Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 января 2010 г. N Ф09-10999/09-С3 по делу N А76-8790/2009-54-96
Дело N А76-8790/2009-54-96
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Анненковой Г.В., судей Жаворонкова Д.В., Первухина В.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АСМ-Ресурс" (далее - общество "АСМ-Ресурс", налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2009 по делу N А76-8790/2009-54-96 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "АСМ-Ресурс" - Кириллов С.А. (директор), Калашникова И.В. (доверенность от 15.05.2009);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) - Ионцев А.В. (доверенность от 28.10.2008 N 04-25/84753);
Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - управление) - Истомин СЮ. (доверенность от 11.01.2010 N 06-31/7).
Общество "АСМ-Ресурс" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения инспекции от 24.02.2009 N 1 (далее - решение инспекции) и решения управления от 17.04.2009 б/н, признании недействительными требования налогового органа от 24.04.2009 N 1393 об уплате налога, сбора, пени штрафа и решения инспекции от 03.06.2009, обязании налогового органа вернуть денежные средства, взысканные с расчетного счета общества "АСМ-Ресурс" по требованию от 24.04.2009 N 1393, в сумме 7 345 640 руб.
Решением суда от 28.07.2009 (судья Потапова Т.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2009 (судьи Малышев М.Б., Бояршинова Е.В., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "АСМ-Ресурс" просит указанные судебные акты отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами п. 7 ст. 3, п. 4 ст. 69, п. 5, 6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению заявителя жалобы, налоговым органом не доказана недобросовестность налогоплательщика, в связи с чем полученная им налоговая выгода не может быть признана необоснованной.
В представленных отзыве и письменном мнении инспекция и управление возражают против доводов заявителя жалобы, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители общества "АСМ-Ресурс" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе; представители инспекции и управления заявили, что обжалуемые судебные акты считают законными, просят отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки общества "АСМ-Ресурс" за период с 01.01.2005 по 30.03.2008 налоговым органом составлен акт от 19.01.2009 N 1 и вынесено решение от 24.02.2009 N 1 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде штрафов на общую сумму 39 637 руб. Решением инспекции налогоплательщику предложено уплатить налог на прибыль в сумме 2 859 478 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 1 219 190 руб., налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 2 205 394 руб., пени по НДС в сумме 959 961 руб., налоговые санкции.
Основанием для доначисления сумм налога, пеней и штрафов послужили выводы инспекции о нарушении налогоплательщиком требований подп. 5, 6 ст. 169, подп. 1, 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 252 Кодекса, п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ) в отношении сделок, совершенных обществом "АСМ-Ресурс" с обществом с ограниченной ответственностью "Гавар" (далее -общество "Гавар"). В ходе проведенных мероприятий налогового контроля инспекцией установлено отсутствие реальных финансово-хозяйственных отношений между сторонами сделок, связанных с приобретением налогоплательщиком товарно-материальных ценностей (запасных частей к тракторам и автотракторной технике).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду подпункты 5, 6 пункта 5 статьи 169 и подпункты 1, 2 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации
Данный вывод сделан налоговым органом с учетом установленных в ходе выездной налоговой проверки следующих обстоятельств: общество "Гавар" зарегистрировано в качестве юридического лица, но не находится по юридическому адресу, последняя налоговая и бухгалтерская отчетность представлена в налоговый орган по месту учета за полугодие 2006 года, ранее представленные налоговые декларации содержат незначительные суммы налогов, продекларированных к уплате. В отношении НДС общество "Гавар" либо представляло "нулевые" налоговые декларации, либо не уплачивало в бюджет суммы налога, продекларированного к уплате. Сведения о доходах физических лиц за 2005, 2006 годы обществом "Гавар" по месту учета не представлялись. Производственные мощности, офисные, складские помещения у общества "Гавар" отсутствуют. Учредитель и руководитель данного юридического лица -Черкашин Игорь Николаевич отрицает факт своей причастности к реальному учреждению и последующему руководству, пояснив, что за вознаграждение подписывал различные документы. Факт подписания документов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности с обществом "АСМ-Ресурс" Черкашин И.Н. отрицает. В трудовой книжке Черкашина И.Н. отсутствуют записи общества "Гавар". На его имя зарегистрировано 41 юридическое лицо.
Решением управления от 17.04.2009 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика решение инспекции оставлено без изменений.
Налоговым органом выставлено обществу "АСМ-Ресурс" требование от 24.04.2009 N 1393 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
К расчетному счету общества "АСМ-Ресурс" инспекцией выставлены инкассовые поручения от 25.05.2009 N 5685 на сумму 886 руб. 37 коп. , N 5686 на сумму 2 085 037 руб., N 5687 на сумму 893 712 руб., N 5688 на сумму 15 103 руб., N 5689 на сумму 774 441 руб., N 5690 на сумму 325 478 руб., N 5691 на сумму 5 610 руб., N 5692 на сумму 2 205 394 руб., N 5693 на сумму 959 961 руб., N 5694 на сумму 18 924 руб., N 5695 на сумму 54 229 руб. 76 коп. , N 5696 на сумму 6 864 руб. 04 коп.
Полагая, что решения инспекции и управления нарушают его права и законные интересы в экономической деятельности, общество "АСМ-Ресурс" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях общества "АСМ-Ресурс" признаков недобросовестности; направленности его действий на получение необоснованной налоговой выгоды; создания обществом формального документооборота; отсутствия реальности совершения сделки с обществом "Гавар". Суды пришли к выводу о применении к рассматриваемой ситуации положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в порядке, предусмотренном ст. 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Согласно п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг). При этом вычетам подлежат суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Счет-фактура в силу п. 1 ст. 169 Кодекса является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Указанный документ должен быть составлен с соблюдением требований к оформлению, изложенных в п. 5, 6 ст. 169 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 247 Кодекса признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с положениями Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами; они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Под налоговой выгодой, согласно постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, для целей данного постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Пунктом 4 названного постановления определено, что налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 9 данного постановления установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Судам необходимо учитывать, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.
На основании изложенного, а также исходя из системного анализа норм, установленных гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует, что обязанность доказывания обстоятельств, порождающих сомнения в добросовестности налогоплательщика, лежит на налоговом органе.
Суды на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств пришли к выводу о том, что налогоплательщиком реальные хозяйственные операции с обществом "Гавар" не осуществлялись, а счета-фактуры и другие первичные документы по сделкам, представленные налогоплательщиком в налоговый орган в целях получения налоговой выгоды, содержат недостоверные сведения.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Гавар" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 11.02.2005. Обществом "АСМ-Ресурс" предъявлен к вычету НДС по сделкам с обществом "Гавар" в сумме 2 205 394 руб., из которых документы на сумму НДС в 433 798 руб. оформлены в период с 17.01.2005 по 10.02.2005, то есть до государственной регистрации общества "Гавар" в качестве юридического лица. Документы о сделках, исполненных от имени несуществующего на момент их составления юридического лица, обоснованно признаны судами недостоверными и не подтверждающими факт совершения сделки.
В силу положений ст. 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.
В нарушение п. 5 ст. 169 Кодекса в счетах-фактурах не указан адрес грузополучателя или грузоотправителя. Юридический адрес общества "Гавар" на момент государственной регистрации: г. Челябинск, ул. Приборостроительная, д. 8. В период совершения спорных сделок (с 17.01.2005 по 08.02.2006) указанное здание принадлежало Тепловой Л.Е. (с 26.12.2003 по 04.04.2005), Чинь Суан Биену (с 07.04.2005 по 28.07.2005), Чинь Чонг Биену (с 28.07.2005 до вынесения решения суда). По сообщению названных лиц за время владения зданием помещения в нем обществу "Гавар" не предоставлялись. По данным налоговых органов указанная организация в здании не находилась, место ее фактического нахождения неизвестно.
Все счета-фактуры по сделкам с обществом "Гавар" подписаны от имени Черкашина И.Н., который зарегистрирован в качестве единственного участника, руководителя и главного бухгалтера данного общества. Черкашин И.Н. пояснил, в том числе в судебном заседании, что своей воли на создание данного юридического лица не выражал, предпринимательской деятельностью не занимался, представлял свои личные данные за вознаграждение, сделок от имени общества "Гавар" не совершал и документов о сделках, в том числе счета-фактуры, не подписывал. Доказательств того, что счета-фактуры подписаны от имени общества "Гавар" уполномоченным лицом, не представлены.
Данный контрагент общества "АСМ-Ресурс" не владеет имуществом, в том числе производственными и складскими помещениями, транспортными средствами, персонал отсутствует. Сведения о лицах, осуществляющих поставку от имени данного юридического лица, отсутствуют.
Налоговая отчетность общества "Гавар" представлялась только по почте без отражения финансово-хозяйственной деятельности или с минимальными суммами налога к уплате, что не соответствует оборотам по расчетному счету, в том числе по операциям с налогоплательщиком. Начиная с 3 квартала 2006 года налоговая отчетность не представляется.
При таких обстоятельствах, учитывая недостоверную информацию в спорных счетах-фактурах и неподтвержденность реальности сделок между налогоплательщиком и обществом "Гавар", суды пришли к правильному выводу о том, что инспекцией доказано необоснованное получение обществом "АСМ-Ресурс" налоговой выгоды путем уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль и получения налоговых вычетов по НДС, правомерности начисления налоговым органом налога на прибыль и НДС, соответствующих пеней и штрафов.
Позиция судов о том, что налоговые последствия в виде применения налоговых вычетов по НДС и отнесения сумм, уплаченных за товар поставщику, на расходы при исчислении налога на прибыль правомерны лишь при наличии документов, отвечающих требованиям достоверности и подтверждающих реальные хозяйственные операции, является обоснованной.
Поскольку требование налогового органа об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 24.04.2009 N 1393 вынесено на основании оспариваемого решения инспекции, суды признали его законным. Требование о возврате обществу "АСМ-Ресурс" взысканных денежных средств в сумме 7 345 640 руб. удовлетворению не подлежит.
Основания для переоценки выводов судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ч. 2 ст. 286, ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что недобросовестность налогоплательщика материалами дела не доказана, а доводы общества "АСМ-ресурс" отклонены судами необоснованно, опровергаются материалами дела и подлежит отклонению. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.07.2001 N 138-О разъяснил, что по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 Кодекса, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Это означает, что правовой защитой пользуются налогоплательщики, которые в полном объеме исполняют свои обязанности по правильному исчислению, удержанию, полному и своевременному перечислению в бюджет законно установленных налогов и сборов, а также по соблюдению необходимых условий предоставления налоговых вычетов. Лица, недобросовестно выполняющие свои налоговые обязанности, не могут пользоваться теми же правами, что и законопослушные налогоплательщики. Судами установлены обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности общества "АСМ-Ресурс", создании данным обществом формального документооборота в целях получения необоснованной налоговой выгоды.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2009 по делу N А76-8790/2009-54-96 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АСМ-Ресурс" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 января 2010 г. N Ф09-10999/09-С3 по делу N А76-8790/2009-54-96
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника