Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 января 2010 г. N Ф09-10954/09-С6 по делу N А71-4221/2009
Дело N А71-4221/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 января 2010 г. N Ф09-10943/09-С6 по делу N А71-4222/2009
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2009 г. N 17АП-8374/09
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 августа 2009 г. N Ф09-6430/09-С6
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2009 г. N 17АП-3815/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Соколовой Н.П., судей Купреенкова В.А., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.07.2009 по делу N А71-4221/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Удмуртнефть" (далее - общество "Удмуртнефть") - Пущина Е.А. (доверенность от 22.12.2009 N 168), Набоков А.А. (доверенность от 22.12.2009).
Территориальным управлением заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства по кассационной жалобе в связи с тем, что Российская Федерация в лице территориального управления обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу N А71-228/2009 по иску территориального управления к обществу "Удмуртнефть" о взыскании арендной платы, и данное заявление принято к производству определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2009. Данное ходатайство на основании ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отклонению, поскольку рассмотрение надзорной жалобы по другому делу не препятствует рассмотрению кассационной жалобы настоящему спору.
Российская Федерация в лице территориального управления обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу "Удмуртнефть" о взыскании 41707 руб. 03 коп., в том числе 40805 руб. 34 коп. долга за III, VI кварталы 2008 г. по договору аренды земельного участка от 23.04.2001 N 1964, а также 901 руб. 69 коп. пени, рассчитанной по состоянию на 30.11.2008.
Решением суда от 14.07.2009 (судья Кожевникова А.В.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2009 (судьи Карпова Т.Е., Виноградова Л.Ф., Глотова Г.И.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации), не подлежащих применению. Заявитель полагает, что положения ст. 3 названного Закона не могут применяться к отношениям сторон по договору аренды, заключенному до вступления в силу данного закона, поскольку в силу ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеют обратной силы. Как указывает заявитель, изменение арендной платы по договору от 10.11.2000 произведены в соответствии с условиями данного договора и в сложившемся между сторонами порядке на основании отчетов независимого оценщика. По мнению заявителя, внесение обществом "Удмуртнефть" арендной платы, установленной на основании названных отчетов, свидетельствуют о фактическом согласии арендатора с условиями договора о размере арендной платы, которую он вносил на протяжении двух кварталов 2007 года и двух кварталов 2008 года. В связи с указанными обстоятельствами заявитель полагает, что оснований для изменения размера арендной платы в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не имеется. Заявитель также указывает на необоснованное отклонение требований о взыскании пени за нарушение сроков внесения арендной платы за иной период, не относящийся к спорному.
Как установлено судами, Ижевскому нефтегазодобывающему управлению на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 20 га для несельскохозяйственных нужд (государственный акт от 01.12.1978 N А-1955338).
Постановлением заместителя главы администрации г. Ижевска от 16.06.1999 N 430/6 на основании заявления общества "Удмуртнефть" в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования названному обществу предоставлен земельный участок площадью 23208 кв.м в аренду сроком на 49 лет в целях эксплуатации базы производственного обслуживания в пос. Смирново, д. 3 Устиновского района.
Постановлением заместителя главы администрации г. Ижевска от 02.03.2001 N 85/3 в постановление от 16.06.1999 N 430/6 внесены изменения в части площади земельного участка по тексту постановления цифры "23208" заменены на "23320".
На основании указанных постановлений между администрацией г. Ижевска (арендодатель) и обществом "Удмуртнефть" (арендатор) в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования заключен договор аренды земельного участка от 23.04.2001 N 1964, в соответствии с которым названному обществу предоставлен земельный участок площадью 23320 кв.м с кадастровым номером 18:26:030008:012, расположенный по адресу: г. Ижевск, пос. Смирново, д. 3, сроком на 49 лет для использования под базу производственного обслуживания. Запись о государственной регистрации договора от 14.06.2001 N 18-01.26-30/2001-210.
В связи с разграничением права собственности на землю на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.12.2003 N 1842-р на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.03.2004.
На основании распоряжения территориального управления от 23.03.2004 N 17-р в договор аренды от 23.04.2001 N 1964 внесены изменения в части замены лица на стороне арендодателя на Российскую Федерацию в лице территориального управления.
Пунктом 2.5 названного договора предусмотрено, что арендная плата вносится арендатором равными долями ежеквартально не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября текущего года.
В 2007 году по заказу территориального управления обществом с ограниченной ответственностью "РСМ Топ-Аудит Ижевск" проведено исследование и определена рыночная стоимость годовой арендной платы за земельный участок, переданный обществу "Удмуртнефть" по договору от 23.04.2001 N 1964. Результаты отражены в отчетах оценщика от 29.06.2007 N 86/07. Размер годовой арендной платы определен в сумме 629640 руб.
В письмах от 18.07.2007 N 01-11/1130 и от 05.02.2008 N 01-11/128 территориальное управление уведомило общество "Удмуртнефть" об изменении арендной платы по договору с 01.06.2007 и 01.01.2008 соответственно.
Территориальное управление, ссылаясь на то, что арендная плата в рассматриваемый период вносилась обществом "Удмуртнефть" с нарушением установленных сроков и не в полном объеме, обратилось в суд с требованием о взыскании долга по состоянию на 30.11.2008 в размере 40805 руб. 34 коп., и 901 руб. 69 коп. неустойки, начисленной на основании ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.5.2 договора за период с марта 2006 г. по ноябрь 2008 г.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В п. 2 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) предусмотрено, что арендная плата за использование земельных участков, право постоянного (бессрочного) пользования на которые переоформлено на право аренды, определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с п. 10 названной статьи. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Согласно п. 2.7 договора аренды земли от 23.04.2001 N 1964 размеры арендной платы, предусмотренные договором, могут быть пересмотрены досрочно по требованию одной из сторон в случаях принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации и Удмуртской Республики, иных нормативных актов государственных органов власти Российской Федерации и Удмуртской Республики или Городской Думы и администрации г. Ижевска по изменению ставок арендной платы, а также ставок земельного налога. Новая величина арендной платы устанавливается в соответствии с принятым нормативным актом, регулирующим изменение ставок арендной платы или ставок земельного налога.
Пунктом 6.3 названного договора предусмотрено, что дополнения и изменения, вносимые в договор, оформляются дополнительными соглашениями сторон, кроме случая, предусмотренного п. 2.7 договора.
Как установлено судами, расчет арендной платы за 2008 год, представленный ответчиком в обоснование возражений на иск, произведен на основании ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) с применением кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2002". Размер арендной платы не превышает 2% кадастровой стоимости арендуемого обществом "Удмуртнефть" земельного участка, что, как указали суды, соответствует положениям названного Закона.
Поскольку изменение арендной платы в связи с осуществлением оценки рыночной стоимости годовой арендной платы, на которую ссылается территориальное управление в обоснование представленного расчета, не соответствует указанным нормам и положениям договора, суды признали, что оснований для внесения ответчиком арендной платы за пользование земельным участком в размере, установленном истцом, не имеется.
Суды, исследовав представленные в материалы дела платежные документы, пришли к выводу об отсутствии у общества "Удмуртнефть" задолженности по арендной плате за пользование земельным участком.
Кроме того, судами при сопоставлении расчета арендной платы, согласованной сторонами в п. 2.7 договора аренды от 23.04.2001, и расчетов, приведенных истцом, установлено, что истец фактически в одностороннем порядке изменил как размер, так и порядок расчета арендной платы, что противоречит условиям договора, которыми такое изменение порядка расчета арендной платы не предусмотрено.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что положения Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации не применяются к отношениям сторон, возникшим из договора аренды от 23.04.2001, отклоняется, поскольку основан на неверном толковании данной нормы права и указанный довод не подтверждает обоснованность требований, заявленных в данном деле.
Утверждение территориального управления о том,что осуществление обществом "Удмуртнефть" арендных платежей в III, IV кварталах 2007 года и I, II кварталах 2008 года с учетом рыночного размера арендной платы свидетельствует о выражении ответчиком согласия на изменение размера арендной платы, отклоняется. Суды, принимая во внимание материалы дела, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, пришли к верному выводу о том, что в данном случае из действий арендатора не усматривается, что им выражено прямое согласие на внесение арендной платы в размере, установленном исходя из рыночной стоимости годовой арендной платы за пользование земельными участками.
Ссылки заявителя на наличие оснований для взыскания пени за просрочку внесения арендной платы за иной период, отличающийся от спорного, не могут быть приняты, поскольку расчет размера пени документально не подтвержден, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие внесение обществом "Удмуртнефть" арендной платы с нарушением сроков, предусмотренных договором (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.07.2009 по делу N А71-4221/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 января 2010 г. N Ф09-10954/09-С6 по делу N А71-4221/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника