Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 августа 2010 г. N Ф09-4827/10-С4 по делу N А47-9956/2009
Дело N А47-9956/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Минина С.Д., судей Дядченко Л.В., Матанцева И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Крамаренко Татьяны Николаевны на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.12.2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 по делу N А47-9956/2009.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - инспекция, регистрирующий орган) заявлено письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия ее представителя. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Крамаренко Татьяна Николаевна обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения инспекции от 14.08.2009 N 15806а об отказе в государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и об обязании последней осуществить данную государственную регистрацию.
Решением суда от 29.12.2009 (судья Галиаскарова З.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 (судьи Бабкина С.А., Серкова З.Н., Столяренко Г.М.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Крамаренко Т.Н. просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы считает, что поскольку ею в регистрирующий орган были представлены все необходимые для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя документы, то у инспекции не имелось правовых оснований для отказа в государственной регистрации. По мнению Крамаренко Т.Н., указание гражданином-предпринимателем в заявлении своего фактического места жительства является основанием для внесения сведений о месте фактического жительства (проживания) в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Заявитель также полагает, что судами не был выяснен вопрос о правомерности передачи функций по государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей созданному Единому регистрационному центру -инспекции.
Регистрирующий орган в отзыве на кассационную жалобу считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованным, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.08.2009 Крамаренко Т.Н. представила в инспекцию заявление о государственной регистрации ее (физического лица) в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р21001, к которому приложила копию паспорта гражданина Российской Федерации и документ об уплате государственной пошлины.
Регистрирующим органом 14.08.2009 принято решение об отказе в государственной регистрации Крамаренко Т.Н. в качестве индивидуального предпринимателя на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
В обоснование принятого решения регистрирующий орган указал, что заявление по форме N Р21001 считается непредставленным, поскольку раздел 6 "Место жительства в Российской Федерации" заявления заполнен неверно, п. 9.1 "Вид документа, удостоверяющего личность" не заполнен.
Посчитав указанное решение инспекции незаконным, Крамаренко Т.Н. обжаловала его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций согласились с позицией регистрирующего органа, придя к выводу о наличии правовых оснований для отказа в государственной регистрации Крамаренко Т.Н. в качестве индивидуального предпринимателя.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 1 Закона о регистрации данным Законом регулируются отношения, возникающие в том числе в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и ведением Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, этого Закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 21.1 Закона о регистрации определен перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Так, физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя должно представить в регистрирующий орган заявление по форме N Р21001; копию основного документа, удостоверяющего личность гражданина; копию свидетельства о рождении в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность, не содержит сведений о дате и месте рождения; подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность, не содержит сведений о таком адресе; документ об уплате государственной пошлины.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (п. 3 ст. 8 того же Закона).
В соответствии с подп. "д" п. 2 ст. 5 Закона о регистрации в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся в том числе сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке).
Следовательно, одним из условий, при котором возможно произвести государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, является наличие регистрации данного лица по месту его жительства.
Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют и другие), а также иное жилое помещение.
В силу п. 4 названных Правил граждане обязаны регистрироваться по месту жительства в органах регистрационного учета.
Регистрация граждан по месту жительства производится путем проставления соответствующей отметки в их паспортах. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства (п. 18 тех же Правил).
Как видно из материалов дела, Крамаренко Т.Н. вместе с заявлением по форме N Р21001 представила в инспекцию копию своего паспорта гражданина Российской Федерации, в котором содержится отметка о регистрации по месту жительства: г. Новотроицк, ул. Свистунова, д. 3, к. А, общ. 4.
Между тем в раздел 6 "Место жительства в Российской Федерации" поданного в инспекцию заявления Крамаренко Т.Н. указала следующий адрес: Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Родимцева, д. 1А, кв. 1.
При таких обстоятельствах, поскольку доказательств того, что местом жительства Крамаренко Т.Н. является г. Новотроицк, ул. Родимцева, д. 1 А, кв. 1, в материалах дела нет, суды обоснованно указали на правомерность довода регистрирующего органа о том, что раздел 6 "Место жительства в Российской Федерации" заявления по форме N Р21001 заполнен заявителем неверно. Указание недостоверного адреса фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, что, в свою очередь, лишает этот документ статуса заявления о государственной регистрации.
Правильно поддержали суды и другой довод инспекции. Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Крамаренко Т.Н. не заполнила п. 9.1 "Вид документа, удостоверяющего личность" заявления о государственной регистрации ее (физического лица) в качестве индивидуального предпринимателя. В то же время все разделы и пункты названного заявления подлежат обязательному заполнению, за исключением специально оговоренных. Как уже было указано выше, незаполненность граф заявления лишает этот документ статуса заявления о государственной регистрации.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, согласившись с выводом инспекции о том, что поданное Крамаренко Т.Н. заявление по форме N Р21001 считается непредставленным (подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации), так как раздел 6 "Место жительства в Российской Федерации" заявления заполнен неверно, а п. 9.1 "Вид документа, удостоверяющего личность" заявления не заполнен.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они уже были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Ссылка Крамаренко Т.Н. на правомерность передачи функций по государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей созданному Единому регистрационному центру (инспекции) также отклоняется по тем же основаниям. При этом необходимо отметить, что на момент принятия оспариваемых судебных актов нормативно-правовой акт (приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436@), предусматривающий создание Единых регистрационных центров, не был признан недействующим полностью или в части.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения поданной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.12.2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 по делу N А47-9956/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Крамаренко Татьяны Николаевны - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правильно поддержали суды и другой довод инспекции. Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Крамаренко Т.Н. не заполнила п. 9.1 "Вид документа, удостоверяющего личность" заявления о государственной регистрации ее (физического лица) в качестве индивидуального предпринимателя. В то же время все разделы и пункты названного заявления подлежат обязательному заполнению, за исключением специально оговоренных. Как уже было указано выше, незаполненность граф заявления лишает этот документ статуса заявления о государственной регистрации.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, согласившись с выводом инспекции о том, что поданное Крамаренко Т.Н. заявление по форме N Р21001 считается непредставленным (подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации), так как раздел 6 "Место жительства в Российской Федерации" заявления заполнен неверно, а п. 9.1 "Вид документа, удостоверяющего личность" заявления не заполнен.
...
Ссылка Крамаренко Т.Н. на правомерность передачи функций по государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей созданному Единому регистрационному центру (инспекции) также отклоняется по тем же основаниям. При этом необходимо отметить, что на момент принятия оспариваемых судебных актов нормативно-правовой акт (приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436@), предусматривающий создание Единых регистрационных центров, не был признан недействующим полностью или в части."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 августа 2010 г. N Ф09-4827/10-С4 по делу N А47-9956/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника