Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 декабря 2009 г. N Ф09-10345/09-С6
Дело N А76-22421/2008-1-502/132
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2010 г. N Ф09-2523/10-С6 по делу N А76-12261/2009-65-289
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Маликовой Э.М., судей Сулейменовой Т.В., Мындря Д.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Капитал-Групп" (далее - общество "Капитал-Групп"), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2009 по делу N А76-22421/2008-1-502/132 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Капитал-Групп" - Огибенина А.А. (доверенность от 19.01.2009);
Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее - министерство) - Катайцева Э.В. (доверенность от 12.01.2009)
Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к министерству с иском о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 57 343 кв. м, категория земель: земли поселений, расположенный по адресу: Челябинская обл., г. Кыштым, ул. Нязепетровская, кадастровый номер 74:32:0403003:0001; признании недействительным зарегистрированного права собственности Челябинской области на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, областное государственное учреждение "Кыштымский лесхоз" (далее - учреждение "Кыштымский лесхоз"), общество "Капитал-Групп".
Решением суда от 12.02.2009 (судья Воронин Е.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2009 (судьи Пивоварова Л.В., Баканов В.В., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах общество "Капитал-Групп" и территориальное управление просят отменить судебные акты и удовлетворить требования территориального управления, ссылаясь на нарушение судами п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ"), ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявители указывают, что на момент издания территориальным управлением распоряжений от 28.12.2006 N 2025-р и от 29.10.2007 N 1422-р спорный земельный участок не использовался органами власти субъекта Российской Федерации, следовательно, законных оснований для его передачи в собственность Челябинской области не имелось. Кроме того, территориальное управление указывает, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком учреждением "Кыштымский лесхоз" было прекращено по заявлению последнего на основании распоряжения территориального управления от 28.11.2006 N 1776-р. Заявитель полагает, что на момент издания распоряжения от 28.12.2006 N 2025-р спорный земельный участок входил в состав казны Российской Федерации, не принадлежал учреждению "Кыштымский лесхоз" на праве постоянного (бессрочного) пользования, не входил в состав имущественного комплекса лесхоза, а потому не подлежал передаче в собственность Челябинской области. По мнению территориального управления, судами не учтено, что истцом заявлены требования о признании права собственности на спорный земельный участок, что означает оспаривание оснований государственной регистрации права собственности Челябинской области на данный участок. Основанием такой регистрации явилось распоряжение от 29.10.2007 N 1722-р, незаконное в части передачи спорного земельного участка в собственность Челябинской области.
Как установлено судом и следует из материалов дела, территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Челябинской области, и иного федерального имущества, расположенного на территории Челябинской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к его компетенции; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью расположенных на территории Челябинской области земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю); вправе издавать в пределах своей компетенции правоприменительные акты по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, проведения государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений, контролировать выполнение указанных актов, а также давать разъяснения по вопросам их применения; вправе представительствовать в суде, в том числе обращаться в суд с исками и заявлениями от имени Российской Федерации в защиту государственных интересов по вопросам управления, распоряжения и использования федерального имущества, в том числе признания права собственности Российской Федерации на объекты гражданских прав (Положение о территориальном управлении, утвержденное Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37).
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.10.2006 на основании п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" внесена запись N 74-74-32/036/2006-117 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 57 343 кв. м, категория земель: земли поселений, адрес (местоположение): Челябинская обл., г. Кыштым, ул. Нязепетровская, кадастровый номер 74:32:0403003:0001 (свидетельство о государственной регистрации права от 11.10.2006 серии 74АБ N 516850).
Распоряжением территориального управления от 28.11.2006 N 1776-р на основании заявления директора Кыштымского лесхоза Агентства лесного хозяйства по Челябинской области со ссылкой на п. 2 ст. 9, ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации с 11.10.2006 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования учреждения "Кыштымский лесхоз" на указанный выше земельный участок с кадастровым номером 74:32:0403003:0001 (т. 1, л.д. 9)
На основании распоряжения территориального управления от 28.12.2006 N 2025-р со ссылкой на ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ федеральные государственные учреждения - лесхозы, находящиеся в ведении Федерального агентства лесного хозяйства, указанные в приложении к данному распоряжению переданы в государственную собственность Челябинской области, в том числе учреждение "Кыштымский лесхоз" (т. 1, л.д. 10, 11).
Во исполнение названного выше распоряжения истец передал ответчику по акту приема- передачи федеральных государственных учреждений - лесхозов, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства, передаваемых в государственную собственность Челябинской области, имущественный комплекс учреждения "Кыштымский лесхоз" (позиция 13; т. 1, л.д. 12, 13).
Распоряжением территориального управления от 26.09.2007 N 1535-р в целях повышения эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, принято решение о проведении торгов по продаже земельного участка с кадастровым номером 74:32:0403003:0001; определена форма торгов - аукцион, открытый по составу участников и по форме подачи предложений о цене; определен срок проведения аукциона - IV квартал 2007 года - I квартал 2008 года (т. 1, л.д. 69, 70).
Распоряжением территориального управления от 29.10.2007 N 1722-р со ссылкой на Федеральный закон N 122-ФЗ (в редакции от 31.12.2005 N 199-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, распоряжение территориального управления от 28.12.2006 N 2025-р, письмо Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 18.09.2007 N 13971-КА/Д08 земельные участки (в количестве 46), находящиеся в пользовании Федерального агентства лесного хозяйства, переданы в собственность Челябинской области согласно акту приема-передачи (п. 1 распоряжения); отделу регистрации и учета земельных участков предписано исключить из реестра федеральной собственности данные земельные участки (п. 2 распоряжения; т. 1, л.д. 14).
В перечень земельных участков, находящихся в пользовании Федерального агентства лесного хозяйства по Челябинской области и передаваемых в собственность Челябинской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации (приложение N 1 к акту приема-передачи имущества), включен земельный участок учреждения "Кыштымский лесхоз" с кадастровым номером 74:32:0403003:0001 (позиция 2; т. 1, л.д. 15)
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.12.2007 серии 74АА N 267434 на основании распоряжения территориального управления от 29.10.2007 N 1722-р зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Челябинская область, на земельный участок площадью 57 343 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под нижний склад N 1, адрес (местоположение): Челябинская обл., г. Кыштым, ул. Нязепетровская, кадастровый номер 74:32:0403003:0001 (т. 1, л.д. 17).
Территориальным управлением издано распоряжение от 31.07.2008 N 897-р "О внесении изменений в распоряжение территориального управления от 29.10.2007 N 1722-р", которым со ссылкой на ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации из акта приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и составляющего казну Российской Федерации, в собственность Челябинской области исключен земельный участок с кадастровым номером 74:32:0403003:0001 (т. 1, л.д. 16).
В письме от 18.08.2008 N 11103 территориальное управление обратилось к министерству с просьбой подписать акт приема-передачи спорного земельного участка и в срок до 20.08.2008 направить его в адрес истца (т. 1, л.д. 95, 96).
Министерство в письме от 18.08.2008 N 1/6897 сообщило территориальному управлению о том, что 26.12.2007 зарегистрировано право собственности Челябинской области на спорный земельный участок, указав на возможность оспорить зарегистрированное право только в судебном порядке (т. 1, л.д. 6).
Указанные обстоятельства послужили основаниями для обращения территориального управления в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В обоснование заявленных требований истец сослался на ст. 12, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ, ст. 2, 20 Закона о регистрации. Также истец указал, что спорный земельный участок в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком учреждением "Кыштымский лесхоз" включен в казну Российской Федерации, в связи с чем является собственностью Российской Федерации. Спорный земельный участок был ошибочно включен в перечень земельных участков, передаваемых по распоряжению территориального управления от 29.10.2007 N 1722-р в собственность Челябинской области. В целях исправления допущенной ошибки территориальным управлением принято распоряжение от 31.07.2008 N 897-р о внесении изменений в распоряжение от 29.10.2007 N 1722-р, которым спорный земельный участок исключен из перечня имущества, передаваемого в собственность Челябинской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Принимая во внимание содержание заявленных истцом требований, суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности, путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица, то есть избранный истцом способ защиты состоит в доказывании недействительности ненормативного акта, являющегося основанием для регистрации права, - распоряжения территориального управления от 29.10.2007 N 1722-р.
Поскольку названное распоряжение территориального управления в установленном законом порядке не отменено и не признано судом недействительным, суды пришли к выводу о том, что распоряжение территориального управления от 31.07.2008 N 897-р не имеет юридической силы, так как фактически направлено на отмену зарегистрированного права собственности, а такой способ прекращения права собственности действующим законодательством не предусмотрен.
Вместе с тем судебные акты нельзя признать законными в силу следующего.
Согласно ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
В силу ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Как следует из существа заявленных требований, территориальное управление просит признать право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а также признать недействительным зарегистрированное право собственности Челябинской области на данный земельный участок.
Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований и (или) правовых предпосылок для регистрации права.
В соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии со ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поскольку в обоснование неправомерности включения спорного земельного участка в состав имущественного комплекса учреждения "Кыштымский лесхоз", переданного в собственность Челябинской области, территориальное управление ссылалось на то, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком учреждением "Кыштымский лесхоз" было прекращено по заявлению последнего на основании распоряжения территориального управления от 28.11.2006 N 1776-р, и данный земельный участок не входил в состав имущественного комплекса лесхоза, судам также следовало установить, для каких целей предоставлялся земельный участок учреждению "Кыштымский лесхоз", на каком основании, и вправе ли учреждение "Кыштымский лесхоз" было отказаться от права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, имелись ли законные основания для передачи имущественного комплекса учреждения "Кыштымский лесхоз" без обременения спорным земельным участком, а также основания для включения данного земельного участка в перечень имущества государственных учреждений - лесхозов, передаваемого в собственность Челябинской области.
Из материалов дела следует, что территориальное управление в исковом заявлении, апелляционной жалобе ссылалось на указанные обстоятельства, однако судами первой и апелляционной инстанций в нарушение ст. 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данным доводам истца не дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку указанные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения данного спора, установлены не в полном объеме, судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение (п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду необходимо устранить изложенные недостатки, установить все фактические обстоятельства дела, полно и всесторонне исследовать доводы сторон и представленные ими доказательства, дать им надлежащую правовую оценку, указать мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2009 по делу N А76-22421/2008-1-502/132 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2009 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 декабря 2009 г. N Ф09-10345/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника