Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 июля 2010 г. N А60-8302/2010-С9
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 марта 2010 г. N А60-57654/2009-С4
Резолютивная часть объявлена 21 июля 2010 года
В полном объеме изготовлено 30 июля 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общественной организации "Лесное районное отделение общественной организации "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" (ИНН 6630000924, ОГРН 1036605613307, далее - отделение) к Департаменту по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области (далее - департамент) о признании незаконными действий.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общественная организация "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" (далее - союз).
В судебном заседании приняли участие представители: отделения - Птицын А.Ю. (доверенность от 01.03.2010); департамента - Гиматова Л.Р. (доверенность от 11.01.2010 N 26), союза - Соколов В.В. (доверенность от 29.08.2009 334/09).
Отделение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением, в котором просило: 1) признать незаконными действия департамента, отраженные в письме от 04.02.2010 N 307, об отказе в переоформлении лицензии от 22.04.2005 серии ХХ N 7370, и 2) признать факт правопреемства отделения по отношению к 3-му Свердловскому обществу охотников и рыболовов.
В ходе судебного разбирательства отделение изменило свои исковые требования в части 2-го требования на требование об установлении юридического факта правопреемства отделения по отношению к общественной организации "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" в части пользования охотничьими угодьями (Исовское охотничье хозяйство) по договору от 18.10.1995 временного пользования охотничьими угодьями для ведения охотничьего хозяйства.
Изменение предмета иска принято судом.
Мотивируя свои требования, отделение ссылалось на следующее. Подлинник выданной отделению долгосрочной лицензий серии ХХ N 7370 на пользование объектами животного мира был утерян. Отказ управления в переоформлении лицензии не соответствует Положению о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, утвержденному приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 N 569. Отсутствие лицензии лишает отделение права на решение уставных задач, а именно - на организацию и проведение охоты, тем самым нарушает права отделения в сфере предпринимательской деятельности. Установление юридического факта правопреемства отделения по отношению к союзу необходимо для пользования охотничьими угодьями Исовского охотничьего хозяйства на условиях договора от 18.10.1995, заключенного между Администрацией Свердловской области, с одной стороны, и союзом и 3-м Свердловским отделением охотников и рыболовов.
Департамент представил отзыв, требования не признал. Мотивируя свои возражения, департамент сослался на следующее. Свердловскоблохотуправление, выдавшее отделению 22.04.2005 спорную лицензию, ликвидировано в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2004 N 754, которым создана Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). При этом Россельхознадзор не является правопреемником Свердловскоблохотуправления. Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ полномочия Российской Федерации, закрепленные в статьях 5, 6 Федерального закона N 52 "О животном мире" переданы для исполнения субъектам Российской Федерации. На территории Свердловской области для реализации этих полномочий Указом Губернатора Свердловской области от 27.12.2007 N 1413-УГ создан Департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, который не является правопреемником Россельхознадзора. На момент выдачи отделению спорной лицензии Свердловскоблохотуправление не имело права осуществлять данную деятельность, так как в это время был создан Россельхознадзор и осуществлял выдачу долгосрочных лицензий. Постановлением Главы администрации Свердловской области от 29.09.1994 N 488 охотничьи угодья на территории Исовского охотничьего хозяйства переданы в пользование Союзу охотников и рыболовов Свердловской области. Отделение в данном постановлении не указано. Отделение не является и стороной договора от 18.10.1995, заключенного между Администрацией Свердловской области, с одной стороны, и союзом и 3-м Свердловским ООиР. Оспариваемым письмом отделению было предложено подтвердить документально правопреемство к организациям, которым постановлением администрации области предоставлена территория в пользование. Однако отделение таких документов не предоставило.
Союз представил отзывы, требования отделения поддержал полностью.
Суд установил:
22.04.2005 Свердловскоблохотуправлением отделению выдана долгосрочная лицензия серии ХХ N 7370 на пользование объектами животного мира со сроком действия до 22.04.2015.
Отделение 28.01.2010 обратилось в департамент с заявлением о выдаче дубликата названной лицензии взамен утерянного подлинного экземпляра.
Департамент письмом от 04.02.2010 N 307 предложил отделению для решения вопроса о выдаче лицензии предоставить правоустанавливающие документы по вопросу правопреемственности отделения по отношению к Союзу охотников и рыболовов Свердловской области либо 3-м Свердловскому обществу охотников и рыболовов. Свое решение департамент мотивировал тем, что в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 29.09.1994 N 488, на основании которого заключен договор от 18.10.1995 временного пользования охотничьими угодьями для ведения охотничьего хозяйства, испрашиваемая отделением территория закреплена за двумя юридическим лицами, а именно Союзом охотников и рыболовов Свердловской области и 3-м Свердловским обществом охотников и рыболовов.
Считая действия департамента незаконными, отделение обратилось в арбитражный суд.
Отделение также просило суд об установлении юридического факта правопреемства отделения по отношению к общественной организации "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" в части пользования охотничьими угодьями (Исовское охотничье хозяйство) по договору от 18.10.1995 временного пользования охотничьими угодьями для ведения охотничьего хозяйства.
Суд считает, что требования отделения следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 33, 35 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон) объекты животного мира предоставляются органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии.
Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст. 36 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.1996 N 1574 было определено, что долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, выдает Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Минсельхоз России).
Порядок выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, установлен Положением о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденным приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 N 569 (далее - Положение о выдаче лицензий).
Пунктом 3 Положения о выдаче лицензий определено, что органом, уполномоченным выдавать долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, являются Минсельхоз России и его территориальные органы - управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 функции Минсельхоза России по контролю и надзору переданы вновь созданной Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзору).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 Россельхознадзор наделен полномочиями по выдаче лицензий на пользование объектами животного мира.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2004 N 754 предусмотрено создание территориальных органов Россельхознадзора в субъектах Российской Федерации с одновременной ликвидацией осуществлявших до этого их функции федеральных государственных учреждений, в том числе Управления по охране, контролю и использованию охотничьих животных Свердловской области (Свердловскоблохотуправления).
Приказом Россельхознадзора от 24.01.2005 N 4 созданы территориальные органы Россельхознадзора в субъектах Российской Федерации, в том числе - Управление Россельхознадзора по Свердловской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2005 N 498 срок завершения проведение ликвидационных мероприятий установлен до 01.12.2005.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" с 01.01.2008 полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе по выдаче лицензий (за исключением распорядительных) и разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, переданы органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Минсельхоза России от 29.12.2007 N 678 утверждена новая редакция Положения о выдаче лицензий, согласно пункту 3 которого органом, уполномоченным выдавать долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, за исключением охотничьих животных, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, является специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания.
Указом Губернатора Свердловской области от 27.12.2007 N 1413-УГ создан Департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 03.03.2008 N 157-ПП (в редакции, которая действовала на момент издания оспариваемого решения) утверждено Положение о департаменте по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области (далее -департамент).
К полномочиям департамента отнесены, в частности, выдача долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира на основании решений Правительства Свердловской области; приостановление, аннулирование долгосрочных лицензий; заключение договоров о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром.
Таким образом, на момент обращения отделения в департамент - 28.01.2010 с заявлением департамент являлся лицензирующим органом в сфере пользования объектами животного мира на территории Свердловской области.
Пунктами 14 Положения о выдаче лицензий (в ред. приказа Минсельхоза РФ от 29.12.2007 N 678) предусмотрено, что в случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае утраты лицензии лицензиат или его правопреемник подает заявление в лицензирующий орган о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения. При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.
Таким образом, Положением о выдаче лицензий предусмотрена процедура переоформления лицензии, в том числе, в случае утраты лицензии лицензиатом.
При этом по смыслу пункта 14 Положения о выдаче лицензий в случае утраты лицензии заявление лицензиата в лицензирующий орган о выдаче ему дубликата утерянной лицензии должно сопровождаться представлением соответствующих документов, то есть документов, подтверждающих факт утраты лицензии. Требование о предоставлении иных документов является неправомерным.
Как следует из материалов дела, 28.01.2010 отделение обратилось в департамент с заявлением о выдаче ему дубликата названной лицензии взамен утерянного подлинного экземпляра. Таким образом, соответствующими документами, которые могли быть истребованы департаментом, являлись документы, подтверждающие лишь факт утраты лицензии.
Однако департамент письмом от 04.02.2010 N 307 предложил отделению предоставить правоустанавливающие документы по вопросу правопреемственности отделения по отношению к союзу либо 3-му Свердловскому обществу охотников и рыболовов. Вместе с тем данные документы не имеют какого-либо отношения к разрешению вопроса, поставленного отделением.
На иные основания для невыдачи дубликата департамент в своем ответе не сослался.
Таким образом, в нарушение требований ст. 200 АПК РФ доказательств законности принятого им решения в форме письма от 04.02.2010 N 307 департаментом суду не представлено.
Довод департамента о том, что он не является правопреемником Россельхознадзора, отклоняется судом как не имеющий значения для настоящего дела. Институт правопреемства является гражданско-правовым. В силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Довод департамента о том, что на момент выдачи отделению спорной лицензии Свердловскоблохотуправление не имело права осуществлять данную деятельность, также отклоняется судом. Доказательств прекращения полномочий названного органа на 22.04.2005 с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 10.08.2005 N 498 департаментом суду не представлено.
Таким образом, суд считает действия департамента незаконными и нарушающими права отделения в сфере предпринимательской деятельности, связанной с организацией охоты.
Вместе с тем суд считает указанный отделением способ устранения допущенного департаментом нарушения прав отделения путем возложения на департамент обязанности по выдаче отделению долгосрочной лицензии не соответствующим предмету спора, поскольку фактически вопрос о переоформлении (выдаче дубликата) утерянной лицензии департаментом не рассмотрен и решение по данному вопросу не принято, в том числе не принято и решение об отказе в выдаче дубликата утерянной лицензии.
При таких обстоятельствах суд считает, что следует обязать департамент устранить допущенное нарушение прав и законных интересов отделения путем предоставления (направления) мотивированного решения по заявлению от 28.01.2010 о выдаче дубликата долгосрочной лицензии от 22.04.2005 серии ХХ N 7370.
Данный вывод подтверждается, в частности, Постановлением ФАС Уральского округа от 25.05.2010 N Ф09-3805/10-С4.
Требование отделения об установлении юридического факта правопреемства отделения по отношению к общественной организации "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" в части пользования охотничьими угодьями (Исовское охотничье хозяйство) по договору от 18.10.1995 временного пользования охотничьими угодьями для ведения охотничьего хозяйства суд находит подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 219 АПК РФ удовлетворение судом заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, возможно при одновременном наличии следующих условий: этот факт порождает юридические последствия; установление юридического факта не связывается с разрешением спора о праве; если заявитель не имеет другой возможности получить, либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок его установления.
17.06.1992 в установленном законом порядке зарегистрирован Устав общественного объединения "Союз обществ охотников и рыболовов Свердловской области". На 18-й отчетно-выборной конференции Союза обществ охотников и рыболовов Свердловской области, состоявшейся 29.06.1996, принято решение о переименовании общественной организации в Союз охотников и рыболовов Свердловской области (далее - союз).
В соответствии с п. 7.5 устава союза, зарегистрированного 22.11.1996 Управлением юстиции Свердловской области, союз имеет филиалы, в том числе Лесное районное общество охотников и рыболовов.
На внеочередной 19-й конференции союза 24.02.1999 принято решение о реорганизации в форме выделения из него ряда филиалов и создании на их основе самостоятельных юридических лиц.
Отделение зарегистрировано в качестве юридического лица 13.05.1999 (ОГРН 1036605613307).
Той же датой (13.05.1999) зарегистрированы изменения в устав союза, согласно п. 7.5 которого Лесное районное общество охотников и рыболовов не упоминается среди филиалов союза.
Несмотря на указание в документах о реорганизации союза в форме разделения из материалов дела усматривается проведение реорганизации в форме выделения (ст. 57, 58 ГК РФ). При выделении из состава юридического лица одного или нескольких лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
Сведений о правопреемстве учредительные документы (устав) отделения не содержат. Однако в соответствии с разделительным балансом союза от 13.05.1999 исх.N 171А отделение создано на базе имущества союза.
Данное обстоятельство подтверждается также письменными отзывами союза и объяснениями его представителя в судебном заседании. Спор о праве отсутствует.
Правопреемство других бывших филиалов союза подтверждено решениями Арбитражного суда Свердловской области по делам N А60-22186/2008, А60-34597/2008, А60-57654/2009.
Постановлением Главы администрации Свердловской области от 29.09.1994 N 488 охотничьи угодья на территории Исовского охотничьего хозяйства переданы в пользование Союзу охотников и рыболовов Свердловской области.
Между Администрацией Свердловской области и союзом заключен договор от 18.10.1995 временного пользования охотничьими угодьями на территории Исовского охотничьего хозяйства сроком на 25 лет. Предметом договора является пользование охотничьими угодьями площадью 104 тыс. га на территории Нижней Туры, Новолялялинского района.
Договор от 18.10.1995 от лица охотпользователя подписан руководителем союза Воличенко А.В. и председателем правления 3-го Свердловского общества охотников и рыболовов г. Лесной - филиала союза в городе Лесном Свердловской области Роскошем Е.С.
Исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств, в том числе объяснений лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что отделение создано путем реорганизации союза на основании постановления 19-й внеочередной конференции союза от 24.02.1999 и является правопреемником союза в части пользования охотничьими угодьями (Исовское охотничье хозяйство) по договору от 18.10.1995 временного пользования охотничьими угодьями для ведения охотничьего хозяйства, заключенному между Администрацией Свердловской области и общественной организацией "Союз охотников и рыболовов Свердловской области".
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 201, 217-222 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Требование общественной организации "Лесное районное отделение общественной организации "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" (ИНН 6630000924, ОГРН 1036605613307) к Департаменту по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, выраженные в письме от 04.02.2010 N 307 о переоформлении лицензии от 22.04.2005 серии ХХ N 7370.
Обязать Департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов отделения путем предоставления (направления) мотивированного решения по заявлению отделения от 28.01.2010 о выдаче дубликата долгосрочной лицензии от 22.04.2005 серии ХХ N 7370 не позднее одного месяца после вступления настоящего решения в законную силу.
Исполнение решения в данной части возложить на руководителя Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области.
2. Заявление общественной организации "Лесное районное отделение общественной организации "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" об установлении факта, имеющего юридическое значение, удовлетворить.
Установить, что общественная организация "Лесное районное отделение общественной организации "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" является правопреемником общественной организации "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" в части пользования охотничьими угодьями (Исовское охотничье хозяйство) по договору от 18.10.1995 временного пользования охотничьими угодьями для ведения охотничьего хозяйства, заключенному между Администрацией Свердловской области и общественной организацией "Союз охотников и рыболовов Свердловской области".
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области в пользу общественной организации "Лесное районное отделение общественной организации "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" (ИНН 6630000924, ОГРН 1036605613307) 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 июля 2010 г. N А60-8302/2010-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника