. 1 ст. 114 Кодекса).
Кодекс содержит открытый перечень обстоятельств, исключающих вину в совершении налогового правонарушения, а также смягчающих ответственность за его совершение (ст. 111-112 Кодекса). Такие обстоятельства устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Принимая во внимание факт уплаты налогоплательщиком налога, совершение правонарушения впервые, обстоятельства совершения правонарушения, добросовестность общества при исполнении налоговых обязательств, последствия несвоевременного представления налоговой декларации, отсутствие неблагоприятных последствий для бюджета, а также учитывая принципы справедливости и соразмерности при назначении наказания, суд кассационной инстанции считает необходимым уменьшить размер штрафа в соответствии со ст. 112, 114 Кодекса до 100 руб.
Доводы инспекции об отсутствии смягчающих вину обстоятельств и наличии в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку материалами дела подтверждается уплата налога в бюджет и отсутствие для бюджета неблагоприятных последствий, связанных с несвоевременным представлением налоговой декларации. Указанное обстоятельство является смягчающим вину обстоятельством и учитывается при назначений наказания. Доказательств недобросовестности общества материалы дела не содержат. Оспариваемое решение инспекции также не содержит сведений, свидетельствующих о недобросовестности общества.
Таким образом, привлечение к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 278 068 руб., не отвечает принципам справедливости и соразмерности назначения наказания, в связи с тем, что размер санкции не соответствует тяжести совершенного правонарушения.
С учетом изложенного кассационный суд полагает возможным оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.08.2009 по делу N А47-4531/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 декабря 2009 г. N Ф09-10513/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника