Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 января 2010 г. N Ф09-11067/09-С2 по делу N А60-35230/2009-С6
Дело N А60-35230/2009-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 мая 2011 г. N Ф09-11067/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Беликова М.Б., судей Наумовой Н.В., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения Исправительная колония N 18 ОИК-4 ОУХД ГУФСИН России (далее - учреждение, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.10.2009 по делу N А60-35230/2009-С6.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
учреждения - Вяткин А.А. (доверенность от 11.01.2010);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Анкудинова Т.Ю. (доверенность от 11.01.10 N 61-юр), Ветлугин М.А. (доверенность от 30.01.2009 N 37-юр).
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с учреждения задолженности по налогам в сумме 13412062 руб. 41 коп., в том числе задолженность в сумме 7637563 руб. 47 коп., пени в сумме 2425452 руб. 94 коп. и штрафы в сумме 3349046 руб.
Поводом для взыскания послужили выводы, полученные в результате выездной налоговой проверки учреждения за период с 01.01.2006 по 12.12.2008, о неправильном исчислении и уплате налога на прибыль, неправомерном неперечислении единого социального налога, налога на добавленную стоимость, единого налога на вмененный доход, налога на доходы физических лиц с фактически выплаченной заработной платы.
По результатам проверки вынесено решение от 31.03.2009 о привлечении учреждения к налоговой ответственности, начислена недоимка по налогам и пени, а также выставлено требование от 17.04.2009 N 637 с указанием срока для добровольного исполнения обязанностей по уплате налогов.
В связи с тем, что у учреждения осталась часть непогашенной задолженности, инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Решением суда первой инстанции от 09.10.2009 (судья Ремезова Н.И.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд исходил из того, что налоговый орган не обладает полномочиями по бесспорному взысканию с учреждения налогов и пеней, удовлетворил заявленные требования частично с учетом положений, предусмотренных п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). С налогоплательщика в доход федерального бюджета взыскана задолженность в сумме 11737539 руб. 41 коп., в том числе недоимка по налогам в сумме 7637563 руб. 47 коп., пени в сумме 2425452 руб. 94 коп., штраф в сумме 1674523 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемый судебный акт отменить, по мнению заявителя, взыскание налогов за 2006 год является неправомерным, поскольку не соблюден процесс досудебного урегулирования спора - п. 3 ст. 46 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция отклоняет доводы учреждения, указывая на правомерность оспариваемого судебного акта.
В соответствии со ст. 23, 45 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет и уплачивает законно установленные налоги и сборы в определенные законом сроки. Согласно ст. 32 Кодекса налоговый орган осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В силу ст. 69 Кодекса одной из форм налогового контроля является направление требования об уплате налога в адрес налогоплательщика, которое в свою очередь является письменным извещением о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" требование об уплате налога представляет процесс досудебного урегулирования спора. Досудебное урегулирование спора состоит в указании налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки и основания для ее возникновения, даты, с которой начинается начисление пени, и ставка пеней.
Согласно п. 2 ст. 45 Кодекса взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Кодексом.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 и 48 Кодекса.
В соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 46 Кодекса взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Согласно подп. 1 п. 2 ст. 45 Кодекса взыскание задолженности с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Из приведенных норм права следует, что Кодексом не предусмотрено взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пеням, с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке. Право на взыскание с бюджетного учреждения задолженности по налогам и пеням может быть реализовано налоговым органом только в судебном порядке.
В соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.
Таким образом, поскольку учреждение является бюджетополучателем, имеет лицевые счета, то взыскание с него задолженности по налогам и пеням может быть реализовано инспекцией только в судебном порядке.
Фактические обстоятельства дела судом установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.10.2009 по делу N А60-35230/2009-С6 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения Исправительная колония N 18 ОИК-4 ОУХД ГУФСИН России - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2010 г. N Ф09-11067/09-С2 по делу N А60-35230/2009-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника